СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О применении принципов и приемов общей дидактики в музыкальном образовании

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая техника – комплекс умений, который помогает учителю успешно проявить себя в учебно–воспитательной работе с детьми, показатель его педагогического мастерства. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением; вторая группа компонентов педагогической техники раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические; организаторский, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел. В данной статье принципы и приемы педагогической техники (принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности) рассматриваются в плане их реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«О применении принципов и приемов общей дидактики в музыкальном образовании»



О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ И ПРИЕМОВ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Педагогическая техника – комплекс умений, который помогает учителю успешно проявить себя в учебно – воспитательной работе с детьми, показатель его педагогического мастерства. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением; вторая группа компонентов педагогической техники раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические; организаторский, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел. В данной статье принципы и приемы педагогической техники (принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности) рассматриваются в плане их реализации на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Каждый из этих принципов реализуется с помощью конкретных приемов. Рассмотрим каждый из этих принципов.

Принцип открытости. Этот принцип призван развивать у детей любознательность, стремления к расширению своих знаний.

Реализуя этот принцип, учителя не только дают знания, но и определяют их границы, сталкивая ученика с проблемами, решение которых позволит ему выйти за пределы изучаемого курса.

В программе Д.Б. Кабалевского это положение отражено в «Основных принципах и методах программы», в ее направленности на поиски как заинтересовать детей. В программе Ю.Б Алиева, в теме, которая раскрывается в течение всего года обучения в 7 классе, (музыкальное самообразование в повышении духовной культуры, использование в целях самообразования радио - и телепрограмм, кино) ее освещение предполагает использование внеклассных форм работы, конкурсы на лучшую фонотеку, обмен опытом в сборе материалов о музыке, расширение за счет серьезной музыки тематики школьных уроков. В программе Г.П. Сергеевой и Е. Д. Критской – использование в 5-9 –х классах метода проектов – педагогической технологии ,ориентированной на приобретение учащимися новых знаний путем самообразования . В содержание учебников ,начиная с 6 класса введен раздел « Исследовательский проект» . Содержание проектов направлено на постижение учащимися в индивидуальной и коллективной форме вечных тем искусства и жизни. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности. Это может быть индивидуальное и коллективное музицированние, театрализация, изготовление альбомов, газет, составление коллекции и др. Итогом деятельности учащихся по проекту может стать письменная творческая работа, которую они потом защищают . Защита может проходить в форме коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального спектакля, представления для младших школьников.

Этот принцип реализуется с помощью метода художественного контекста, который предполагает «выход за пределы» урока музыки в изобразительное искусство, литературу, историю, философию, психологию и, самое главное, – в жизнь.

Из педагогической практики известно, что дети чаще решают так называемые «закрытые» задачи, то есть такие, которые имеют точное решение и единственный верный ответ. Музыкальное искусство многомерно, здесь не может быть однозначного ответа ни при восприятии музыкального образа, ни при исполнении музыкального произведения. Поэтому под «использованием в обучении открытых задач» подразумевается то, что учитель должен выслушивать ответы учеников, не навязывать готовых формулировок или собственных впечатлений о прослушанной музыке. Недаром Д. Б. Кабалевский советовал сначала дать детям прослушать музыкальное произведение, выслушать их мнение о прослушанном и лишь потом изложить необходимые сведения об этом произведении.

Принцип деятельности – самый известный принцип, действующий во всех областях знаний. Под ним воспринимается усвоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Деятельностный подход в музыкальном образовании способствуют развитию общих и музыкальных способностей. Одними из видов деятельности, используемых на уроке, являются: исполнительская (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах), импровизация и сочинение музыки, музыкально-теоретическая, историческая, поли художественная, проектная и др. при правильном и систематическом их использовании создают огромный плацдарм для деятельностно-практического освоения музыкального искусства.

