СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "О том, что дорого и свято. Непокорённые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное мероприятие, приуроченное к «Акция «Неделя памяти», о мужестве, стойкости и отваге блокадников Ленинграда                   

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ "О том, что дорого и свято. Непокорённые"»

МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска| Павлик Е.П.



О ТОМ, ЧТО ДОРОГО И СВЯТО. НЕПОКОРЁННЫЕ




В этом году исполняется 81 год со дня начала Великой Отечественной войны. Это одна из самых печальных и трагических дат в истории нашей страны. Смерть – это всегда страшно и горько, но нет ничего ужаснее и несправедливее, чем смерть ребенка. И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми Ленинграда в годы блокады, сложно подобрать определение. В преддверии Дня памяти и скорби вспоминаем самые страшные страницы Великой Отечественной войны – исписанные детским почерком.


Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались отметить  невероятно важное и значимое событие не только для нашего города, но и для всей страны – 65 годовщину со дня полного снятия  блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.

Но и сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением.


 На музыку «Письма войны» начинают читать.

Чёрное дуло блокадной ночи…

Холодно,

холодно, холодно очень…

Вставлена вместо стекла картонка…

Вместо соседнего дома – воронка…

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то…

Еле живая ушла на работу…(Надежда Радченко «Блокада»)


      Звучат фанфары. Выходят дети по очереди под музыку, выстраиваются в одну линию.


Ведущая 1.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.


Ведущая 2.

Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...


Ведущая 3.

Над городом- смертельная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.


Ведущая 4.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.


В 1941 году, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского ПОЧЕМУ? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.


1 ученик.

Убийство, война и блокада..

В тяжёлый для Родины час

Настигли детей Ленинграда –

Обычных детей, вроде нас.


2 ученик.

Настигли за партою в школе

И отняли мать и отца.

От голода, страха и боли

Забились ребячьи сердца.


3 ученик.

Они, ленинградские дети,

Писали в своих дневниках

О самой последней конфете,

О ломящей боли в ногах,


4 ученик.

О том, что на улицах трупы

Повсюду лежат и гниют,

О том, что кончаются крупы,

И хлеба всё меньше дают.


5 ученик.

Война их терпеть научила

И сделала старше в сто раз.

В героев она превратила

Обычных детей, вроде нас.


Я сижу на краешке стула.  Я сижу в мучительно неудобной позе, вперекрутку, одна нога на весу, другая обвилась вокруг ножки стула, руки вцепились в края сиденья — я так сижу уже давно и стараюсь дышать как можно тише, потому, что и на дыхание моё стул тоже отзывается.


Январский вечер тысяча девятьсот сорок второго года.

Мы жили на кухне, с окном, забитым фанерой и заложенным подушками. Мы топили плиту книгами, ломали стулья, шкафы, из своей хлебной пайки варили тюрю и глотали ее, обжигаясь.

Съели собак, мышей, кошек, птиц...
Когда мама приносила домой хлеб, мы клали его в специальную коробочку и только смотрели на неё, зная, что трогать её без разрешения, пусть даже есть очень хотелось, нельзя. Мы сосали крошки, как самые вкусные конфеты.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотопляемых домах.

Холод. Так блестят стены от лунного света, точно они изо льда, из сплошного льда, и до чего ни дотронься, все источает этот жестокий холод.


Холод молчит. Тепло, откуда бы ни исходило, звучит, шепчет что-то, потому что живое, а холод — он мёртв. Даже капля воды не упадёт, потому что давно превратилась в лёд.


Мы все заразились тогда этим холодом, и он долго, годами выходил из нас, выходил тяжко, ознобом, да так и не вышел весь по сей день и не выйдет, знаю, до конца.


Я в гору саночки толкаю.

Ещё немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжёлой стала, как свинец.

Как хорошо, что ты замёрзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольёшься из ведёрка,

Я привезу тебя домой.

Опасен и тяжел путь в школу. Дорога под обстрелом. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, такой мороз, что замерзаютчернила. Ученики сидят в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченеют, а мел выскальзывает из пальцев…

Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.


Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.


Только сердце

Внезапно сожмётся, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград!


Бейся, сердце!

Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь:

Город клянётся, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал.

Как потом оказалось,

Впереди

Оставалось ещё восемьсот.


Какая длинная зима,

Как время медленно крадётся!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснётся.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.


Ребята, в одной моей руке буханка хлеба, которая весит 600 грамм и стоит 20 рублей, ее вы не задумываясь несете домой из магазина, а в другой руке - маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим!


- Кусочек этот бы тогда…

И сына я б не потеряла…

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда!

Детей голодные глаза,

С застывшим ужасом… в слезах…

Священный Ленинградский Хлеб –

125 бесценных граммов,

Лежит в музее… под стеклом –

Свидетель мужества и славы!


Звуки вьюги.

Ведущий. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой 1942-1943 гг. и была проложена легендарная Дорога жизни.

