СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О. В. ТИМОФЕЕВА Урок «Татьяна, русская душою...» IX класс РЯиЛ 2018-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«О. В. ТИМОФЕЕВА Урок «Татьяна, русская душою...» IX класс РЯиЛ 2018-11»


О. В. Тимофеева, учитель русского языка и литературы Терюхской средней школы. Гомельского района

«Татьяна, русская душою...» IX класс


Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению темы «Роман в стихах “Евгений Онегин” А. С. Пушкина. Образ Татьяны Лариной»;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать художественный текст; обеспечить формирование навыков выразительного чтения в процессе работы над романом в стихах «Евгений Онегин»; содействовать обогащению словарного запаса школьников;

• способствовать воспитанию культуры личности, развитию интереса к литературе, формированию чувства прекрасного.

Эпиграф: Велик подвиг Пушкина, создавшего характер Онегина, но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл в лице Татьяны русскую женщину.

В. Г. Белинский

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

  • Расскажите об истории создания романа. Как долго писалось произведение?

  • Когда вышло в печать?

  • Чему посвящена каждая глава романа?

  • Что вы знаете об онегинской строфе?

  • Сколько сюжетных линий в романе?

  • Назовите основных героев произведения.

  • На прошлом уроке мы говорили с вами об Онегине. Дайте характеристику этому герою.

  1. Объявление темы урока.

— О ком пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд.



  1. С какой из героинь Жуковского Ленский сравнил Татьяну? (Светлана.)

  2. Каким автором увлекалась Татьяна? Чьи романы читала? (Ричардсон.)

  3. Какое отчество у Татьяны? (Дмитриевна.)

  4. С помощью чего Татьяна призналась в своих чувствах Онегину? (Письма.)

  5. Кем Филипьевна приходилась Татьяне? (Няней.)

  6. Кто познакомил Татьяну с Онегиным? (Ленский.)

  7. В каком городе встретились Татьяна и Онегин, когда она уже вышла замуж? (Москва.)

  • Татьяна — главная героиня романа и нашего разговора сегодня. Тема нашего урока «Татьяна, русская душою...».

  1. Работа с текстом.

  • При каких обстоятельствах происходит знакомство с Татьяной?

  • Зачитайте описание Татьяны Лариной. (Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива, / Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой Играть и прыгать не хотела / И часто целый день одна / Сидела молча у окна.)

  • Чем ещё любила заниматься девушка? (Любила встречать зарю, читать романы.)

  • Что ещё автор говорит нам о Татьяне?

  • Татьяна — «милый идеал». Как вы думаете, каковы истоки формирования личности Татьяны?

  • Сейчас мы составим таблицу «Образ Татьяны: истоки формирования личности» (учащиеся записывают в тетради).

Традиции

Черты характера

Примеры из текста

Влияние европейской книжной традиции

Сентиментальность, романтизм, мечтательность

Читала Ричардсона.

Любила на балконе / Предупреждать зари восход. Воображаясь героиней / Своих возлюбленных творцов

Влияние русской народной традиции

Задумчивость, наивность, духовность

Задумчивость её подруга.

Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны.

... молитвой услаждала / Тоску волнуемой души.

— Какова функция образа няни в художественной системе романа? Как вы считаете, можно ли сопоставить няню Татьяны и няню Пушкина Арину Родионовну?



Ленский

Ольга

Онегин

Татьяна

Мечта

+

+/-

-

+

Любовь

+

+/-

-

+

Романтизм

+

+/-

-

+

Поэтическая

+

+/-

-

+

душа

Душевный

+

+/-

+

восторг Чистота души

+

+/-

_

+


— Давайте поговорим о семье Лариных. Ларины — это представители патриархального дворянства. Что рассказывает о них автор? (Мать: до замужества был возлюбленный — «славный франт», игрок и гвардии сержант; но её выдали замуж: муж её увёз в деревню, где она «рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась; / Потом хозяйством занялась, / Привыкла и довольна стала». Отец: Дмитрий Ларин во всём слушался свою жену: «любил её сердечно, / В её затеи не входил, / Во всём ей веровал беспечно, / А сам в халате ел и пил; / Покойно жизнь его катилась».)

  • Что же Ольга? («Всегда скромна, всегда послушна, / Всегда как утро весела, / Как жизнь поэта простодушна, / Как поцелуй любви мила / Глаза как небо голубые; / Улыбка, локоны льняные, / Движенье, голос, лёгкий стан — / Всё в Ольге...» )

  • Похожи между собой две сестры? (Нет.) Как в литературе называется приём противопоставления? (Антитеза.)

  • Взяв за основу противопоставление, т. е. антитезу, давайте более детально рассмотрим образ Татьяны. Мы с вами уже знаем, что Татьяна характеризуется задумчивостью, отстранённостью от внешнего мира (дика, молчалива), ей свойственны романтизм (встречала зарю) и сентиментальность (читала романы). Из 3-й главы мы узнаём, что Татьяна влюбилась. Каким было первое свидание Онегина и Татьяны?

  • Какой в любви была Татьяна? (Татьяна любит не шутя, / И предаётся безусловно / Любви как милое дитя.)

  • Сам автор делает акцент на том, что «романы ей заменили всё». Что это значит? Молодая девушка живёт мечтой о той искренней, всеспасающей и всепобеждающей любви, когда люди безумно любят друг друга и готовы на всё, только чтобы быть вместе. Наверное, именно такого чувства ждёт от Онегина и Татьяна. Действительно, мечтательная, отчуждённая от подруг, столь непохожая на Ольгу, она всё окружающее воспринимает как ещё не написанный роман, себя воображает героиней любимых книг.

  • Как реализуется принцип антитезы в образах Татьяны и Онегина? Приведите примеры из текста.

  • Каковы отношения между сестрой Татьяны Ольгой и поэтом Ленским?

  • Попробуем сделать сравнительную характеристику образов Ольги, Татьяны, Онегина и Ленского. Начертите таблицу и заполните её.

  • Почему такие схожие Ленский и Татьяна не привлекли друг друга?

  • Почему же такие разные, совершенно противоположные характеры, как Онегин и Татьяна, привлекают друг друга?

  • Искренна ли любовь Татьяны к Онегину? Подтвердите цитатами из текста.

  • Каков Онегин в любви? (В красавиц он уж не влюблялся, / А волочился как-нибудь; / Откажутмигом утешался; / Изменятрад был отдохнуть. // Он их искал без упоенья, / А оставлял без сожаленья.)

  • Что говорит Онегин по поводу письма Татьяны? (Но, получив посланье Тани, / Онегин живо тронут был Быть может, чувствий пыл старинный / Им на минутку овладел . «Мне ваша искренность мила, / Она в волненье привела / Давно умолкнувшие чувства Но я не создан для блаженства Супружество нам будет мукой, / Я, сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас».)

  1. Обобщение знаний.

  • Давайте обобщим всё, что мы узнали о Татьяне.

  • Прослушаем отрывок «Письмо Татьяны» из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

  1. Рефлексия.

Метод «Пяти пальцев»

М (мизинец) — мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) — близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) — состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) — услуга, помощь. Чем я помог, чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было моё состояние сегодня?

  1. Домашнее задание.

Прочитать главы 5—6, подготовить характеристику Ленского.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя