СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об искоренении сребролюбия в детях в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Об искоренениии сребролюбия в детях в свете учений традициоооной русской педагогики". В методической работе раскрыто понятие страсти СРЕБРОЛЮБИЯ, её свойства, особенности. Приведены средства избавления от сребролюбия... В следуещем файле см. Презентаци. по теме СРЕБРОЛЮБИЕ (для духовно-нравственного воспитания детей).

Просмотр содержимого документа
«Об искоренении сребролюбия в детях в свете учений традиционной русской педагогики (святоотеческое наследие). Методическая разработка.»

ОБ ИСКОРЕНЕНИИ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ В ДЕТЯХ (В СВЕТЕ УЧЕНИЙ СВЯТООТЕЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ).

Страсть сребролюбия является одной из самых пагубных и трудно укротимых.

СВОЙСТВО СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ

- всякая другая страсть доходит до некоторого пресыщения, а иногда при определенных обстоятельствах и ослабевает;

- при сребролюбии человек не удовлетворяется даже и тогда, когда имеет уже множество материальных благ. Его алчность бывает настолько ненасытной, что он не успокоился бы и в том случае, если бы обладал богатством всего мира;

- сребролюбец идет на всевозможные преступления, вплоть до убийства.

Так, Иуду страсть сребролюбия довела даже до предательства Спасителя мира (4:266). Святитель Тихон, приводя слова святого Иоанна Златоуста, говорит, что "сребролюбие все беды в свете производит: оно обагряет кровью море и часто окровавливает... мечи, оно вооружает разбойников, оно делает убийц отцев и матерей" (1:139).

Святитель Филарет Московский говорит по этому поводу: «Христовых избрано было двенадцать Апостолов, без сомнения, подававших преимущественную надежду верности Божественному Наставнику. Погрешности в избрании быть не могло: потому что избирало всеведение. Но что случилось? Один из сих избранных верных ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше (Иоан. XII. 6). Он засмотрелся на сребро; возлюбил сребро; возжаждал умножить у себя сребро: и сребролюбие довело его до жесточайшей неверности, до измены сколько низкой, столько же пагубной, – за сребренники предать Христа, и с тем вместе и свое апостольство, и свою жизнь временную и вечную» (Свт. Филарет Московский).



Педагогу необходимо донести до воспитанников следующую мысль: Подверженный страсти сребролюбия далек от любви, снисходительности и милосердия. Он никогда не имеет в душе мира, спокойствия по причине неудержимого стремления к стяжанию богатства, но всегда мучается, терзается, постоянно находясь, "подобно волнующемуся морю, в печали, страхе и смущении" (1:138; 2:192). Как здесь не вспомнить «Маленькие трагедии» «Скупого рыцаря» великого русского поэта А.С. Пушкина. Барон – главный персонаж трагедии. Деньги его – пища для умопомрачительных фантазий. Он сознает свою почти безграничную власть, он мнит себя победителем собственных желаний, но одного рабства он не превозмог: рабства у собственных сокровищ. Он их слуга. Власть денег – власть не от Бога. Барон проговорился:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе миром править я могу...



Он осознает, что золото – это концепция зла и преступлений, пролитой крови и пролитых слез, страданий души... Ощущение себя обладателем несметных сокровищ становится сродни преступной страсти. Далеко ли сын Альберт ушел от своего стяжательного отца? Нет! Ему нужны деньги, чтобы блистать на турнирах и пирах. Пусть отец нравственно отвратителен, но именно сын становится его убийцей, поспешно поднимая брошенную перчатку «так впился в нее когтями! – изверг». Старый скупой рыцарь умирает. Он умирает с мыслью не о Боге, а о кумире своем – золотом тельце.

Не только в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина но и у других выдающихся русских классиков, и в повседневной, жизни, как утверждают святые отцы: «Если страсть сребролюбия не пресечь в самом начале, она опустошит и уничтожит в душе все добрые и богоугодные начинания, а водворит в ней все извращенное и мерзкое».

ОСОБЕННОСТЬ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ

Педагогу важно предостеречь ученика в том, пленив свою жертву, эта страсть целиком и полностью развращает человека и, наконец, приводит его к неверию в Промысл Божий. Сребролюбец,- по мысли святителя Тихона Задонского, бывает хуже хищного зверя, потому что зверь, насытившись, перестает нападать на свою жертву, а человек, одержимый сребролюбием, никогда не имеет успокоения и насыщения. Он больше ни о чем не думает, как только об умножении богатства, и ради этого не замедлит прибегнуть к злоречию, лжи, клевете, воровству и т. д. (3:281).

Страсть к приобретению заглушает часто у родителей голос природы, возбуждает ссору между братьями, наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками, порождает клеветников в городах (Святитель Василий Великий.)





