СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об истории культуры Сихиртя на Ямале

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моей рабочей гипотезой стало предположение о том, что «сихиртя» это действительно существовавшее аборигенное население Ямала первой половины I тысячелетия обладавшее развитой металлургией, и ассимилированное ненцами в ходе миграционных процессов начала II тысячелетия.

Просмотр содержимого документа
«Об истории культуры Сихиртя на Ямале (Вануйто М. 10 кл)»

16


XVII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ

"Человек в истории. Россия – XX век"











Об истории культуры Сихиртя на Ямале

(номинация «Исследовательская работа»)








Автор:


Вануйто Меретя Владимировна,

С. Сеяха, МБОУ «Сеяхинская ШИ»,

ученица 10 класса

629705, т. +79028273597


Научный руководитель:

Фадеев Алексей Вячеславович,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Сеяхинская ШИ» первая квалификационная категория

С. Сеяха, Ямальский район, Тюменская область.

629705, т. +79088609904,

alfade-7712@mail.ru










Сеяха, 2015








План:


Введение

стр.

3-4

Историография

стр.

4-6

Территория расселения древнего народа

стр.

6-8

Анализ археологических находок

стр.

8-11

Лексический анализ ненецкого языка

стр.

11-14

Приоритетные направления исследований

стр.

14-15

Вывод

стр.

15

Список источников и литературы

стр.

16

Приложения

стр.

17-25





























Введение

Материальная история культуры Сихиртя на Ямале.

На Полярном Урале есть много легенд свидетельствующих о существовании древнего народа известного под названием «сихиртя», сииртя, сирте. По древним сказаниям, сохранившимся до наших дней, они были аборигенным населением полуострова Ямал, позднее ассимилировавшимися с ненцами в процессе освоения теми северного Приобья. В ненецких сказаниях они предстают людьми маленького роста, которые после прихода ненцев ушли под землю. Известный исследователь В. Чернецов в одной из своих работ приводит сведения, полученные от стариков, что ненцы рода Вэнонгка, придя на Ямал, столкнулись с людьми — сихиртя, которые жили в землянках и охотились на морского зверя. В первое время ненцам часто приходилось с ними воевать. Однако контакты носили не только враждебный характер. Существуют предания с рассказами, что ненцы и сихиртя вступали в брак друг с другом.

Мне стало интересно, что это за народ, и какое отношение он имеет к культуре моего народа. В этой работе я использовала научные данные из различных источников как письменных, материальных так и устных, старалась опираться на научные труды известных ученых и реальные данные, которые можно получить, применяя методы сопутствующих истории наук. В первую очередь это этнография, археология и лингвистика.

Цель моей работы: получить как можно больше данных для исследований, уточнить направления дальнейшей работы, проанализировать, исходя из собственных представлений имеющиеся научные разработки данной темы.

Для осуществления этой цели я поставила следующие задачи:

  1. Составить список научной литературы по данной теме;

  2. Познакомиться с ней, проанализировать ее на соответствие имеющимся представлениям и составить историографический обзор.

  3. Проанализировать археологические находки, этнографический материал, топонимику Ямальского полуострова и произвести краткий лингвистический анализ языка.

  4. Попытаться выявить логическую связь различных объектов изучения, сформировать систему «неизвестных», которые требуют поисковой работы, оформить их в виде схемы;

  5. На основе проведенной работы составить методическое пособие в помощь учителям, преподающим учебный предмет «Культура народов Ямала», краеведение, история.

Моей рабочей гипотезой стало предположение о том, что «сихиртя» это действительно существовавшее аборигенное население Ямала первой половины I тысячелетия обладавшее развитой металлургией, и ассимилированное ненцами в ходе миграционных процессов начала II тысячелетия.

Для написания работы я использовала следующие методы:

1. Анализ литературы и интернет-источников;

2. Обсуждение проблемы с учителями истории, русского и ненецкого языка, посещение музеев.

3. Анализ найденных или имеющихся артефактов культуры сихиртя в тундровых семьях.

3. Опрос местных жителей и специалистов.

4. Обобщение данных и выводы


Я считаю, что тема моей работы является важной в наше время, так как история неоднократно подвергалась умышленной коррекции. В цели и задачи моей работы не входит выяснение причин подобных действий, но не трудно предположить, что их мотивы явно имеют преступный характер, ведь по известному выражению «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим». История нужна для чтобы общество продолжало развиваться, учитывая прошлые ошибки, не пытаясь вычеркнуть из нее то, что кажется непонятным, не вписывающимся в рамки какой-либо идеологии или научной теории. Истина в истории должна стоять выше удобства ее интерпретации.

Поэтому я хочу получить не полную и ясную картину прошлого, это априори, невозможно, а создать перспективные направления для дальнейших разработок. Со своей работой я планирую выступить перед учениками нашей школы. Работа имеет практическое значение, так как я собираюсь создать методическое пособие «История Сихиртя в материальных памятниках культуры Сеяхинской и Тамбейской тундры». Пособие можно будет использовать на уроках Культуры народов Ямала, краеведения в 7 и 8 классе и на уроках истории в 6,7 классе.