Ведущий. Продовольствие поступало только по льду в малых количествах.

Чтец 3.

Проводим ночи в ледяной пустыне,
Не ради денег бьёмся и наград.
Лютует смерть, но страха нет впомине,
Нас ждет непокорённый Ленинград.

Смеясь, плюем в лицо судьбе капризной.
Сейчас надежда лишь на нас одних.
И мы готовы, молодые жизни,
Свои отдать за тысячи других.

Взлетают вверх, раскалываясь, льдины,
Грохочет небо в нас швыряя сталь.
Жмём зло на газ, уродуя машины
И зло ругаем бомбы и февраль.

Всё что могли, мы сделали, поверьте.
Не зря отмечен кровью тяжкий труд.
И пусть потом, дорогу нашей смерти,
Дорогой жизни люди назовут.


Сквозь огонь и стужу вывозили шофёры «Дороги жизни» самый бесценный груз, будущее Родины – детей. Ладожский коварный лёд таил постоянную смертельную опасность, сверху нависали вражеские бомбардировщики, а вокруг рвались снаряды. Фронтовики знают: война пахнет порохом и кровью. Здесь, на Ладоге, к этому запаху примешивалось дыхание ледяной воды.


Страшный путь!

На тринадцатой, последней версте

Ничего не сулит хорошего?!

Под моими ногами устало хрустеть

Ледяное ломкое крошево.


АНВАР Страшный путь!

Мне в атаках не надобно слово «вперёд».

Под каким бы нам ни бывать огнём —

У меня в зрачках Чёрный Ладожский Лёд,

Ленинградские дети

Лежат

На нём.

А. Межиров



Вместо метронома звучит первый куплет и припев песни Т.Гвердцителли «Дети войны».

ПОЛИНА М.Вы памятник "детям блокады" видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

И смех оборвался и голос умолк...

Он - память погибшим, он - гимн пережившим

Весь ужас тех страшных "девятисот".

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им -

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мёртвым, и память живым.

Уж стали седыми "блокадные дети",

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит... 


ИЛЬЯ. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей. 900 дней блокады. Много это или мало? Кто даст ответ?



Звучит Глиэр «Гимн Великому городу»;

Чтец 3.

Ленинград, Ленинград, Ленинград!

Да прославится хлеб его чёрствый,

И безмолвье ослепших громад,

И дыханье крутых баррикад,

И людей непрощающий взгляд.

И сердец возмужавших упорство.

М. Агилер



Чтец:

Мой город больше не в бою

Он горд победой и бессмертьем.

Но боль свою и скорбь свою,

Ему не выплакать столетья.

 

Чтец:

И снова мир с восторгом слышит

                       Салюта русского раскат.

                       О, это полной грудью дышит

                       Освобождённый Ленинград!


Шёл месяц май сорок второго.

Бои, налёты и обстрелов шквал,

а Митька под ступенькою порога

нашёл конфету, кто-то потерял.


Стоит и смотрит он на счастье,

забыл и вкус, и даже цвет,

Её бы съесть, но как же Настя?

Сестрице ведь поменьше лет.


Зажав конфету в кулаке, домой

летел пацан к малой сестрёнке.

Вдвоём остались лютою зимой,

пусть будет радость у девчонки.


Вот поворот, ещё, а дальше прямо,

туда, где был когда-то магазин...

но вместо дома, груды камня, яма.

В руке конфета. И один...Один...

Шёл месяц май сорок второго.

Бои, налёты и обстрелов шквал…


Используемая литература

  1. «Венок славы». Антология художественных произведений о Великой отечественной войне в двенадцати томах. Том 3. «Подвиг Ленинграда». – М.: «Современник», 1987

  2. «Стихи военных лет». Сборник. – Калининградское книжное издательство., - 1974

  3. Барбашин И.П., Кузнецов А.И. Битва за Ленинград. – М.: 1964.

  4. Буров А. «Блокада день за днем» - Л.: Лениздат, 1979

  5. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. М.: Воениздат, 1970.

  6. Всегда готовы! Рассказы о ленинградских школьниках. – Л., 1962.

  7. Горбачевич К., ХаблоЕ. Почему так названы?.- СПб.: Норинт, 2002

  8. Дудин М. дальняя дорога. Стихи и поэма. – М.: Современник.,1982

  9. Молчанов А. Мы из блокады, стихотворения. – СПб, 2001

  10. Суслов В. «50 рассказов о блокаде». -  СПб.: Нотабене, 1994

Электронные образовательные ресурсы:

• записи: Георг Фридрих Гендель «Сарабанда», Vangelis mp.3, Д.Д.Шостакович 7 «Ленинградская симфония» 1 часть «эпизод нашествия», 4 часть, В Баснер «Ленинградский метроном» (художественный фильм «Блокада»), В.А.Моцарт «Реквием», «День гнева», Глиэр «Гимн Великому городу»;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!