На данном этапе развития музыкального образования для эффективной организации деятельности учащихся на уроке музыки учителя все чаще прибегают к использованию компьютерных технологий. Напомнив детям тему четверти «Музыкальный образ» и тему четверти «Развитие образа», педагог, прежде всего, выяснила у детей, что же на самом деле подразумевается под понятием «развитие». Далее, вспомнив тему первой четверти «Обобщенный образ», преподаватель назвала тему урока «Смутное время. Развитие образа народа в операх М. П. Мусоргского и М. И. Глинки». Уже с первых минут общения с детьми преподаватель использовала компьютер, выводя текст темы урока на экран. Заранее класс был распределен на 3 группы: «Музыканты», «Литераторы» и «Истории». Каждой команде было дано задание найти материалы о Смутном времени на Руси, соответствующие названию их группы. Преподаватель знакомит детей с личностями, творчество которых будет упоминаться в течение урока. С помощью слайд – шоу дети знакомятся с портретами компонентов М.П. Мусоргского и М. И. Глинки; историков – Н. М. Карамзина , В. О. Ключевского и С. М. Соловьева. Задачей детей на этом уроке была, слушая и анализируя фрагменты из опер, подтверждать или опровергать художественное воплощение тех или иных образов с позиции музыкантов, литераторов и историков. Для удобства на экран выведена таблица. Такая же таблица была создана для детей в группах. В ней дети должны были дать характеристику жизни народа на том или ином этапе Смуты на Руси и ту характеристику, которую дети прочувствовали от прослушивания музыкального фрагмента. Начальному историческому этапу на Руси соответствовал отрывок из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского «Сцена у Новодевичьего монастыря», второму – «Сцена у собора Василия Блаженного» той же оперы, третьему - заключительная сцена из той же оперы . Этой сцены нет у А . С . Пушкина. Мусоргский дописал ее сам на основе исторических событий 1611 года. Четвертому, завершающему историческому этапу, - фрагмент оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». После каждого прослушивания дети описывают свои впечатления в таблицы, а потом обсуждают вслух, приводя в доказательство исторические факты, отрывки из художественных произведений. Обсуждая слушание последнего фрагмент, каждая из групп читает все, что они записывали о народе (образе) на каждом этапе. Таким образом, с помощью разных видов искусства и истории у детей сложилось достаточно широкое представление об образе народа и его преподаватель разучивает главную тему очень яркого , победоносного хора «Славься!», которым заканчивается исполнение хора « Слава народу» С. В. Рахманинова на стихи Некрасова.

Для мультимедийного оформления конкретного занятия учитель музыки использовал программа Power Point, входящую в пакет Microsoft Office . Работа в группах активизировали познавательную деятельность детей ,убедительно атмосферы разных исторических периодов ,раскрытии образа народа. Весь урок прошел в деловой и творческой атмосфере.

Принцип обратной связи . С помощью связи контролируется не только уровень сформулированности или усвоения знаний ,но и настроение учеников ,степень их заинтересованности , уровень понимания. Поэтому необходимо регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи (та же).

В музыкальном образовании существует достаточное количество приемов обратной связи. Это коллективное ,групповой или индивидуальное исполнение песни ,пластическое или музыкально-ритмическое движение под музыку ,слуховые и ритмические диктанты ,задания на определение «пафоса» музыкального» произведения , творческие проявления в игровой деятельности и т.д.

Принцип идеальности. Данный принцип применительно к педагогической технике требует достижения высоких результатов при малом затрате времени (больше пользы , меньше затрат). Это одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач.

Отсюда следует, что необходимо максимально использовать возможности ,знания ,интересы самих учащихся с целью повышения и уменьшения затрат в процессе образования .

В музыкальном образовании на реализацию данного принципа направлены программы, имеющие комплексный характер и использующие все виды искусства для оптимизации формирования у учащихся широкого мировоззрения(Н. А. Терентьева), а также уроки интегрированного типа ( Д. Б. Кабалевский и др.)

Авторитет учителя состоит из авторитета силы и знания . Для поддержки авторитета знания необходима демонстрация профессионального уровня. Следовательно, учитель должен показать свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

Таким примером на уроках музыки должно быть хорошее владение учителем голосом ,музыкальным инструментом ,знание музыкальной литературы всех эпох и направлений ,то есть, владение профессиональными заданиями ,умениями и навыками. Давая творческое задание на сочинение песни на определенный стихотворный текст ,учитель должен быть готов к тому , что бы продемонстрировать свой вариант свой вариант творчества.

- учитель выходит за пределы учебника.

- учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

- учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Приведем пример из передового педагогического опыта. Учитель предлагает путем сопоставления произведений Шнитке и Вивальди проникнуть в мир их чувств . «Чем больше прожито» жизней, тем быстрее взрослеют и мужают наши воспитанники»,- отмечает автор .А.Шнитке- человек , живущий в каком- то разваливающемся мире, расползающемся «по швам», уплывающем из- под ног . Это человек, который страдает, находясь в мире абсурда и жестокости . Вивальди- человек гармоничной эпохи , в которой все пребывает в равновесии.

Что касается молодежной субкультуры ,то вопрос о ее использовании на уроках музыки ,так же как и вопросы отношения к классической музыки у подростков, должны стать предметом отдельного размышления и исследования в силу своей сложности и неоднозначности. Поэтому по сложным вопросам ,проблемам отношений учитель советуется с детьми .