  1. Историография

Территория Ямальского и Гыданского полуострова сейчас уже является достаточно хорошо обследованной в археологическом плане территорией. Наличие и строительство мощных энергетических комплексов и сетей на территории округа только способствует более подробному изучению местности.

Начало подробных археологических изысканий приходится на советский период, так как природно-географические условия местности достаточно суровые. Одним из первых открывателей культур субарктической и арктической зоны на территории Тазовского района был руководитель Тазовской экспедиции Русского географического общества Р.Е. Кольс. Было обследовано городище Мангазея, местоположения которого установила еще в 1862-64 годах экспедиция Ю.И. Кушелевского, а также собрана коллекция бронзовых вещей второй половины - конца I тысячелетия новой эры близ Зимовья Мамеева. В конце 20-х годов проводятся раскопки на Ямале. В 1930-1940 гг. В.Н. Чернецов совмещая этнографические и археологические исследования, вел разведки и раскопки памятников первобытности в Нижнем Приобье. В 50-е гг. им была разработана культурно-хронологическая схема развития населения Нижнего Приобья с древнейших времен до 2 тыс. н.э., куда также вошли памятники Тазовского района. В 1960 г. полевые исследования проводились специально организованными экспедициями МГУ (Л.П. Лашук) и ЛО ИА АН СССР (Л.П. Хлобыстин) на Ямале, в устье Таза, в южной части Обской губы и в низовьях Оби. Следующим шагом в истории изучения древностей Ямало-Ненецкого автономного округа явились работы Ямало-Обской (1961 г.) и Обско-Тазовской (1963-1964 гг.) экспедиций исторического факультета МГУ под руководством Л.П. Лашука. На реке Таз исследователем были изучены Мысовские (Мыс I, IIа, IIб) стоянки близ пос. Тазовский, которые позволили выявить своеобразные комплексы бронзового века с керамикой тазовского типа и раннего железного века с керамикой усть-полуйского типа, распространенные не только в бассейне Таза, но и в устье Оби. В 70-е гг. Л.П. Хлобыстин исследовал Тазовскую литейную мастерскую X-XIII веков, где, по мнению исследователей Л.П. Хлобыстина и О.В. Овсянникова, производились ювелирные работы по бронзе и серебру. Повторное обследование памятника проведено в 2012 году. В 2002 г. археологическая карта Тазовского района дополнена новыми памятниками. Археолого-палеоантропологической экспедицией ИПОС СО РАН проведено обследование Гыданского полуострова, где на территории Находкинского нефтегазового месторождения на террасе р. Мессопород и оз. Торато открыты и исследованы поселения Торато 1-7, датирующиеся широким хронологическим диапазоном от эпохи неолита до средневековья. В 2004 г. экспедицией НПО «Северная Археология-1» под руководством Г.П. Визгалова были проведены научно-исследовательские работы по рекогносцировочному археологическому исследованию бассейна р. Таз, в результате чего были открыты: поселение Тазовское 1, 4 могильник Тазовский 2 и местонахождения Тазовское 3, 5, 6. В 2007 году омские археологи у с. Газ-Сале обследовали ранее выявленный памятник нового времени Зимовье Мамеева, которому присвоили наименование поселение Газ-Сале 1. Кроме этого было найдено жертвенное место Газ-Сале 2, датирующеемя серединой – второй половиной II тыс. н.э. В 2013 и 2014 году в окрестностях п. Тазовский и с. Газ-Сале работает тюменский археолог А.А. Ткачев. Им осмотрены ранее выявленные и обнаружены новые памятники - могильники Тазовский 1, 3-4, поселения и могильники Нум-Хибя-сихэри I, II, на некоторых проведены раскопки. В 2012 году археологической экспедицией ООО «Северная Археология-1» в устье р. Соръяха, недалеко от становища Надо-Марра найдено поселение позднего бронзового века Соръяха 1. Некоторые участки территории Русского месторождения были исследованы в 2010 и 2014 годах.

Большое значение для изучения Сеяхинской и Тамбейской тундры имеют работы в городище Бухты Находка на территории Ямальского района осуществленные в 2011 году экспедицией ООО НПО «Северная археология» под руководством О.В. Кардаша на основании археологических изысканий Л.П. Лашука, проведенных еще в начале XX века. Также огромное значение имеют работы археолога Чернецова В.Н., которые легли в основу статьи, опубликованной в журнале «Советская этнография», которая на много лет стала базисной для исследователей не только на Крайнем Севере Западной Сибири, но и вообще в циркумполярной зоне Евразии и севера Америки.

  1. Территория расселения древнего народа

Очень сложно, практически невозможно определить территорию расселения народа сихирти не имея материала для проведения генетической экспертизы. Без подобных исследований говорить о родстве чуди белоглазой севера древней Руси, сихиртя – севера Западной Сибири и других народов, известных под различными именами и проживавшими по легендам в арктической и субарктической зоне невозможно. Но есть рабочее предположение, что данный народ и родственные ему обитали в приполярной зоне по всему арктическому поясу, данный вывод исследователи делают на основе анализа устного народного творчества современных народов, которые, не сговариваясь, называют одни и те же характерные признаки. Это и малый рост представителей этноса, наличие белых зрачков, развитая металлургия, «заикание», которые многие исследователи считают особенностью языка, в котором существовали долгие и двойные согласные и ряд других отличительных признаков.

