МБОУ «Нововасильевская ООШ»
Классный час
на тему:
«О подвиге Александра Прохоренко»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/07/29/s_5d3f2627bc889/1187181_1.jpeg)
Подготовила
учитель начальных классов
Ширшицкая О.В
2019 г.
Цель: сформировать представление у обучающихся о героизме как о многогранном понятии
Задачи:
- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из жизни;
- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;
- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;
- формировать активную жизненную позицию;
- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, шаблоны
Ход урока
I. Организационный момент (+ постановка цели урока, определение темы классного часа)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем, как назвать тему классного часа – давайте немного поиграем. У вас на партах лежат карточки со словами. Вам нужно составить из них предложения - это могут быть высказывания каких-то известных, а может и неизвестных вам людей, и затем прочитать вслух то, что у вас получилось (обучающиеся составляют высказывания)
- Несчастна страна, у которой нет героев (Пьер Буаст)
- Героизм — это победа души над телом (А. Амьель)
- В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький)
- Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях (А. Т. Твардовский)
(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)
Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о герое и героизме, ведь тема нашего классного часа: "О подвиге Александра Прохоренко...". Я долго думала, какой знак препинания поставить в конце - точку, восклицательный или вопросительный знак. Но остановилась на многоточии. Почему? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего занятия. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Алексея Толстого: "Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь". Скажите, а кто это - герои?
(Ученики высказывают свое мнение).
Учитель: Но кто же на самом деле герой?
"Герой – это человек, совершивший что-то хорошее ради других, обладающий мужеством, отвагой, смелостью, способный на самопожертвование".
" Герой – это человек, совершивший великий подвиг", и здесь же: "Герой - это персонаж литературного произведения".
"Герой – это человек, который спасает людей".
-Каких вы знаете героев?
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуют данное понятие словари. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
(Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
Учитель: Герой - это человек, совершающий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»? (мнение учащихся).
Учитель: А вот такое определение даётся в словаре: "Подвиг - самоотверженный героический поступок". "Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке" (слова даны на слайдах). Скажите, а кто-нибудь из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? (мнение учащихся).
Учитель: Давайте с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). Помощь в этом нам окажет стихотворение
Ученица: Герой не тот, что грудь горою.
И голос – во! И руки – во!
Не громким голосом героя
Мы измеряем рост его.
Другой, глядишь, и скажет скупо,
И вид не тот, и ростом мал...
Но как высок его поступок!
Как звонок мужества металл!
И мы теряемся порою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам…
Учитель: Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)
Учитель: Замечательный получился портрет. Вот только мучает меня вопрос: легко ли быть героем? Во имя чего или кого они готовы совершить подвиг, даже зная, что он станет для них последним? (мнение учащихся)
Учитель: Во имя веры, во имя своих убеждений можно стать героями, но я считаю, что героями становятся из-за любви. Да-да, именно любви - любви к Родине, любви к матери, любви к ближнему своему. Ведь еще Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". А как становятся героями? Может быть, ими рождаются? (мнение учащихся)
Учитель: Вернемся к теме нашего классного часа. Так почему все-таки я поставила в конце предложения многоточие? (мнение учащихся)
Учитель: Я хотела вам рассказать об Александре Прохоренко
Александр Прохоренко родился 22 июня 1990 года в селе Городки Тюльганского района Оренбургской области. Отец Александр Васильевич работал трактористом, мать Наталья Леонидовна — уборщицей в администрации. В 2007 году с серебряной медалью окончил Городецкую среднюю общеобразовательную школу, поступил в Оренбургское высшее зенитное ракетное училище. В 2008 году в связи с закрытием училища был переведён в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, которую окончил с отличием. После окончания академии был распределен на должность специалиста группы Сил специальных операций Российской Федерации. С января 2016 года принимал участие в российской военной операции в Сирии, выполнял задачу по наведению авиаударов на важнейшие объекты террористической организации «Исламское государство», выдавая точные координаты расположения боевиков. 17 марта 2016 года Прохоренко, находившийся неделю в тылу противника, был окружён боевиками «Исламского государства» в районе населённого пункта Тадмор (провинция Хомс, Сирия). Старший лейтенант вступил в бой с террористами и, не желая сдаваться в плен, вызвал огонь на себя. Вместе с Прохоренко погибли и окружившие его боевики «Исламского государства». О гибели Прохоренко Министерство обороны Российской Федерации официально сообщило 24 марта 2016 года. 6 мая 2016 года тело Прохоренко было захоронено с воинскими почестями на кладбище села Городки. В день похорон в Оренбургской области был объявлен траур. Указом Президента РФ Александру Прохоренко присвоено звание Героя России посмертно. Ему не было и 26 лет.
Учитель: Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком». Помните о том, что в жизни всегда есть место подвигу и человеческой доброте, но путь к ним лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто рядом с вами.
Учитель: Наш классный час походит к концу. Закончить его мне хотелось бы такими словами:
Срывает время тайного печать.
И подвиг не забыть, не замолчать,
Не спрятать вместе с папками в архив.
Пока мы помним, этот подвиг жив!
Учитель: Если наша беседа хоть немного затронула вас, затронула пусть даже самый маленький кусочек вашей души, зажгла в вашем сердце хоть искорку, или просто вам понравилось то, что вы сегодня услышали, возьмите это маленькое сердечко (они лежат у вас на партах) и прикрепите его сюда, на большое сердце. Это будет знаком того, что герои живы, жива и память о них - она в наших сердцах (учащиеся прикрепляют сердечки на макет сердца и крепят его к доске).
Учитель: Спасибо вам за работу!