СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воспитании гуманного отношения к родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К огромному сожалению, родители зачастую воспитывают потребителей, а учителя, не осознавая этого или не желая вмешиваться, способствуют этому. Размышления о вопросах воспитания

Просмотр содержимого документа
«О воспитании гуманного отношения к родителям»

О воспитании гуманного отношения к родителям


У ребёнка в классе праздник… Родители суетятся: накрывают столы, поправляют причёски и наряды своим чадам, волнуются, всё ли успеют сделать до начала выступления?.. Счастливые мгновения праздничного концерта – и традиционное чаепитие. Взрослые стоят и умиляются, а дети пьют чай. Сколько раз вы наблюдали такую картину и какие чувства она у вас вызвала?

У меня такие «праздники» вызывают недоумение и возмущение. Почему родители и учителя (!) занимаются антивоспитанием? Почему они не учат детей быть заботливыми, внимательными? По какой причине не объясняют ученикам, что они хозяева в школе, а родители их гости? Отчего мальчики и девочки не знают законов гостеприимства? Неужели дома они никогда не помогали родителям принимать гостей? Оказывается, взрослые даже не предполагают, что их любимые сыночки и дочки не знают многих элементарных вещей. Мы учим детей английскому, компьютерной грамотности, оплачиваем дополнительные занятия, а о воспитании, которое «решает участь человека», к сожалению, забываем. И зря!

Многие взрослые даже не предполагают, что ребёнка нужно воспитывать не при помощи нотаций и приказов, а только путём воспитательного воздействия. Обратимся к определению данного понятия: «Специальное воспитательное воздействие – это направленные поступки взрослых, смысл которых заключается в том, чтобы детям дать образец, побудить их к подражанию, объяснить любой вопрос». [1;67]

Жизненный опыт ребенка невелик, поэтому «подрастающее поколение важно информировать о нормах, правилах поведения и дать представления о последствиях нарушения социальных требований для окружающих людей». [1; 68]

Л. М. Архангельский отмечает, что, прежде чем осознать, принять или не принять требования должного, нужно его знать. [1; 68] Именно по этой причине работу нужно начинать с тематических классных часов, уроков семейной любви. Немаловажно и развитие ученического самоуправления. При качественной работе актива и классного руководителя классные часы по планированию деятельности и рефлексивные классные часы становятся нормой для каждого ученика, что позволяет услышать мнение и учесть настроение членов классного коллектива. Такие классные часы проводятся в кругу: каждый обязательно предлагает идеи, происходит распределение обязанностей, назначается время проведения мероприятия, удобное для большинства учащихся, оговаривается количество репетиций.

Рефлексивный классный час помогает учащимся осознать, какое важное дело – заботиться о близких, доставлять им минуты радости и счастья. Кроме того, ребята учатся осмыслять свой вклад и вклад одноклассников в общее дело, выявляется чувство удовлетворённости - неудовлетворённости результатами реализованного КТД.

Слова, не подкреплённые реальным делом, результата не дают. Деятельностный подход жизненно необходим и в воспитательном процессе: «Научить детей проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них беспокойства о близких людях. Гуманность становится нравственным качеством ребенка, если его упражняют в добрых поступках». [1;69] К счастью, в нашей школе замечательная традиция – обязательно проводится День Родителя, поэтому работа по воспитанию гуманного отношения к близким – важная составляющая воспитательной системы образовательного учреждения. Подготовка к празднику отнимает достаточно много времени: нужно своими руками подготовить приглашение для родителей, вручить им приглашение, украсить кабинет, накрыть столы, встретить родителей, угостить их, занять беседой, развлечь, проводить и привести в порядок кабинет.

Понятно, что одного праздника для закрепления этих полезных навыков недостаточно, такая работа должна проводиться систематически. В моих классах существует традиция: мы приглашаем родителей минимум три раза в год (на День знаний, День родителя, Новый год). Ещё один важный принцип – участвуют в подготовке и проведении праздников и мероприятий обязательно все ученики, поэтому все родители (даже парами!), бабушки, дедушки, сёстры, братья на праздник приходят с удовольствием. В старших классах тоже. Такие праздники очень объединяют (подростку необходима совместная деятельность со взрослыми, при этом у них должны быть общие интересы, увлечения), помогают родителям посмотреть на ребёнка по-другому, повышают самооценку, мотивацию, чувство ответственности, позволяют формировать коммуникативные навыки. Самое главное - сделать праздники разными по форме и глубокими, интересными по содержанию.

Ещё очень важный аспект такой работы – дать учащимся возможность понять: нельзя устраивать родителям праздник на их деньги. К сожалению, детям трудно понять: а где взять средства? Путей решения этой проблемы несколько: можно сделать сюрприз своими руками (например улучшитель настроения мамам к 8 Марта), можно собрать и сдать макулатуру, найти временную подработку (оба эти способа заработка были успешно использованы). Ученики, увы, порой и не обращают внимания, что покупают подарки родителям на деньги близких, а это тоже не лучший опыт. Подготовка к праздникам проходит в обстановке строгой секретности, вследствие чего интересно всем (ученики тоже не всё знают, значит, их ждут сюрпризы и приятные моменты).

Изменить отношение ребёнка к родителю невозможно, если взрослый не хочет заниматься самовоспитанием, не уважает и не пытается понять сына или дочь. «В процессе воспитания у школьников гуманного отношения к родителям в семье необходимо соединение целенаправленного педагогического воздействия с комплексом естественных влияний на основе учета индивидуальных особенностей ребенка и других членов семьи, характера взаимоотношений между ними. Выполнение этого требования обеспечит единство формы и содержания работы с детьми и родителями». [1;68]

Наш классический школьный треугольник «Учитель – Ученик – Родитель» предполагает взаимодействие всех участников педагогического процесса. Результат не всегда идеальный, но целенаправленная работа приносит удовлетворение.

Список использованной литературы:

  • http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_06_-_08_Annenkova.pdf








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!