Другая точка зрения, а она является более научно обоснованной, говорит что сихиртя, как и чудь, являются остатками какой-то большой финно-угорской общности. Многие ученые склоняются к мнению, что древние жители Ямала принадлежали к уральской языковой семье, то есть были дальними родственниками пришельцев-самодийцев. Показательно сообщение, записанное А. Шренком у европейских ненцев, о том, что сихиртя «хотя и говорят своим собственным языком, однако же понимают и по самоедски». На полуострове Ямал, очевидно, аборигены сохранялись довольно долго. Например, стоянка Хаэн-Сале датируется В.Чернецовым первой половиной XVII века.

Это обстоятельство в некоторой степени объясняет общность чуди и сихиртя, но тогда нарушается идея циркумполярного единства, хотя, к сожалению, точно это утверждать нельзя не имея этнографического материала по остальной полярной зоне.

Я считаю, что данный вопрос еще только предстоит изучить.

На территории современной России можно более или менее уверенно предположить, что, Чудское государство - это Нукрадская (вятско-новгородская) Булгария - существовавшее более 500 лет. В лучшие времена она простиралась от владений Новгорода и верхней Оки до Оби. Границы со временем изменялись, западные окраины отпадали, но до монгольского завоевания сохранялась центральная область - северный берег нижней Камы со столицей каменной крепостью Арса, - ныне Казань, - где находился могущественный правитель - Арский царь булгаро-русского происхождения. Покорение Германарихом некой Тиуди-Чуди можно связать с появлением в Прикамье и Вятке той поры захоронений воинов 4-5 в. - готов и сменивших их гуннов. Интерес к этому региону объясним не только пушным золотом, к северу от устья Камы проходил важный международный торговый поток восток-запад. Достаточно соединить кратчайшей линией север Китая и центральную Европу. В стране предков удмуртов был перевалочный пункт, владевшие им контролировали весь путь. Обходной вариант пути через южные степи был более сложен и опасен. Так появилась Арсания.

Чудь, предположительно, была двух типов: смуглая и светлая, соответственно южного происхождения и северного. Южный ираноязычный тип можно считать первоначальным. Северяне появились несколько позже. Это могли быть скандинавы, русы и балты. Конкурировали они друг с другом или как-то уживались - вероятно, и то и другое. Нельзя исключить, что выходцев севера нанимали для пополнения войска, из них формировали особые отряды.

Чудь была высокоразвитым народом, хорошими воинами. Ее верования поначалу были своеобразны, лишь в поздний период часть чуди крестилась. Но их вера, похоже, отличалась от Московского православия. Чудские богатыри жили в особых крепостях - Карах, расположенных на высоких приречных холмах. В бассейне Вятки наиболее выдающиеся Чуршинское и Елабужское городища.

В дальнейшем произошло их вытеснение по различным причинам, дальше на север. Так, например, по древнерусским летописям известно, что чудь участвовала в сражении под руководством Александра Невского против рыцарей-крестоносцев, соседствовала с финно-угорскими племенами меря, мурома, мещера, вела торговый обмен с русскими и финно-угорскими племенами. Есть определенные предположения, что миграция чуди была вызвана процессом христианизации Руси. Так как даже в ПВЛ имеются упоминания о тесных связях чуди и варягов, обложивших их данью. Упоминания прекращаются или воспроизводятся как воспоминания, легенды после начала христианизации. Скорее всего, к этому времени относится, и легенда об уходе чуди под землю.

Территорией относящейся к месту проживания Сихирти, многие ученые считают не только территорию Заполярья, но и весь Урал, это может объяснить их развитое металлургическое искусство. Причинами их миграции из Приобья на север Ямальского полуострова ученые называют миграцию ненцев, вызванную в свою очередь военными столкновениями с хантами в которых ненцы потерпели поражение. Отношения между ненцами и сихиртя также носили враждебный характер связанный, скорее всего, с борьбой за место, и в этих сражениях сихирти уступали ненцам.

Никто не может объяснить причин исчезновения сихиртя и то куда они ушли. По информации, заложенной в традиционном эпосе, это было связано с приходом царства «Белого царя». Что так же можно понимать как христианизацию региона. Напрашивается вывод, что легендарные Сихиртя, также и Чудь исчезли по одинаковым причинам. Остается вопрос, это исчезновение было ассимиляцией народа или же имеет право существовать версия о массовом самоубийстве чуди и сихиртя, но тогда возникает противоречие с легендами ненцев, о последующих исключительных случаях контакта с представителями этого народа, которые не могут носить только легендарный характер, так как описываются случаи заключения браков с ними.

Пока можно однозначно утверждать только то, что исчезновение сихирти, чуди сравнимо с исчезновением в свое время индейской культуры майя, то есть, исчезли быстро и неизвестно в каком направлении.

  1. Анализ археологических находок. См. фото приложение.

В мерзлом культурном слое археологических памятников крайнего севера Западной Сибири сохранилось большое количество предметов и объектов из органических материалов. Изучение таких памятников позволяет представить в деталях практически все стороны жизни средневекового населения региона, особое место занимает архитектура.