Именно отсюда страсть эта называется корнем всех зол (1. Тим. 6, 10)



СРЕБРОЛЮБЕЦ БОГУ

ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮДЯМ

ВРАГОМ САМОМУ СЕБЕ(2:196; срав. 3:224).



Всякий порок бывает противен Богу и нарушает гармонию души человека, но ни один из них так не овладевает сердцем, как сребролюбие. Оно полностью пленяет человека, и хотя он остается внешне верующим, но в действительности внутренним существом своим отступил от Бога и служит мамоне (2:193). Поэтому, педагог должен подвести ученика к единственно правильному выбору – нестяжательству.

Иоанн Лествечник предупреждает: «Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным. Сребролюбец бывает милостив, пока собирает деньги; а как скоро накопил их, так и сжал руки».


ПОЭТОМУ:

В сердце, пораженном страстью сребролюбия

- не может быть любви к Богу, потому что жажда обогащения изгоняет ее (2:22, 193);

- человек незаметным образом отвращается от своего Спасителя, хотя и устами исповедует Его (3:147);

- внутреннее отречение от Бога непременно обнаружится как в словах сребролюбца, так и на деле; в определенный момент его жизни, когда пред ним будет поставлен вопрос: спасение или богатство, то безусловно такой человек изберет последнее (1:138).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский напоминает нам: «Главный недуг юноши богатого, о коем говорится в Евангелии, был тот, что он страстно предан корысти, сребролюбию - с ног до головы, и сердце его не было милостиво, а жестоко, несострадательно к бедным, и он солгал Господу Сердцеведцу, что сохранил от юности все заповеди: он не любил ни Бога, ни ближнего, любил только себя, любил копить и собирать, а не нищим подавать. Видел голодного - не накормил, нагого - не одел; вообще, нуждающемуся в чем-либо не помогал. Видишь ли ты, жалко ему собранное, жаль отдавать. Молиться ли станет - о деньгах думает, а не о Боге; вообще, только о земном помышляет, а не о том, как бы любить пламеннее Бога и ближнего, добро творить усерднее; а заповеди творит только по виду, как бы напоказ другим» (ЖИВОЙ КОЛОСЪ съ духовной нивы протоiерея Iоанна Ильича Сергiева-Кронштадтскаго).



Что собой представляет человек, отрекшийся от Христа?

- погружается в бездну пороков;

- ради богатства поклоняется злу и, как послушное орудие, исполняет его злую волю (5:302);

- находясь в таком душевном омрачении

не способен выполнять Христовы заповеди, но и нарушение их вменяет ни во что своей жизнью он уподобляется яблоку, которое бывает на вид приятным, но внутри исполнено вредного зловония (2:195).

- ум человека помрачается хуже, нежели от вина, и эта похоть удерживает его в своей власти, не давая ему возможности исправиться (4:116). Поэтому, любитель денег не может адекватно принимать какие-либо решения, он все видит в искаженном виде, идущим в разрез с нравственным законом.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОГАТСТВО САМО ПО СЕБЕ ЗЛОМ?

Согласно учению святителя Тихона, богатство само по себе не является злом, потому что оно есть дар Божий, служащий на пользу человеку. Спаситель не запрещает Своим последователям пользоваться благами земными, но все же Он на первое место поставляет блага небесные: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33), т. е. человек должен приобрести добродетели, которые бы господствовали в его душе и покоряли себе все прочие стремления. Святость жизни и искание Царствия Небесного должны быть главным ориентиром земной деятельности человека.


Следовательно, не обладание материальными благами является греховным, а полное порабощение человека ими, т. е. такое состояние, когда человек в материальных благах видит цель и смысл всей своей жизни.


Вино, говорит святитель, одному служит лекарством, если он употребляет его с воздержанием, а другому, невоздержанному, — ядом; или, например, огонь можно употребить и на доброе, и на злое, т. е. все зависит от внутреннего устроения человека (5:305). Исходя из этого, святитель считает, что даже тот, кто ничего не имеет, "но ненасытно желает" богатства, осуждается наравне с безумными сребролюбцами (2:191). Следовательно, задача педагога научить ребенка «Не собирарать себе сокровищь на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирать себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут...» (Мф. 6, 19-20).

СРЕДСТВА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ

По учению святителя Тихона, освободиться от страсти сребролюбия можно – самоотречением

- искоренением самолюбия

- путем исполнения заповеди Христовой о любви к ближним.


Никто не может взять с собой что-нибудь в вечность; "гроб мал как нищего, так и богатого восприемлет и вмещает" (3:155).

Постоянное памятование о смерти и Страшном суде поможет христианину развеять в душе греховную мглу, привнесенную страстью сребролюбия (4:400), и довольствоваться тем, что Господь посылает для его пропитания и благополучия (5:303).



Литература

  1. Иоанн (Маслов, схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1995.

  2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.

3. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. М., 2003.






0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!