СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О взаимодействии учителя и ученика при создании проекта.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для учителей, ведущих проектную деятельность. Автор делится опытом работы в этой области.

Просмотр содержимого документа
«О взаимодействии учителя и ученика при создании проекта.»

Проектная деятельность: особенности работы учителя и ученика на различных этапах.

Кузнецова Резида Минихайовна,

учитель русского языка и литературы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Ягодное

муниципального района Ставропольский

Самарской области.

Метод проектной деятельности использую на уроках давно. Для ученика, особенно подростка, создание проекта может стать способом самореализации и самопознания. Это стремление необходимо использовать как мотивирующее средство.Убеждена, что работа над проектом будет тем успешнее, чем более личностно ориентированным и значимым будет результат. Когда я начинала эту работу с учащимися, встал целый ряд вопросов, который и сейчас, возможно, волнует учителей , особенно молодых специалистов, осваивающих азы проектной деятельности с учениками. Именно им, в первую очередь, адресована эта статья.

С чего начать? Как мотивировать? Каковы этапы работы над проектом? Какой должна быть позиция учителя (помощник? соавтор? коллега? эксперт-консультант) ? На эти вопросы постараюсь дать ответы.

Приступая к работе, учитель должен иметь план, состоящий из следующих пунктов:

1. Постановка проблемы.

2. Целеполагание.

3. Планирование этапов работы.

4. Реализация плана.

5. Обсуждение результатов. Рефлексия.

6.Написание отчета.

7. Презентация.

Уже на первом этапе работы над проектом-постановке проблемы - опираться необходимо на интересы, личные проблемы , хобби ученика. Поводом к написанию работы может стать даже житейский случай, моменты личной жизни ученика. Например, нанесенная обида, которую удовлетворить ребенок не смог, легла в основу созданного моим учеником 10 класса литературного исследователького проекта «Дуэль: пережиток прошлого или способ решить проблемы по-мужски»(призер Всероссийского конкурса исследовательских проектов газеты «Первое сентября», победитель районной, призер областной научно-практической конференции).Увлечение мистическими явлениями ученицы 9 класса стало поводом для написания исследовательской работы «Литературные мистификации XIX века. Н.В. Гоголь» (призер Всероссийского конкурса исследовательских работ газеты «Первое сентября»). Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Этот этап самый непростой, мотивировать ученика зачастую сложно, к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Самый неэффективный способ-принуждение.

Когда проблема найдена (это основной вопрос, на который ответ в виде результата даст работа), необходимо сформулировать тему и перейти к следующему этапу. Тут обычно у ребенка появляется мотив к деятельности.

Целеполагание зачастую самый эмоциональный этап. У ученика возникает множество идей, не всегда реализуемых и соответствующих теме, проблеме, цели работы. Зачастую ребёнок не в состоянии соизмерить свои способности и масштаб работы. Например, берет большое количество материала для исследования или масштабную цель. Учительдолжен внести ясность в цель работы, определить, каким будет продукт деятельности, помочь решить, что и в каком объёме необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Когда проблема и цель определены, необходимо спланировать шаги ее достижения. Это и есть задачи. Необходимо определить и способы работы,оценить имеющиеся ресурсы, наметить реальные сроки для последующих этапов. Лучше сделать это, определив конкретное время, дату для консультаций. И лучше не застягивать. Излишняя размеренность расхолаживает. У ребенка не должно быть ощущения, что вы навязываете ему свой план. Пусть он проявляет инициативу, иначе он не будет ощущать ответственности. Корректируйте. Чтобы определиться конкретнее ,можете задать ему примерно такие вопросы:

-Какие шаги(что именно) необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (ответ на этот вопрос поможет сформулировать этапы деятельности)

-Как ты будешь решать эти задачи? (так вы определите способы работы)

-Какие ресурсы у тебя есть для выполнения работы (информация, оборудование и т.п)? Что умеешь делать на данный момент? (это поможет выявить имеющиеся ресурсы)

-Чего у тебя пока нет? Что дополнительно нужно приобрести?Чему научиться? ( определите недостающие ресурсы)

-Когда ты будешь осуществлять задуменное? (график работы)



Когда ученик , наконец, видит масштаб работы, иногда происходит потеря или снижение мотивации (Ничего себе! Сколько всего надо сделать!). Поэтому необходимо поддержать его, убедив, что работать поэтапно не так сложно, а вы всегда окажете поддержку.И можно приступать к следующему этапу.

Реализация намеченного плана. На этом этапе важно не сбиваться существенно от намеченного графика. Учитывайте и то, что некоторые ученики эффективно работают в условиях дефицита времени (это не относится к детям с высоким уровнем «тревожности»!). Важно не допускать простоя и расхолаживания. Иногда работа сильно увлекает именно на этом этапе, и ученик постоянно что-то добавляет, усложняя и загромождая её, отвлекаясь от основной проблемы,переходя к смежным или подменяя ими основную проблему. Корректируйте. Возможно,какие-то материалы , добавленные учеником по смежной проблеме , станут основой для следующей работы. Обратите внимание ученика на это.Умение четко выполнять инструкции и не отходить от темы- очень важные умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Когда выполнены все шаги и создан черновой материал, необходимо еще раз осмыслить его и выйти на предпоследний этап-создание чистового варианта. Здесь тоже свои трудности- правильно и последовательно изложить все мысли. Это бывает нелегко даже ребятам, владеющим хорошо устной речью. На учителя тоже ложится большая работа - помочь откорректировать написанное.

Осталось написать отчет о проделанной работе и сделать презентацию.

Регламент презентации, как правило, 5-10 минут. Лучше не читать, а проговорить все наизусть, демонстрируя компетентность и лаконичность. Ответы на возможные вопросы лучше продумать (и записать) заранее, потому что волнение может помешать сосредоточиться. Во время выступления необходимо следить за временем и реакцией зрителей. Необходимо предупредить ребенка, что наличие вопросов говорит об интересе к его работе, что само по себе очень хорошо.

Презентацию необходимо отрепетировать до автоматизма. Я давала время ученикам прямо на уроках для выступления перед классом или классами (по обстановке), чтобы дети , как говорится, «перетряслись» и не боялись выступать перед большой аудиторией. После презентации ученики задавали вопросы, которые и я им, бывает, заранее подсказывала. Попутно будут заметны пробелы , если таковые еще имеются.

Ночью перед выступлением ученику необходимо выспаться. Утром один раз все проговорить. Не надо проговаривать снова и снова- притупляется понимание произносимого.

Удачи Вам и вашим ученикам!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!