При визуальном осмотре реконструкций городища Поселение Етто I находящемся рядом с городом Муравленко (63°47′40″ с. ш. 74°29′50″ в. д.) и раскоп городища бухты Находка, Ямальский район (67°19′25″ с.ш. 72°10′15″ в.д.), я сделала вывод, о схожести, а значит и о связи, существующей между ними.

Совпадения по целому ряду параметров:

  1. Форма постройки, полуземлянка.

Не совпадает расположение стенных жердей Етто-1 горизонтальное, бухта Находка вертикальное, дренажный канал в бухте Находка отсутствует. (Вероятная причина – сопка песчаная не нуждается в дополнительном дренировании). Внешне схожие постройки.

  1. Интерьер и форма очага.

Центральное помещение и периферийные конструкции, очаг в центре. Совпадает.

  1. Тип кровли.

Плоская крыша, покрытая жердями и дерном. Совпадает.

  1. Вход в жилище.

Бухта Находка - вход надочажный, есть боковой выход, предположительно для циркуляции воздуха, Етто-1 только боковой. Не совпадает.

  1. Возраст:

Бухта Находка – Дендрохронологический метод датировки показал дату постройки - 1220 г.

Етто-1 - Радиоуглеродный метод датировки. Калиброванные значения дат жилищ относят его к концу VII – первой половине VI тыс. до нашей эры.

  1. Промысловые и бытовые орудия.

Бухта Находка: археологическая коллекция, полученная при стационарных исследованиях городища в 2006–2008 гг., насчитывает более 1,5 тыс. целых предметов и фрагментов изделий. В это число не входят найденные в культурном слое природные камни разных размеров, которые могли использоваться в каких-либо целях, и шлаки – отходы кузнечного производства, образовавшиеся от ковки металлургических криц. Подобных образцов около четырехсот, анализ всех этих находок дает представление о бытовой культуре и занятиях населения городка.

Етто-1: Находки представлены 30 каменными предметами, преимущественно, из местного кварцита. Набор орудий чрезвычайно узок: тесло, выполненное в технике пикетажа, долотовидные орудия на отщепах, применявшиеся как стамески и скобели по кости и дереву, нуклеусы, а также наковальня, пест, терочник и отбойники.

  1. Предметы обихода.

Бухта Находка: Посуду и кухонную утварь составляют металлические, деревянные и берестяные предметы для хранения, приготовления и употребления пищи. Металлическая посуда на памятнике представлена многочисленными фрагментами и деталями медных котлов. Всего на территории раскопа обнаружено 443 фрагмента медных котлов, из них 420 – это мелкие прямоугольные пластины размером не более 10×10 см. кроме них 7 железных и одна медная дужка, 11 фрагментов или целых ушек котла, а также изделия из медных пластин: блюдо, изготовленное из днища котла, и 3 корытца, сложенные из медного листа подобно берестяным корытцам – «куженькам». Присутствует также посуда сделанная из костей животных и деревянная.

Етто-1: Представлены 4 — 5 сосудами полуяйцевидной формы с округло-приостренными днищами. Венчики уплощенные, с выраженным наплывом изнутри. Посуду отличает толстостенность (до 8 мм). Тесто тяжелое, плотное, иногда рыхлое, комковатое, содержит примесь шамота или толченой глины, в одном случае - в сочетании с дресвой; обжиг слабый. Наружная поверхность гладкая, у небольшого чашевидного сосуда — подлощенная. Внутренняя — гладкая или "расчесана" гребенчатым штампом. Последняя особенность до сих пор считалась признаком керамики энеолита — бронзы, но она не была известна в неолитических комплексах. Орнамент на внешней поверхности сосудов состоит из прямых горизонтальных, вертикальных и ломаных (зигзагообразных) линий, а также лент "шагающей гребенки" ("шагание с протаскиванием", "шагание с прокатыванием"). Последние тяготеют к нижней половине сосудов, ориентированы горизонтально и вертикально и располагаются вплотную друг к другу. Оба типа узоров наносились длинными многозубыми штампами с прямоугольными зубцами. Край одного сосуда декорирован овальными неглубокими вдавлениями, на другом под венчиком имеется ряд ямок. На тулове и у дна отмечены неорнаментированные зоны. У двух сосудов наплыв украшен печатной и шагающей гребенкой, у третьего - прочерченной волной, в которую "вписаны" неглубокие округлые вдавления, а по ребру наплыва располагается ряд овальных вдавлений. Волнистый срез венчика образован вдавлениями, выполненными пальцем или округлым стержнем. Гребенчатая керамика севера Западной Сибири представляет оригинальный тип. Каждый из известных на сегодняшний день памятников содержит очень ограниченное количество посуды.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что очень разные по времени появления городища (в несколько тысячелетий) имеют общие признаки (схожесть типов жилищ), которые могут быть как свидетельством однородности памятников, так и общим условием вызванными природно-географическими факторами. Несомненно, лишь то, что металлообработки в более ранних периодах истории региона не было, что позволяет связать ее все-таки, с миграцией (финно-угорского?) чудского населения с территории центра современной России.

