О некоторых актуальных проблемах безопасности подростков в интернет-пространстве
Иголкина Кристина Павловна
к.с.н., преподаватель, ГБПОУ КК Краснодарский педагогический колледж
Виртуальный аутизм
- проще общаться в мессенджерах, чем вживую;
- хочется постоянно проверять соцсети, даже когда рядом друзья и семья;
- проще отказаться от общения с человеком, чем подстраиваться под его характер;
- не заинтересованы в конкретных людях, и они для подростка легко заменимы;
- непонятно, что чувствует другой человек, и подростку все равно;
- много времени проводит в сети;
- реальная жизнь бедна на события и эмоции.
Кибербуллинг
Последствия кибербуллинга
- нежелание посещать учебное учреждение
- снижение успеваемости школьника
- снижение самооценки подростка
- потеря уверенности в себе
- нарушение психического развития
- психические расстройства
- психоэмоциональную нестабильность
- постоянное чувство тревоги
- суицид
Секстинг
- Секстинг - пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи
- Согласно исследованию, подростки вступают в подобные переписки, чтобы добиться внимания, понравиться кому-то, испытать острые ощущения и почувствовать свою сексапильность
Вовлечение подростков в экстремистские и радикальные сообщества
Информационный экстремизм характеризуется:
- радикальностью
- антисоциальностью
- аморальностью;
- институциональностью – он «вызревает» и институционализируется в пограничных условиях и маргинальных пространствах
- искажением политико-правового мышления
- противоправностью результатов.
Вовлечение подростков в экстремистские и радикальные сообщества
К проявлениям экстремизма в сети «Интернет» можно отнести следующие действия:
- распространение медиафайлов или литературы, возбуждающей ненависть либо вражду, а равно унижающие достоинство человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе
- распространение призывов к экстремистской деятельности, неконституционной смене власти, применению насилия против отдельных граждан или групп лиц, объединенных по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии
Вовлечение подростков в экстремистские и радикальные сообщества
Агрессивное и преступное поведение
Эрик Харрис и Дилан Клиболд 20 апреля 1999 года в Columbine High School (застрелили 13 человек, ранили 24)
Старшеклассники были поклонниками неофашизма и приурочили нападение к Дню рождения Адольфа Гитлера. Много раз они «моделировали» свой расстрел в компьютерных играх.
Агрессивное и преступное поведение
Разработчик Дэнни Ледонн тоже попал под воздействие «Колумбайна». И в 2005 году он создал компьютерную игру Super Columbine Massacre RPG, полностью повторяющую события 1999 года.
Агрессивное и преступное поведение
Массовое убийство в Виргинском политехническом институте — Virginia Tech в городе Блэксберг устроил 16 апреля 2007 года студент из Южной Кореи Чо Сын Хи.
Агрессивное и преступное поведение
14 декабря в начальной школе в Санди-Хук, в штате Коннектикут 20-летний Адам Ланза убил 20 малышей, шестерых взрослых, а также ранил еще двоих. Перед тем, как отправиться в школу, Ланза застрелил свою мать. Всего погибли 28 человек, включая самого стрелка.
Агрессивное и преступное поведение
14 ноября 2019 года в Благовещенске 19-летний студент Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства устроил стрельбу в здании данного учебного заведения из охотничьего оружия. Погиб 19-летний мужчина, еще трое молодых людей пострадали. Злоумышленник покончил с собой.
20 марта 2015 года в школе №64 города Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое учащихся восьмого класса.
11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 города Нижнекамска (Республика Татарстан) 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте.
12 мая 2017 года в городе Усинске (Республика Коми) во дворе школы №2 один из учеников 2001 года рождения открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. Травму глаза получила девочка 2003 года рождения.
Агрессивное и преступное поведение
5 сентября 2017 года ученик девятого класса школы №1 города Ивантеевка (Московская обл.) принес в учебное заведение самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он выстрелил из оружия в учительницу и ударил ее топором.
19 октября 2017 года в Сыктывкаре (Республика Коми) 13-летний подросток пронес на занятия в школу №12 пневматический пистолет. Во время игры с оружием произошел непроизвольный выстрел
22 декабря 2017 года в городе Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) ученик девятого класса устроил стрельбу на территории школы.
18 января 2018 года в гимназии №1 им. К. Д. Ушинского в Симферополе (Республика Крым) ученик седьмого класса ранил пятиклассника в ногу из пневматического пистолета. 21 марта 2018 года в школе №15 городе Шадринск (Курганская обл.) на уроке, когда учитель вышел из класса в медицинский кабинет, 13-летняя ученица произвела несколько выстрелов из пневматического пистолета
17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже произошла стрельба, сопровождавшаяся подрывом самодельного взрывного устройства. В результате погибли 20 человек, не менее 65 человек получили ранения.