У Д.Б. Кабалевского – « Уважительным должен быть разговор с любой аудиторией и верить надо в духовные силы тоже любой аудитории».

Дети должны сами давать оценку своему исполнению или ответам на уроке. Особенно это ценно в вокально-хоровой работе .Оценивание исполнения интонировать ,петь в ансамбле и т . д .

Формула : учитель завершает урок четко, традиционнымы словоми или действием

У Кабалевского : «весьма важным моментом» на уроке должна быть последняя фраза . Она должна быть содержательной и проникновенной .

Учитель использует традиционную игру – отдых на уроках .

Традиционную игру- отдых на уроках музыки заменяет чередование видов деятельности (пластическое интонирование, ритмические движения под музыку, музыкальные игры). На основе высвобождения эмоционально- моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического «интонирования» происходит своего рода синтез слушания и исполнения ,направленные ,в конечном счете ,... на развитие музыкального восприятия» . С такой же уверенностью можно говорить о том ,что данный метод направлен на формирование положительной мотивации к художественно-познавательной деятельности .

Ученик участвует в управлении обучением ,выполняя некую роль!

На уроках музыки дети выступают (действуют) от лица исполнителя, слушателя, композитора, художника, литератора , историка. В отдельных случаях им поручается управлять , классным хором .

На уроках музыки учитель имеет достаточное представление об эмоциональном состоянии детей ,как в процессе исполнения , так и в процессе слушания музыки . Его скорее будет интересовать эмоциональный отклик на то или иное произведение .

Уроки музыки имеют и свою «советы- формулы» , назовет некоторые из них.

«Беседу на уроке надо рассматривать не как часть урока ,а как форму проведения урока» .

« Нельзя ничего вкладывать в головы ребят ,а наоборот ,нужно извлекать из них» . Они думающие личности.

Когда в классе звучит музык ,ни один из ребят не должен поднимать рук ,даже если он знает ,что после музыки учитель задаст какой- нибудь вопрос и он уже готов на него ответить. Слушание музыки – не игра в «загадки- отгадки»

В классе должна возникать атмосфера концертного зала . В этом случае у ребят проявляются не только навыки внимательного слушания , но и любовь и уважение к музыке .

«Вызываемая учителем активность класса может служить одним из важнейших критериев его педагогического мастерства».

- Для активизации аудитории следует использовать интегрирующее начало урока, вопросительную форму построения речи, столкновение контрастов неожиданность чередования сложные вопросов с простыми.

-«Запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствованно»

- «Для ребят не должно существовать никаких правил и упражнений ,отвлеченных от живой музыки , требующих заучивания и многократных повторений»

-« Меньше говорить, а больше действовать, меньше петь ,учителю ,больше слушать, и доверять детям без поддержки учителя .

- «Если вы хотите, чтобы ваши юные слушатели были активны, будьте активны сами если вы хотите, что бы они проявили интерес к музыке- ощущайте этот интерес всегда в самом себе, если вы хотите , чтобы они полюбили музыку ,любовь к ней должна жить в вашем собственном сердце , если вы хотите научить их размышлять о музыке , размышляйте вместе с ними ,не подменяйте живое движение своей мысли чтению хорошо «отработанного текста».

Вот основные трудности ,касающиеся реализации принципов и приемов педагогической техники:

-- Слабое владение учителем техникой применения творческих заданий ;

-- Недостаток знаний молодежной субкультуры;

-- Отсутствие навыков работы с компьютерными технологиями, отсутствие необходимого оборудования в школах;

-- Недостаточное оснащение знаний учебниками и рабочими тетрадями.

Анализ приведенного в работе материала показал , что принципы педагогической техники, вполне соответствует целям и задачам уроков в музыки, в большей части они изложены в самих программах , то есть являются составной частью предмета. Приемы педагогической техники , используемые на уроках музыки, отличаются от общепедагогических своей эмоционально-эстетической направленностью , что отражает специфику урока музыки как урока искусства .

Литература

1 . Гин А . Приемы педагогической техники . Режим доступа:

2. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн -. Искусство в школе 1997 №3

3. Теория и методика музыкального образования : науч_ методическое пособие Л.В. Школяр , М.С. Красильникова , Е. Д. Критская и др. 2001 г.

4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке ?- М. :Сов. Композитор»

5.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программа по музыке для общеобразовательной школы . Педагогические размышления : Избранные статьи и доклады – М ; Искусство






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!