Промежуточным звеном я рассматривала Усть-Полуйскую археологическую культуру. Представители, которой жили в укрепленном поселке, состоящем из землянок. Орудия изготавливали из кости и камня, но известны были и бронзовые украшения, а также железные ножи. На раскопках поселений находят керамику в форме обломков сосудов на высоких конических поддонах, а также инструменты для плавки бронзы. Из оружия усть-полуйцам были известны лук и стрелы, легкое копье и костяной гарпун. Учёные предполагают, что усть-полуйцы говорили на палеоазиатских языках. Усть-полуйцы влились в состав ненцев, которые возможно, называли аборигенов «сиртя».

  1. Лексический анализ ненецкого языка на присутствие заимствованных слов, не относящихся к современным языкам данной территории

Сихиртя — многие столетия звучало в сказаниях ненцев. Несколько десятилетий назад оно проникло в научные работы этнографов, археологов и языковедов. И, наконец, в последние годы замелькало на страницах публицистических и художественных произведений. Значение самого слова «сихиртя» («сирти», «си-ирти») объясняют поразному: как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего), от «си» (отверстие, дыра). Главным источником, повествующим о сихиртя, являются ненецкие легенды. В них рисуется образ некогда обитавших в тундрах Западной Сибири и Приуралья людей маленького роста с белыми (светлыми?) глазами. Жили они в высоких песчаных сопках. Это подтверждает версию о чудском пришествии, так как в ненецком языке нет слова «кар», хотя на Ямале есть населенный пункт Шурышкар, правда появившийся достаточно поздно. Исходным в образовании слова является «кар», что с коми-зырянского значит город, в этом случае в значении городок, укрепленное поселение. В более ранних значениях слово понималось как пещера. Может быть, это было связано с определенными строительными обычаями.

Еще одним подтверждением связи чуди и сихиртя является связь Сысолы и Вятки.

На Сысоле (приток Вычегды со стороны Вятки) есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь ("Чертов палец" на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. "Чудское городище" упомянуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса), что интересно фамилия Сусой есть и у лесных ненцев. По воспоминаниям Е.Г. Сусой (кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ): «Незнание числа и месяца появления на свет — не беда. Горе тому, кто родства не помнит. Много сотен лет назад юноша Сусой нашел берег, о котором мечтал. Песчаный мыс он назвал Кривым (позже потомки переименовали мыс в Каменный) и провозгласил, что на этой земле будет жить ненецкий род и носить ему имя — Сусой».

Среди ямальских ненцев распространено немало рассказов о встречах с сихиртя, которые дарили людям вещи, сделанные из необыкновенного металла — ковш, нож, наперсток. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землей остаются «железки». Образ «маленьких людей» настолько тесно связан с металлом, что даже их дома-сопки представлялись прикрепленными к вечной мерзлоте железными веревками. По легендам, сихиртя запрягали в нарты собак, а одежду сшивали нитями из собачьих сухожилий. Иногда они предстают охотниками на морского зверя или дикого оленя. Иногда выглядят рыболовами, применявшими не совсем обычные снасти — например, сети, оснащенные цветными балберами (поплавками) и каменными грузилами. Чаще всего встречи ненцев с сихиртя происходили именно у рыболовных озер, где они поочередно похищали друг у друга уловы, причем ненцы рыбачили днем, а сихиртя ночью.

В отношении ненцев к сихиртя нет враждебности, в ряде случаев встречи с ними расценивались даже как счастливая примета. Существует немало преданий о женитьбе ненцев на сихиртя, об их взаимопомощи в борьбе с врагами и злыми силами. По другим рассказам, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или просто напугать его. Встречаются упоминания военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Ненцы относили эти умения к шаманским дарованиям сихиртя.

По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Конец «эры сихиртя» и наступление «эпохи ненцев» («людей») подробно описывается в ярабц’ «Няхар» Сихиртя» (сказитель Пак Худи). Содержание мифа таково.

На Лад яра Саля (Мысу с песчаной вершиной) находится стойбище трех братьев-сихиртя, с которыми живет их сестра. Однажды к ним прибывают посланники владыки нижнего мира Нга с требованием отдать ему в жены девушку сихиртя. Получив отказ, Нга сокрушает землю — в небе сходятся черная и белая тучи, раздается удар грома, перевернувший Лад яра Саля вверх дном. Лишь девушка сихиртя чудом уцелела, оставшись в беспамятстве лежать на нарте. Очнувшись, она обнаруживает, что чумы ее братьев погрузились под землю, и отныне им уготована жизнь в сопках.

В дальнейшем героине удается извлечь из-под земли трех своих племянников и при их участии восстановить жизнь на Лад яра Саля. Первенствующую роль в этом сыграл Мандо мянг — герой, пришедший на семисаженных лыжах со стороны восхода солнца. В конце концов, главные стихии мира — небо, вода и подземелье — признают могущество новых героев и подчиняются им. Так рождаются ненецкие боги.

