СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"О себе, о дружбе, о друзьях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор-рассуждение с игровыми моментами (кроссворд, викторина, театрализация стихотворений, пение песен). Мероприятие способствует формированию нравственных качеств.

Просмотр содержимого документа
«"О себе, о дружбе, о друзьях"»

Коновалова Л.А.

учитель начальных классов

МБОУ Вершинотейская СОШ

Классный час 3 класс

Тема: «О себе, о дружбе, о друзьях»

Цели: формировать нравственные качества обучающихся;

раскрыть сущность понятия «дружба»;

показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

развить стремление дружить с окружающими;

способствовать формированию дружного классного коллектива.

Задачи:

- выявить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;

-научить различать привязанность и настоящую дружбу;

-воспитывать чувство ответственности за окружающих людей, уважения

друг к другу;

Форма проведения – разговор-рассуждение с игровыми моментами (кроссворд, викторина, театрализация стихотворений, пение песен) и сопроводительной презентацией.

Ход мероприятия:


1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

- Сегодня у нас интересная и очень серьёзная тема. А о чём мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.

Слайд1

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной. (Медведь).

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).

4. С неба – звездой, в ладошку водой. (Снежинка).

5.Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

Какое слово получилось из выделенных букв? (Дружба).

2.Основная часть.

Итак, тема нашего разговора «О себе, о дружбе, о друзьях». Наш классный час посвящён важной теме. Мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между одноклассниками и товарищами.

Сегодня мы будем обсуждать несколько серьёзных вопросов:

-Как вы понимаете слово «Дружба»?

-Кто такой друг?

-Каким должен быть друг?

-И что значит дружить?

Учитель:

- Ребята наш разговор я хочу продолжить притчи.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.

- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Учитель:

- Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима?

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного».(у детей на столе рисунки, по которым дети делятся на группы).(солнышко, цветок, сердце, облако и один рисунок грозовой тучи)

Учитель обращает внимание, что один ученик остался один.

Учитель:

-Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?

-(Обращается к ученику): -Займи место в любой группе.

-Покажите, как надо приветствовать друга(выражать одобрение)

3.Рассуждение на тему занятия

О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.

Учитель: Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба между людьми помогает выстоять им в самых трудных жизненных ситуациях.

- А как вы понимаете, что такое дружба?

II. Беседа о значении слова «дружба».

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии. Слайд

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

- Ребята, перед вами дерево. На уроках русского языка мы говорили о том, что из корня может вырасти не только растение-дерево, но и слова. Какие это будут слова?

                        (Однокоренные)

-Подберите однокоренные слова к слову дружба.

(Дружба, дружить, друг, подруга, дружный, дружелюбный,

дружно, дружище, друзья, дружок,  …)слайд

Учитель:

-О дружбе размышляли во все времена философы, поэты, учёные излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение «Монолог о дружбе». Послушайте его(читает ученик)

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” –
Оба дружно начинают врать.

- Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? (Дети высказывают свои мнения)

-Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей?

Вижу много таких детей. Я думаю, что к концу классного часа вы поймете настоящие ли вы друзья?

Учитель:

-А кого мы называем настоящим другом? Давайте поразмышляем об этом.

-Какие понятия близки слову «Друг»? (приятель, знакомый, товарищ)

-Они близки, но всё же различаются.

Учитель:

-Сейчас поработаем в парах. На столе карточки с предложениями. Прочитайте и расположите по степени возрастания.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый. Приятельские отношения - временные узкие связи, нет взаимной заинтересованности в судьбе, личные симпатии.

Знакомый – человек, который с кем-нибудь состоит в знакомстве.

- А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить.

( читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)

О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… знакомый.

О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… приятель.

Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… товарищ.

О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете… друг.

Учитель: Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но от обычного приятельства дружба отличается тем, что друзья имеют родственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Учитель: Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает стихотворение ученик)

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Учитель:

-Можно такую дружбу назвать настоящей?

-Дружба-это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

Сонечка

Тронь ее нечаянно - сразу:

- Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул!

- Ой, я укололась, - слышен Сонин голос.

- Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит...

Я бы полежала бы - мама не велит.

Сговорились мальчики: - Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы - сколько будет в год?

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко

Учитель:

-Послушайте ещё стихотворение

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

-А таких друзей можно считать настоящими? Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость

Звучит песня в исполнении детей «Дружба» (Барбарики)

Учитель:

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать вашим другом?

2. Составление качеств настоящего друга.

- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

Сейчас мы с вами назовём их.

У вас на партах лежат листы, на которых написаны качества людей. Наша задача - выбрать те из них, которыми должен обладать настоящий друг.

(На партах – карточки: доброта, откровенность, честность, сострадание, ненависть, верность, злорадство, благодарность, справедливость, драчливость, искренность.

Учитель:

-А теперь составим модель слова ДРУГ (на доске карточки)

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Верный

Добрый

Скромный

Честный

Порядочный

Бескорыстный

-Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

(Дети исполняют песню «Настоящий друг»)

Учитель:-Ребята сейчас вы только учитесь дружить, у вас конечно есть уже успехи, а чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Существует много законов дружбы. Давайте попробуем вместе сформулировать самые важные из них.

Подсказка учителя. Слайд - Законы дружбы

-Должен ли друг постоять за своих друзей?

-Весело ли с хорошим другом?

Надо ли ссорится с другом по пустякам?

Надо ли ябедничать на друга?

Надо ли хвастаться перед другом?

Надо ли помочь друзьям в беде?

Надо ли грубить, кричать на друга?

Учитель:

-Молодцы, я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!

Девочки рассказывают 2 часть стихотворения “Монолог о дружбе”:

Ну, а может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет

Всех детей – и белых, и цветных.

- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский тоже составлял Законы дружбы, давайте с ними познакомимся. Мне очень приятно, что ваши мнения совпали со мнением великого педагога. Дружба – великое чудо!

Учитель:

- Дети, у вас на партах лежат колоски, мы сейчас составим из них пшеничные букеты.
- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?
- А когда она еще не созрела, то колосья какие?
- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?
- Если “да”, то раскрасьте желтым цветом, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, раскрасьте зеленым цветом.

Теперь свои колоски прикрепите на доску: желтые к желтым, зеленые к зеленым. Какой сноп больше?

Итог:

- Вы сейчас только учитесь дружить, у вас конечно есть уже успехи. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы.













8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!