19 сентября 2019 года при проведении занятий по стрельбе в гимназии №16 Красноярска выстрелом из пневматического оружия была ранена в мочку уха одиннадцатиклассница.
Агрессивное и преступное поведение
Игры, цель которых суицидальное поведение молодежи
- Синий кит (а также известны другие названия, такие как «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Красная сова», «Море китов», «Млечный путь», «NaN», «F57» и др.) - российская городская легенда о существовании в социальных сетях некой игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение самоубийства.
Игры, цель которых суицидальное поведение молодежи
Распространение криминальной субкультуры
- Языковая культура молодого человека беднеет, а словарный запас наполняется сленгами, жаргонами, иностранными аббревиатурами.
- Распространены группы и сообщества о криминальной тюремной субкультуре в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники и др.) и на Youtube каналах.
Распространение криминальной субкультуры
Распространение криминальной субкультуры
Распространение криминальной субкультуры
Распространение криминальной субкультуры
Распространение информационной рекламы о новых наркотических средствах
- Снюс - вид табачного изделия. Представляет собой измельчённый увлажнённый табак, который помещают между верхней (реже - нижней) губой и десной на длительное время - от 5 до 30 минут. При этом никотин из табака поступает в организм.
- В декабре 2015 года Госдума приняла закон, который устанавливает запрет на оптовую и розничную торговлю сосательным табаком (снюсом). После установления запрета в 2015 году снюс стали ввозить и продавать под видом жевательного (некурительного) табачного изделия.
Распространение информационной рекламы о новых наркотических средствах
Распространение информационной рекламы о новых наркотических средствах
Интернет-казино
Интернет-казино
Профилактические меры по безопасности Глобальной сети
- Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru, www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы на которых оказывают помощь, как взрослым, так и детям.
- Профилактические беседы с обучающимися и их родителями.
- Анкетирование и тестирование родителей и детей.
- Сказкатерапия для младших школьников.
- Распространение буклетов, плакатов, стендов.
- Ознакомление с пособиями.
www.saferunet.ru
www.detionline.org
Профилактические беседы с обучающимися и их родителями
- Родительские собрания
- Классные часы (опасность Интернета, интернет-зависимость, правила пользования и др.)
- Тематические мероприятия, игры
Анкетирование и тестирование
- Анкета для родителей «Безопасность детей в сети Интернет»
- Как дети дома используют Интернет в учебных целях?
- Какие сайты посещают?
- Сколько времени им дается на свободное использование Интернета?
- Проверяете ли Вы на какие сайты заходят Ваши дети?
- Есть ли у Ваших детей виртуальные знакомые, друзья?
- Спрашивает ли Ваш ребенок Вас о незнакомых вещах, которые узнает в Интернете? Если да, о каких?
- Есть ли у Вас доступ к странице в сети Вашего ребенка?
Анкетирование и тестирование
Анкета для учащихся
- Как часто ты занимаешься за компьютером?
- а) каждый день б) один раз в неделю в) другое (напиши свой ответ) ___________________________________________________________________________________
- Если занимаешься, то сколько времени ты проводишь за компьютером в день?
- а) один час б) два часа в) другое (напиши свой ответ) ______________________________
- Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
- а) свои увлечения б) свой домашний адрес в) личные данные родителей г) успеваемость
- а) самостоятельно б) самостоятельно, но под контролем родителей в) вместе с родителями
- Стоит ли на твоем компьютере Фильтр (запрет на посещение нежелательных и опасных сайтов)?
- Подключен ли твой мобильный телефон к Интернету?
- а) да б) нет
- В каких целях ты используешь Интернет?
- а) поиск информации б) общение с друзьями в) игры г) другое (напиши свой ответ)____________________________________________________________________________
- Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
- а) посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
- б) пойти на встречу одному
- в) пригласить с собой друга
- Знаешь ли ты, чем опасны социальные сети?
- а) личная информация может быть использованы кем угодно в разных целях
- б) при просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан
- в) все вышеперечисленное верно
Сказка терапия для младших школьников
Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет
В некотором царстве, Интернет - государстве жил-был Смайлцаревич-королевич, который правил славным городом. И была у него невеста -прекрасная Смайл-царевна-Королевна, день и ночь проводившая в виртуальных забавах. Сколько раз предупреждал её царевич об опасностях, подстерегающих в сети, но не слушалась его невеста.
Не покладая рук трудился Смайл-царевич, возводя город , заботился об охране своих границ и обучая жителей города основам безопасности жизнедеятельности в Интернет-государстве. И не заметил он, как Интернет-паутина всё-таки затянула Смайл-царевну в свои коварные сети. Погоревал - да делать нечего: надо спасать невесту…
Распространение буклетов, плакатов, стендов
Распространение буклетов, плакатов, стендов
Распространение буклетов, плакатов, стендов
Распространение буклетов, плакатов, стендов
Распространение буклетов, плакатов, стендов
Благодарю за внимание!