Перерождение героев - сихиртя в ненецких богов можно считать свидетельством преемственности двух культурных традиций. Что касается «переворота земли», то в нем видится символическое описание действительного потрясения — или природно-климатического кризиса, или военных баталий. В других сказаниях причиной ухода сихиртя под землю называется нашествие ненцев-оленеводов, или упадок хозяйства, связанный с истощением охотничьих угодий, или межэтнические конфликты сыграли свою роль в исчезновении («уходе под землю») сихиртя. То есть однозначного ответа также не существует. Вместе с тем несомненно, что часть сихиртя влилась в состав ненцев. Другими словами, сихиртя — не только предшественники, но отчасти и предки ненцев (большую часть которых составили выходцы из приобско-уральской тайги). Вполне возможно, что ненцы унаследовали от сихиртя некоторые хозяйственно-культурные традиции (приемы охоты на морского зверя, рыболовства, религиозные представления). Следует также иметь в виду, что за собирательным фольклорным образом «сихиртя» скрывается огромная эпоха до оленеводческой истории Ямала, протяженность которой измеряется несколькими тысячелетиями. За это время произошло немало миграций, войн, культурных изменений.

При всем этом легенды описывают их как людей низкого роста, но низкими они могли быть в сравнению с описывающими их. Современные ненцы уже вобрали в себя черты как сиртя, так и других народов, пришедших на их место. И низкорослость ненцев как раз от сиртя, такого же они роста, а мелкими их могли назвать люди среднего роста. Еще одним фенотипическим признаком были белые глаза - в смысле голубые, зеленые, серые (не карие), в смысле "светлые" вообще. Для северных народов это неудивительно. Говорили они, слегка заикаясь - видимо, в их языке были долгие и двойные согласные. Такие вот, например, типа финнов с их словами вроде "палкка", "кукка".

Досамодийский аборигенный элемент в составе ненцев представлен, главным образом, в рамках фратрии — группы родов Вануйта. В XVII веке фратрия состояла из родов Вануйта (Ванюта). Название Вануйта В. Васильев выводил из слова вано (ват, вану) — съедобный корень, его ненцы употребляли в пищу. (И это действительно так - прим. авт.). Он был неизвестен пришельцам с юга. И сначала название закрепилось за аборигенами, позже став именем фратрии, восходящей по происхождению к аборигенному пласту.

В формировании ненцев приняли участие в основном два компонента: южно-сибирский—самодийский и местный—аборигенный. Одна восходит к самодийцам—Харючи - Окотэтто, а другая к аборигенам — Вануйто.

Самодийцы, будучи представителями одной родовой группировки, не могли заключать браки друг с другом. Поэтому, оказавшись в Приполярье, стали вступать в браки с аборигенами. Такая ситуация привела к быстрой ассимиляции последних, которые были малочисленнее пришельцев.

  1. Приоритетные направления исследования культуры Сихиртя.

Приоритетными направлениями в дальнейшем изучении сихиртя, на мой взгляд, являются археологические работы на севере Ямальского полуострова, так как на сегодняшний день большинство памятников изучено только шурфовым методом, что исключает полноценный анализ культурного наследия. Хотя и вполне объясним с точки зрения трудности исследования мерзлотного грунта, но ведь именно это условие и обеспечивает сохранность памятников культуры на Ямале.

Еще одним направлением, на мой взгляд, должно быть создание логической схемы системы памятников без заключения абсолютных выводов, которыми «грешат» все исследователи, обнаружившие какой-либо памятник культуры и тут же пытающиеся «вогнать» его в рамки сложившихся представлений. Это может значительно исказить истину, один памятник это один штрих какой-либо картины и только на основании этого штриха делать вывод о гениальности творца, по меньшей мере, ненаучно. Да и слишком глубоко укореняются ошибки, на которых строятся научные теории.

Большую роль могла бы сыграть и модель общего циркумполярного исследования. Такие попытки уже предпринимаются, но каких-либо серьезных работ или найденных подходов, да даже научных сообществ нет. Это обедняет имеющиеся возможности изучения Севера и его загадок.

Изучая данную тему я так и не нашла данные антропометрии, которые хоть как-то могли бы объяснить низкий рост сихиртя, ведь не случайно же об этом говорится чуть ли не в каждой легенде. Почему же тогда и орудия труда, и оружие имеет нормальные размеры? Ведь они были бы неудобны людям маленького роста.

Поэтому, по моему мнению, север еще только начал открывать свои тайны, работы для исследователей очень много, как практической, так и теоретической, очень важно, при этом избежать неверных посылов, да вообще любых посылов, которые могли бы повлиять на ход исследований.

  1. Вывод

Работая над этой темой, я открыла для себя много нового и интересного. Я познакомилась с краеведческой литературой и ресурсами интернета, побывала в местах, связанных с историей культуры сихиртя. Сложным для меня стало то, что в основном литература по этой теме рассчитана на специалистов, очень мало книг просто и интересно рассказывающих о событиях прошлого Севера. Хотя есть и другая проблема, очень много литературы не научной, а полуфантастической, вводящей в заблуждение и формирующей неправильные представления от которых затем очень сложно избавиться. Хотелось бы, чтобы такая литература имела пометку «фантэзи». Надеюсь, что моя работа, принесет пользу тем ученикам, которые продолжат изучение данной темы.

Осуществив поставленные задачи, я поняла, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Действительно культура сихирти имеет очень древнюю историю, которая была очень богата событиями и культурными достижениями, и стоит в одном ряду с относительно хорошо изученными цивилизациями Древнего мира.

Восточная мудрость гласит: «Кто не знает прошлого, тот не поймет сегодняшнего, и не будет иметь представление о будущем». Чтобы шагать в ногу со временем, нужно очень хорошо знать прошлое. И не просто знать, важно сохранять его для следующих поколений. История нужна, чтобы общество продолжало развиваться и в своем развитии избежало тех ошибок, которые были сделаны в прошлом.





















Список литературы:


1. Кардаш О. В. Городок сихиртя в Бухте Находка (первые результаты исследования) О. В. Кардаш. - Нефтеюганск: АНО «Институт археологии Севера»; Екатеринбург : издательство AM Б» 2011. - 60 с.

2. // “Finno-Ugrica”2003-2004 год, №1(7-8), сборник статей, издается в качестве приложения к журналу “ПАНОРАМА-ФОРУМ”, зарегистрированному Министерством информации и печати Республики Татарстан (№440).

3. Отчет о научно-исследовательской работе: «Историко-культурные исследования на участках по проекту «Приемно-сдаточный пункт (ПСП) «Заполярное» 1,1029 га (камеральный этап)

4. Н. А. Алексашенко, «ЛУК И СТРЕЛЫ УСТЬ-ПОЛУЯ» Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/05/978-5-02-038271-8/

© МАЭ РАН

5. Сибирский сборник–4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. (Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой) / Отв. ред. В. Н. Давыдов, Д. В. Арзютов. — СПб.: МАЭ РАН, 2014. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-88431-260-9/

6. // Системные особенности устойчивого развития регионов циркумполярной зоны. Носкова Екатерина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени ак. Д.Н. Прянишникова». E-mail: [email protected]


Интернет – источники:


  1. Антропоморфные изображения Усть-Полуя. http://cyberleninka.ru/article/n/antropomorfnye-izobrazheniya-ust-poluya

  2. Святилище городище Усть-Полуй. Достояние планеты. http://dostoyanieplaneti.ru/2869-svyatilishche-gorodishche-ust-poluj

  3. Вепсы. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вепсы

  4. Югорский глоссарий. http://slib.ru/yugorskij-glossarij#ш

  5. Загадочный народ – Чудь. http://komanda-k.ru

  6. Они были первыми. http://gcbs.ru/pub/Personalii/Evladov.html

  7. Ямальская Арктика в эпоху средневековья. Памятники в зоне типичной тундры (Плеханов, Салехард) http://смусянао.рф/ru/o-sovete/stati-i-ssylki/19-arkheologiya

  8. История археологических исследований сибирских острогов. http://bsk.nios.ru/content/istoriya-arheologicheskih-issledovaniy-sibirskih-ostrogov

  9. Мангазея. http://library.ikz.ru/hronologiya-osvoeniya-sibiri/Mangazeya

  10. Проектно-исследовательская работа. Исследование материалов археологических раскопок древнего поселения Ет-то I в окрестностях города Муравленко. http://pandia.ru/text/79/051/77878.php
  11. Пути Севера. http://sibir79.livejournal.com/81123.html
  12. Чудь и Вятка.http://borgheus.livejournal.com/2486.html








Приложения

Приложение 1.

Вверху: Подвеска Сихиртя. (Тамбейская тундра). Бронза.

Внизу: Украшение Сихиртя, птица Минлей? Но нет 7 парных крыльев. (Тамбейская тундра). Медь.



Приложение 2.

Вверху: Поселение Етто I. План памятника. Схема жилища

Внизу: Реконструкция оборонительно-жилого комплекса городища в Бухте Находка

(О. В. Кардаш, С. А. Уткина). Рисунок архитектора С. А. Уткиной











Приложение 3. Реконструкция интерьера жилой постройки городища

(О. В. Кардаш, С. А. Уткина). Рисунок архитектора С. А. Уткиной





Приложение 4. Вещевой комплекс городище Бухта Находка. Украшения костюма. 1-9 - фрагменты бронзовых и серебряных украшений. Подвеска городища и подвеска хранящаяся в одной из семей в Тамбейской тундре совпадают при внешнем сравнении.









Приложение 5. Знак с городища Усть-Полуй. Тотем характерный и для языческой чуди.
































Приложение 5. Карта расселения Чуди, Финно-угров, Славян, Балтов и Варягов.



Приложение 6. Посуда и орудия труда в Етто-1 и бухте Находка.


Керамика Еттовского типа. Фрагменты сосудов, орнамента.

Орудия для обработки камня, кости, рога, дерева, кожи: гальки, отбойники, наковаленки, отжимники, долотовидные орудия, скобели, ножи, струги, скребки.Етто-1

Фрагменты посуды городища бухты Находка.

Наконечники стрел в бухте Находка


Приложение 7. Археологические исследования ЯНАО

Период

ФИО исследователей

Место раскопок

Результаты исследований

1862-64 гг.

Экспедиция Ю. И.Кушелевского


Впервые было установлено местоположение Мангазеи

ХIХ в

К. Голодников, И. Я. Словцов, К. Д. Носилов, Р. Е. Кольс

-

Из описаний черпались сведения о наличии «курганов» и городищ

20-е годы ХХ в



Начало археологических исследований на территории ЯНАО

Середина 20-х годов

Политический ссыльный Д. Н. Редриков

В черте г. Салехарда

Собрал археологическую коллекцию с памятников и раскопок городища Вож-Пай и Эви-вож, поселения Хара-патка у пос. Кушеват.

