Г.Г. Нагоева,
преподаватель биологии
ГБПОУ РА «АПК им. Х. Андрухаева»
О некоторых инновационных подходах в подготовке будущих педагогов
Среднее профессиональное образование (СПО) - важная составная часть российского образования. Оно развивается, как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.
В последнее время значительно изменяются требования к содержанию СПО. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. Решение поставленных задач требует и новых подходов в их решении, т.е. определённых инноваций.
Вся деятельность нашего коллектива направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, необходимых в их практической деятельности, умения самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний, любви к своей профессии, т.е. на качественную подготовку будущих специалистов в соответствии с ФГОС СПО.
Чтобы реализовать эту цель, мы не только обновляем содержание и технологии образования, но прежде всего, учитываем специфику нашего учебного заведения, готовим учителя, способного решать эти сложные социально-педагогические задачи.
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных учреждений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по моделям, включая авторские. В этом направлении идет процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Преподавателями колледжа наряду с традиционными видами и формами обучения используются различные педагогические технологии, реализация которых позволяет строить образовательный процесс на современном уровне. Выбор технологий обучения осуществляется каждым педагогом с учётом требований ФГОС и на основе его личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Например, преподаватели естественных дисциплин, располагая достаточно обширной видеотекой, большим количеством электронно-образовательных ресурсов по предметам цикла, практически каждый урок проводят с использованием мультимедийных пособий, повышающих его эмоциональность, выразительность, содержательность и способствующих повышению качества усвоения учебного материала. Использование ИКТ не только повышает уровень использования наглядности на уроке, но и психологически облегчает процесс усвоения материала, расширяет общий кругозор и увеличивает производительность труда студентов.
Большое внимание педагоги уделяют активизации познавательной деятельности, используя такие приёмы, как: решение творческих задач, постановка логических проблемных ситуаций, выполнение заданий на установление причинно-следственных связей. Занятия строят на мета- и межпредметной основе, которая способствует формированию регулятивных, коммуникативных способов деятельности студентов.
Преподавателями хорошо продумана и отработана система проверки знаний студентов. Это позволяет реализовывать контроль и коррекцию учебной деятельности, обеспечивает оперативное и адекватное педагогическое оценивание.
Педагогами созданы и постоянно обновляется учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам
Уметь учиться (в контексте компетентностного подхода) - значит уметь переводить информацию в знания. Информация тогда превращается в знания, когда студент применяет ее на практике, т.е. информация превращается в компетенции, т.к. знания нашли практическое применение. Компетентность, таким образом, проявляется в деятельности.
Таким образом, становится очевидной тенденция усиления личностной направленности образования, создания ситуаций выбора, опоры на интересы и потребности обучающихся, активизации обучающихся в образовательном процессе. А это значит, что студенты должны сами искать, исследовать, строить свои знания.
Поэтому нами была пересмотрена и усилена лабораторно-практическая составляющая естествоведческих дисциплин. Считаем, что такой подход способствует более эффективному усвоению студентами программного материала и позволяет приобретать профессиональные компетенции, необходимые для правильной постановки учебной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми.
Значительное внимание преподаватели уделяют формированию самостоятельного поиска знаний студентами не только на уроках, но и во внеурочное время. С этой целью разработана не только тематика, но и методические рекомендации по организации данного вида деятельности студентами по предметам.
Таким образом, использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогам продуктивно использовать учебное время и добиваться определённых положительных результатов в обучении студентов.
В заключении следует отметить, что современная система общего и среднего профессионального образования в России работает сегодня в режиме активного развития. При этом важно своевременно вычленить новые тенденции роста, накопить опыт решения сложных, как пришедших из прошлого, так и сиюминутно возникающих проблем, научиться его оперативно распространять и интегрировать в образовательную среду для качественной подготовки будущих специалистов в соответствии с запросами общества. Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе являются одним из эффективных направлений, которое позволит успешно решить поставленную задачу.