СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О проблеме инклюзивного образования на уроках физкультуры в начальных классах в условиях образовательной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще и чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Сейчас стали говорить и писать о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. Термин «инклюзивное образование» приходится слышать от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования.

 

              В последние годы происходит обновление системы образования, сближение  специальных и общеобразовательных учреждений, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и закономерно возникают вопросы условий организации их обучения и воспитания на перспективу. Центром внимания педагогической общественности стал вопрос о совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основной целью образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости. Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

            Инклюзивное  образование дает:

·         детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности; 

·         родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии; 

·         школе – возможность расширить индивидуальные  образовательные услуги с целью подготовки выпускника  к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;

·         обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности; 

·         государству – возможность реализации  конституционных гарантий, соблюдения международных положений.

              Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или  особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению - это и есть основные цели  инклюзивного образования. Равный доступ к получению  того  или  иного  вида  образования  и  создание необходимых  условий для достижения успеха в  образовании  всеми  без  исключения  детьми независимо  от  их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей. 

Педагоги,   занимающиеся   проблемами   инклюзивного   образования, отмечают, что обычные дети, как правило, с легкостью помогают своим сверстникам с особыми потребностями стать неотъемлемыми участниками жизни класса, зачастую без помощи взрослых.Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное -способствует искренней заботе и дружбе.

Таким образом, можно сказать, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

 Педагоги, отмечая часто встречающееся у учащихся с ограниченными возможностями здоровья равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, конструируют эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий и т.п.

  Проблема развития учебной активности личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и социально-психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

 Теоретический анализ, педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый с ограниченными возможностями здоровья может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я»

С 2011  года наша школа  включилась в инновационную деятельность. Для её реализации были обучены преподаватели в краевом центре дистанционного обучения детей-инвалидов, оснащены рабочие места детей и преподавателей соответствующим оборудованием, предоставлен доступ каждого рабочего места в Интернет, создана нормативно-правовая база.  Основным результатом этой деятельности стало повышение социальной роли школы не только для жителей нашего села, но и для близлежащих сёл. В школе открылся и функционирует кабинет дистанционного обучения, в котором обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем в своей работе новую педагогическую технологию – инклюзивное образование, в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех детей без исключения.

Инклюзивное образование представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов).

Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

·         социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

·         природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

·         развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

·         создание безбарьерной образовательной среды.

              Своей основной задачей школа считает доступность получения образования и созданиенеобходимых условий для достижения успеха всеми детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.   

              Главную цель  работы мы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы для каждого участника образовательного процесса, реализации принципов доступности, непрерывности и вариативности образования от школьного до профессионального.

              В качестве приоритетных мы выделяем следующие направления деятельности школы:

·         создание  необходимых условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности учащегося через интеграцию школьного, общего и дополнительного образования;

·         вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями и их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием здоровья;

·         создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·         формирование у обучающихся положительного отношения к учению как фактору личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы посредством успешности в различных видах деятельности (учебной, творческой, проектно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.);

·         сохранение и укрепление здоровья школьников;

·         влияние на изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

            Мы обеспечиваем  участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Учащиеся является участником и победителем конкурсов, которые проводит центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Так ребенок-инвалид, ученик 4 класса,  участвовал в конкурсе компьютерных технологий «Мир вокруг нас» и был награжден дипломом. Наши дети – активные участники  мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов разного уровня. Все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Жизнь одинаково прекрасна для всех живущих на Земле.

              В работе с детьми, организуя их свободное время,  опора  идет на сотрудничество с семьей.  Для детей и родителей проводятся:

·           Дни  открытых дверей;

·           Работа родительского клуба «Азбука семейного общения»;

·           Встречи со специалистами в гостиной «Почемучка»;

·           Участие родителей  в совместных с детьми праздников, развлечений.

            Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.

          Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

            «Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» - гласит народная мудрость. Наверное, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью. Детям с ОВЗ доступны все радости, что и здоровым детям: занятия творчеством и спортом, создание художественных работ, участие в играх, праздниках, мероприятиях.

              Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

              Для того чтобы ребёнок смог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определённые знания, умения и навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает. Поэтому наша задача – расширить границы этого пространства, показать ребёнку его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует.

              Посмотрите вокруг, может такие дети «особые дети» живут рядом с вами в соседнем доме, подъезде или дворе. Они хотят чувствовать себя такими же, как все, быть ровней «здоровым» детям. А как тяжело это сделать, ловя на себе презрительные взгляды окружающих.

              Инвалидность не должны быть поводом, для  того  чтобы игнорировать «особого ребенка». Дети с ограниченными возможностями намного добрее и чувствительнее, чем их здоровые сверстники. Свыкаясь со своим положением, они не так трагично к нему относятся, но каждое доброе слово, жест, взгляд будут ими оценены.

              Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника.

            «Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал  сатирик Михаил Жванецкий.

              Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему - то научить», - сказал известный канадский педагог Жан Ванье.

             В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону,  делая добро.

 

Список  литературы:

1. Алехина  С.В.,  Алексеева  М.Н.,  Агафонова  Е.Л.  Готовность  педагогов  как  основной 

фактор  успешности  инклюзивного  процесса  в  образовании.  Психологическая  наука  и 

образование,  2011г.

2. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996 г.

3. Селевко Г. К. Социально – воспитательные технологии. Педагогические  технологии.

Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1, Т.2, М., 2006 г.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«о проблеме инклюзивного образования на уроках физкультуры в начальных классах в условиях образовательной школы»

Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка специалистов по физической культуре, гуманитарные технологии.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации занятий физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, совместно со здоровыми сверстниками и готовности специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования. Обсуждается целесообразность применения в условиях инклюзивного образования гуманитарных технологий как средства конструктивного общения ученика и педагога.

Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране.

Как отмечает Н. Голиков (2006), инвалидность, как психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической и политической дискриминацией.

Д. В. Зайцев (2004), на основании исследования мировой практики, акцентирует внимание на том, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного (особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы).

Одним из проблемных аспектов обучения детей с инвалидностью является установление ими дружеских отношений со сверстниками. Сторонники инклюзии считают, что ученики с инвалидностью и остальные ребята наладят дружеские отношения, если будут обучаться вместе и, соответственно, получат возможность общаться. Для любого ученика, особенно ребенка-инвалида, одним из наиболее важных результатов процесса обучения является обретение друзей.

Сравнительный анализ влияния специального образования и инклюзии на отношения и дружбу между учениками, проведенный Г. Банч, Э. Валео (2008) показал, что результаты воздействия инклюзивной системы обучения носят более позитивный характер. В отличие от учеников, обучающихся по инклюзивным программам, ученики специальных школ имеют существенно меньшее количество друзей среди сверстников-инвалидов. Социальное взаимодействие в школах с инклюзивными программами было в порядке вещей, в то время как в школах с интегрированными классами это взаимодействие значительно ограничивалось.

Следует отметить, что сегодня еще продолжается обсуждение семантического и прикладного значения слов «интеграция» и «инклюзия». Многие исследователи считают эти понятия синонимами. По нашему мнению, наиболее точно в своем выступлении на конференции «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» разделила эти понятия О. Боруцкая [6], акцентировав внимание на том, что «интеграция - это приспособление ребенка к среде, а инклюзия - это приспособление среды к ребенку».

Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-шакова (2003) обращают внимание на то, что внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Интересными являются результаты исследования Д. В. Зайцева (2004). Автором был проведен анализ зависимости изменения мотивации негативного отношения к образовательной интеграции у учителей от стажа педагогической работы. Наивысший уровень негативного отношения присущ молодым специалистам, проработавшим в сфере образования не более 10 лет. Он снижается с увеличением стажа педагогической работы. Например, если среди молодых специалистов (стаж до 10 лет) 58% боятся, что они не смогут работать в смешанных классах, то среди педагогов со стажем более 10 и 20 лет таких соответственно 41% и 38%. А у педагогов, проработавших более 40 лет, этот показатель составляет всего 2%.

Основная часть

Наше исследование показало, что можно выделить главную идею в явлении, обозначаемом «инклюзия»: включение людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья в общество на их собственных условиях, а не на условиях приспособления к правилам мира здоровых людей. Именно поэтому инклюзия должна рассматриваться как основной принцип организации занятий по физической культуре с детьми-инвалидами.

В то же время, необходимо отметить, что организация инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности: разработки программно-нормативных документов, изменения образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды. То есть проблема барьерной среды в случае занятий физическими упражнениями приобретает еще большее значение и выражается в определенных особенностях, связанных со специальным оборудованием мест занятий. Изменение содержания образовательного процесса, требует не только выбора учебного материала в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе, но и определения системы оценивания их успехов в двигательной деятельности.

Кроме этого, повышается психологическое напряжение специалиста по физической культуре, так как в значительной степени усложняются выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями для всех участников образовательного процесса, так как педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Хочется акцентировать внимание, и на том, что от специалиста по физической культуре при организации инклюзивного физического воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной физической культуры, в зависимости от заболевания детей.

Все вышесказанное дает основание предполагать, что наиболее доступными в рамках инклюзии являются рекреационные виды занятий физическими упражнениями. В наших предыдущих работах [4] было определено, что включение детей-инвалидов в совместную со здоровыми детьми физкультурно-рекреационную деятельность целесообразно определить термином инклюзивная физическая рекреация.

Определенные сложности в организации конструктивного общения занимающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, как с педагогом, так и со здоровыми сверстниками актуализирует проблему применения специалистами по физической культуре гуманитарных технологий, ставящих своей задачей конструирование ситуаций, демонстрирующих позитивную перспективу взаимодействия его участникам.

