Полотенце
ЗАДАЧИ:
- Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.
- Развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.
План урока:
- Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека. Текущий контроль умения и знания приёмов работы с бумагой в технике аппликации. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов. Выставка работ.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. В течение жизни человек выступает в разных качествах: сначала он ребёнок, которому ничего не нужно, кроме вкуса тёплого материнского молока на губах (детей первого месяца жизни называли «вода», их жизнь так хрупка и нежна, что, как вода, может утечь через пальцы, если не удержишь). Потом это мальчик и девочка, юноша и девушка, жених и невеста, вьюнец и вьюница, рожалая баба и мужик, большак и большуха, старик и старуха…, покойник.
Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой. Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла! Покрывая ими чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия. Многое в орнаментальной символике нам не доступно, но попробуем расшифровать хотя бы несколько знаков в пёстром и красочном узоре вышивки.
Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды. Русский фольклор и летописи сохранили множество примеров участия этих немых заклинаний в магических обрядах и ритуалах, которыми наши предки пытались воздействовать на природу и мир. Здесь можно вспомнить «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града. Простая вещь – полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти.
Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, связанную с изготовлением одежды, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валёк и трепало, густо усеянные солнечными знаками, символами земли и воды. Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими её непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды славян – обереговая.
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи ещё в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг – символ солнца и бесконечности. «Распоясался» - значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, когда гадали, когда в гроб клали. Ребёнка пеленали до тех пор, пока мать могла удерживать его двумя руками и коленкой; не удерживала – значит, надевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой.
Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.
В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца, - солярный знак.
Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.
Бог Перун, связанный с культом солнца, получил свой особый знак, похожий на колесо с шестью спицами, называемый ещё «шестикрылой розеткой». Такими знаками вышивали ритуальные полотенца, которые развешивались по стенам дома, защищая его от гнева Перуна (удара молнии).
Ребята! А какие ещё знаки-символы вы уже знаете? .
А где ещё и в наше время мы встречали красивые вышитые полотенца? Правильно, конечно, на свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль. Вспомните, что вышито на этих полотенцах. Вспомнили? Молодцы. Такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.
Практическая работа
- А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца. Работать будем в технике аппликации.
- Давайте вспомним приёмы складывания бумаги для вырезания повторяющегося или симметричного узора.
Подведение итогов