1927

экспедиция Географического общества под руководством Р. Е. Кольса.


Обследовано городище Мангазеи

1928 г.

экспедиция Уральского комитета Севера под руководством В. П. Евладова

Северо-запад полуострова Ямал на мысу Тиутей (Моржовый)

Был обнаружен памятник «легендарных людей сирите»

Лето 1929 г

В. Н. Чернецов

Северо-запад полуострова Ямал на мысу Тиутей (Моржовый)

Обследован памятник «легендарных людей сирите»

1929

В. Н. Чернецов

На берегу Карского моря Поселение Хаен-Сале на севере п-ва.

Обнаружил там же еще один памятник – дюнную стоянку.

Обнаружил и частично раскопал поселение Хаен-Сале.

1935 г.,

В. Н. Чернецов


Эти работы легли в основу статьи, опубликованной в журнале «Советская этнография», которая на много лет стала базисной для исследователей не только на Крайнем Севере Западной Сибири, но и вообще в циркумполярной зоне Евразии и севера Америки.

1932 год


При строительстве здания гидропорта в 5км. от Салехарда

Были обнаружены древние артефакты.

1935–36 гг

Экспедиция под руководством В. С. Адрианова

Производила раскопки памятника, названного им городищем Усть-Полуй.

Материалы этой экспедиции (коллекции артефактов насчитывали около 50000 единиц) поступили в фонды МАЭ (Музей антропологии и этнографии, бывш. Кунсткамера, г. Ленинград). К сожалению, автор раскопок был репрессирован в конце 1936 года, не успев опубликовать результаты своих работ, причем погибла документация второго года раскопок.

1946 год

Мангазейская экспедиция. В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская

В нижнем течении реки Таз.

Обследования остатков известного по письменным источникам русского города Мангазеи. Произведены исследования в районе г. Салехарда: проведены раскопки на городище Усть-Полуй и поселении Зеленая Горка вблизи устья р. Полуй, раскопаны жилище эпохи бронзы в черте города, обследованы два (XVIII-XIX вв.) кладбища.

конец 40-х годов

Геолог Г. А. Чернов

р. Щучья в Приуральском районе ЯНАО

Открыл 8 разновременных стоянок

50-е годы

В. Н. Чернецов и В. И. Мошинская


Выходит серия обобщающих работ, охвативших, практически, все археологические эпохи на севере Западной Сибири. Они надолго стали основополагающими для всех, изучавших древности этого региона и не утратили своей актуальности до сих пор.

50-е годы

И. А. Талицкая


Опубликована первая сводка археологических памятников, известных к тому времени на территории Западной Сибири и, в том числе, на территории ЯНАО

60-е года

Экспедициями под руководством Л. П. Хлобыстина и Л. П. Лашука.

Районы на юге и юго-востоке полуострова Ямал, в низовьях р. Оби, в устье р. Таз.

Результаты исследований изложены в ряде статей этих авторов, в которых была предложена схема развития ямальских древностей для эпохи энеолита-бронзы, а также на основании раскопок Л. П.Лашука в районе бухты Находка было высказано предположение о соответствии археологических памятников и легендарного народа ненецкого фольклора - сихиртя. Л. П.Хлобыстиным впервые был обследован Надымский городок.

1968 – 70 гг

Экспедиция под руководством М. И. Белова


Исследования на городище Мангазея, в результате которых было вскрыто более 2 тыс. кв. м. культурного слоя, изучены остатки крепостных сооружений 1607 года, острога, заложенного в 1601 г., воеводских дворов, приказной избы, Троицкой соборной церкви с несколькими захоронениями, а также посада с остатками гостиного двора, таможни, усадьбы ремесленника - бронзолитейщика, жилых домов и т. д.

Конец 70-х – 80-е годы


На Ямале и в Шурышкарском районе

- в бассейне Пякупура,

- в бассейнах рр. Надыма и Пура, в низовьях р. Оби

На территории округа работают археологические экспедиции ряда вузов: Тобольского пединститута

Тюменского госуниверситета

Уральского госуниверситета

Начало 90-х годов

Экспедиция ИПОС СОРАН.

На полуострове Ямал и в Приуральском районе

Произвела разведочные обследования и стационарные раскопки поселения Паром 1

1990-92 года

Экспедиция ТГПИ

На р. Юрибей (п-в Ямал).

Проведены стационарные раскопки на городище Ярте VI

С 1993 по 1995

Экспедиция Уральского госуниверситета, Института Истории и археологии


Вновь раскапывала городище (жертвенное место) Усть-Полуй.

Конец 90-х


В Пуровском, Приуральском и Ямальском районе

Начаты стационарные раскопки поселения эпохи бронзы Вары-Хадыта II, первого на территории округа средневекового грунтового могильника Зеленый Яр, Надымского городища, возобновлены исследования городища Мангазеи.

1994

Л. Косинская и Н. Федорова


«Археологическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа»





Скачать

© 2016 1457 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!