Целесообразность применения гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования связано с тем, что при их конструировании всегда создается определенный творческо-интеллектуальный продукт, предполагающий уникальное, эксклюзивное разрешение конкретной педагогической ситуации.

В рамках рассматриваемой проблемы нами было проведено исследования по выявлению отношения будущих специалистов по физической культуре к возможности работы в условиях инклюзивного образования и целесообразности применения гуманитарных технологий в такого рода профессиональной деятельности (А. Е. Митин, С. О. Филиппова, 2010).

В исследовании приняли участие студенты выпускного курса бакалавриата, обучающиеся по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста» (16 человек). В результате проведенного опроса были получены следующие результаты.

Две трети опрошенных положительно относятся к проведению занятий физическими упражнениями совместно здоровых детей и детей-инвалидов. Свое мнение студенты аргументировали следующим образом: «У детей-инвалидов будет выше мотивация для достижения результата», «Детям-инвалидам необходимо приобретать опыт общения со здоровыми сверстниками».

В то же время более 30% студентов отрицательно относятся к инклюзивным занятиям по физической культуре. Они считают, что дети-инвалиды будут некомфортно себя чувствовать, наблюдая, как здоровые сверстники выполняют то, что они выполнить не могут. Кроме того, данная группа респондентов убеждена, что подобные занятия очень сложны как по организации, так и по методике.

В ответе на вопрос: «Какие занятия физическими упражнениями целесообразно организовывать, исходя из принципа инклюзии?» студенты высказали мнение, что в большей степени этой цели может служить физкультурный праздник. Возможно так же совместное участие здоровых детей и детей-инвалидов в утренней гимнастике и физкультурном досуге. По мнению опрошенных, сложнее всего осуществление инклюзивного образования в процессе физкультурных занятий.

На вопрос о предпочтении в работе с детьми определенной нозологической группы, ответы студентов отличались большим разнообразием. Тем не менее, большинство из них хотят работать с детьми, имеющими нарушения речи и слуха. В меньшей степени они считают себя готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Большинство студентов считают себя не готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Практически все респонденты указали на целесообразность применения гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования. Это, по мнению студентов, связано с потенциально большей опасностью появления различных эмоционально сложных и даже конфликтных ситуаций при организации занятий детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии совместно со здоровыми сверстниками.

В ходе опроса были выявлены факторы (по 10-балльной шкале), которые могут затруднить работу специалиста по физической культуре при организации совместных занятий здоровых детей и детей-инвалидов.

В большей степени (7,44) студентов беспокоит отсутствие специальных навыков для общения с детьми-инвалидами (например, владение сурдопереводом), а также недостаток или отсутствие специального оборудования и приспособлений для таких занятий (6,67). В меньшей степени вызывают затруднения недостаточные знания по методике занятий с детьми-инвалидами (5,11) и организации взаимодействия здоровых детей и детей-инвалидов (4,89).

В качестве положительного результата можно отметить невысокие показатели по фактору «психологический барьер в общении с детьми-инвалидами» (4,22). Это, по нашему мнению, связано с освоением студентами дисциплины «Адаптивная физическая культура дошкольников». Немаловажное значение имеет также опыт близкого общения с людьми-инвалидами (в семье, в период учебы, на работе). На этот факт указали 38% опрошенных.

Заключение

Инклюзивное, совместное обучение не только помогает людям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.

Проведенное исследование показало, что будущие специалисты по физической культуре адекватно оценивают возможные трудности при работе в условиях инклюзивного образования и уровень своей готовности к их преодолению. Важным является то, что студенты понимают специфику инклюзивных занятий физическими упражнениями и склоняются к организации их в тех формах, которые наиболее целесообразны для решения поставленных задач.

Формирование у будущих специалистов по физической культуре компетентности в области гуманитарных технологий может во многом способствовать их успешной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Литература

  1. Банч Г., Валео Э. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников // Журнал исследований социальной политики. -2008. - Т. 6. - № 1. -С. 23-52.

  2. Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. - 2006. - № 1. - С. 2-7.

  3. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 127-132.

  4. Инклюзивная физическая рекреация в формировании толерантности здоровых школьников к сверстникам-инвалидам / В. П. Соломин, С. О. Филиппова, Е. А. Митин, А. Е. Митин, Т. В. Соловьева // Современные проблемы физической культуры и спорта: матер. междун. науч. -прак. конфер. -СПбНИИФК, 2008. - Т. 1. - С. 214-217.

  5. Митин А. Е., Филиппова С. О. Отношение будущих специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования // Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства: матер. междунар. конф. - СПб., 2010. - С. 411-416.

  6. Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов: пресс-релиз конференции//Центр социальной политики и гендерных исследований, 2007. -Режим доступа: http:// www.socpolicy.ru/activity/projects/2007/ title_proj_inclus (дата обращения: 12.05.10).

  7. Ярская-Смирнова Е. Р, Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. -2003. - № 5. - С. 100-106.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей