« Объект контроля при изучении русского языка в нач.школе. Специфика системного и периодического контроля»
Объектом контроля при изучении русского языка в начальной школе являются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Теория контроля знаний и умений в профессиональном образовании разработана достаточно хорошо, но практика реализации контроля в вузах обычно не учитывает рекомендаций теории, что приводит к снижению его эффективности.
Главное требование, которому должны соответствовать способы, средства и этапы контроля, – их системность. Системность контроля означает соответствие целей и средств этапам контроля, эффективную реализацию его функций.
Системный контроль выполняет диагностическую, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции.
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Главной функцией контроля является обеспечение обратной связи, получение обратной информации о степени освоения учебного материала, о проблемах и недостатках. Отсутствие контроля приводит к тому, что учитель теряет рычаги управления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации относится к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (глава 2 п.11-ФГОС).
Известный методолог В.И. Загвязинский определяет контроль как операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
По мнению В.А. Сластенина, контроль представляет определенную систему проверки эффективности функционирования педагогического процесса.
И.П. Подласый включает в понятие контроль -выявление, измерение, и оценивание знаний, умений, навыков обучающихся.
Таким образом, контроль и оценка являются важнейшими структурными компонентами процесса обучения. Специфика контроля и оценки определяется педагогическими целями и задачами, содержанием, методами и формами обучения.
Во-первых, организацию системного контроля в начальной школе мы начинаем с документа «Основная образовательная программа начального общего образования»
Виды и формы контроля, прописаны в ООП НОО каждой школы в Целевом разделе в главе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы», такую же главу мы прописываем в своих рабочих программах «Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы»
2) Следующим шагом является диагностика оптимальной организации собственной деятельности учителя на уроке.
3) в- третьих, организация и проведение контроля за деятельностью учащихся, на основе которого должен определяться не только уровень конкретных знаний, но и развитие у учащихся таких учебных действий, как самоконтроль и самооценка.
Эти виды контроля мы прописываем в ООП НОО и в своих рабочих программах в разделе: «Система оценки достижения планируемых результатов»
В зависимости от этапа обучения используются три вида контроля: стартовая диагностика, текущий (тематический) контроль, тесно связанный с процессом обучения, и итоговый контроль.
Стартовый, дигностический контроль нужен для того, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с детьми, продумать содержание и логику организации познавательной деятельности. Его результаты необходимо рассматривать как отправную точку для проектирования индивидуальных траекторий обучения. Выводы по результатам диагностики должны быть щадящие и рекомендательные.
Текущий контроль. Он проводится с целью проверки усвоения предъявляемого материала и выявления пробелов. Традиционно он проводится на каждом уроке. Его основной целью является анализ хода формирования умений и навыков учащихся. В этот период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это ведет к усилению значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю. Текущий контроль осуществляется вписьменной и в устной форме. Письменные работы проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический (периодический) контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Реализация принципа гуманности проявляется в следующем:
1)Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку.
2)При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.
3)Возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Ценность отметки в ходе тематического, рубежного контроля выше, чем отметки, полученной в ходе текущего контроля, ибо она показывает результат усвоения определенной совокупности умений.
Периодический контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала. В календарно — тематическом планировании по авторской технологии Ю. А. Поташкиной предусмотрены такие формы контроля. Учащиеся в ходе проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное.
Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Подготовительный учет осуществляется в процессе изучения раздела «Звуки» и «Буквы» Учащимся предлагаются задания общего порядка, слуховые и зрительные.
Задание 1. Цель: проверить сформированность умения различать гласные и согласные звуки.
а) На какие две группы можно разделить все звуки речи? Чем различаются гласные и согласные? Приведите примеры.
б) Послушайте слова. Поднимите красную карточку, если первый звук в услышанном слове гласный.
в) Прочитайте слова. Разложите их в два столбика; начинающиеся с гласной и начинающиеся с согласной.
Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения различать ударные и безударные гласные.
а) Спишите слова и расставьте знак ударения.
б) Спишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
в) выборочный диктант. Запишите слова в два столбика: с ударением на первом слоге и с ударением на втором.
Задание 3. Цель: Проверить сформированность умения различать твердые и мягкие согласные.
а) Назовите по порядку звуки в словах (на выбор учителя)
б) Послушайте слова. Поднимите зеленую карточку, если первый звук в слове мягкий, синюю - если звук твердый.
в) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся с твердого звука - в первый с мягкого звука - во второй.
г) Прочитайте слова. Запишите только те, в которых все согласные твердые: мыши, лыжи, сом, окунь, карась.
Задание 4. Цель: Проверить сформированность умения различать звонкие и глухие согласные.
а) Дайте характеристику согласным звукам в словах (на выбор).
б) Рассмотрите картинки. Назовите предметы, изображенные на них. Запишите слова в два столбика: начинающиеся со звонкого - в первый, с глухого - во второй.
в) Прочитайте слова. Отложите те, которые начинаются со звонкого согласного.
Задание 5. Цель: Проверить сформированность умения различать родственные слова.
К выделенному слову припишите из слов, данных в скобках, только родственные слова -
вода … (водитель, водяной, подводник, водичка)
вес… (вести, весить, весы, весовой, известие),
ряд… (рядовой, нарядный, рядок).
Знания и умения в области звуков речи требуют практического освоения учащимися совершенно иначе идет изучение орфографии. Работа над орфографическим материалом требует обращения к специальным правилам с целью проверки написания, По мнению Д.Н. Богоявленского, знание правил является необходимым условием успешного формирования орфографического навыка». Все искусство обучения орфографии … состоит именно в том, чтобы наилучшим образом подвести учащихся к орфографическому правилу, точно и ясно объяснить его, научить применять правило к конкретным случаям написания».
На этапе изучения конкретных орфографических тем применяют ориентировочный учет. Он помогает учителю определить:
применяют ли ученики на письме конкретные правила,
насколько полно владеет обучаемый правилом,
в какой мере устанавливаются связи с другими учебными материалами.
Проще всего предложить детям выучить формулировку правила наизусть и проверить результат. Однако нужно учесть, что знание формулировок может быть результатом механического заучивания. Ученик же должен понять правило как в целом, так и в составных его частях.
Любое орфографическое правило содержит в себе, с одной стороны, указание на объект правила (безударные гласные в корне слова надо проверять), с другой - указание на то, как надо проверять написание (изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударный гласный стал ударным). В соответствии с этим разработаны две группы заданий. Первая рассчитана на выявление у учащихся умения выделять объект орфографического правила, вторая на определение того, как ученик действует по правилу.
Сам объект орфографического правила, а им служат орфограммы различных видов, - явление весьма сложное, содержащее, как минимум, две стороны: фонетическую (безударность гласных, парность согласных по звонкости- глухости) и морфологическую (безударные в корне, приставке, суффиксе, окончании).
Это обусловлено основным принципом русской орфографии -фонемно - морфологическим. Значить для полноценного выделения объекта правила нужно не только указать фонетический признак орфограммы (безударные гласные), но и морфологически ее конкретизировать:
безударные гласные в корне слова;
безударные надежные окончания имен существительных и прилагательных;
безударные личные окончания глаголов;
парные звонкие и глухие согласные в приставках.
Между тем в школьной практике при изучении конкретных орфограмм внимание обучаемых обычно не обращается на орфограммы других видов и фонетические связи между различными видами орфограмм не устанавливаются. В таком случае например, правописание безударных гласных в корне оказывается в значительной мере изолированным от правописания безударных окончаний, кроме того, далеко не всегда сами учителя добиваются уточнения морфемной принадлежности орфограммы, без чего невозможно пользоваться правилами правописания: безударность в корне проверяется способом изменения слова или подбора однокоренных слов, а безударность надежных окончаний проверяется ударением, путем подбора слова с теми же грамматическими показателями(купался в ванне - - е, т. как купался в реке, 1 склонение, предложный падеж)Таким образом проверка умения выделять объект орфографического правила включает в себя задания двух видов.
Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду прежде всего алгоритмы - отработку языковых операций в определенном порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Как установлено Л. И. Айдаровой. Орфографические трудности рождаются главным образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и проверочными словами, они определены отсутствием связи между грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова.
Действительно младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад однокоренными (сад - это деревья, а садовник - это человек). В начальной школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это произвольно по специальному заданию».
В процессе экспериментальной работы Н. С. Рождественский доказал большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Он рекомендует как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами.
«Важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное, контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все слова данного ряда или группы». Подробную работу следует начинать уже с периода обучения грамоте.
Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки - смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного гласный или сонорный).
Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся младших классов является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание и орфографический разбор. Это позволяет учителю с одной стороны, определить степень освоения учебного материала, с другой - оценить избранный путь преподавания того или иного раздела правописания.
Вместе с тем при подобном подходе важная информация об овладении орфографией поступает к обучающему с некоторым опозданием, носит по преимуществу контрольный характер и не может являться объективным показателем сформированности у учащегося конкретных орфографических учений. В повседневной работе мало учитывается этап работы по конкретной теме, не прослеживается влияние изучения орфографической теории (правил) на практику письма.
Зачастую трудно бывает понять, чем является для ученика грамотное письмо: результатом обучения умению применять полученные теоретические сведения на практике или следствие развитого чувства, языка. В таком случае индивидуальные различия и возможности школьников, а также перспектива роста их грамотности оказываются без должного внимания учителя.
В этой связи важной представляется организация обучающей тематической проверки знаний и умений учащихся, при которой оценивается сформированность различных компонентов знаний и умений у каждого учащегося класса. Тем самым у учителя складывается объективная картина освоения учебного материала уже в процессе изучения конкретной орфографической темы. Тематический орфографический учет позволяет эффективно планировать изучение каждого раздела правописания, при необходимости своевременно вносит коррективы в содержание и выбор формы проведения каждого урока, регулировать дозировку различных типов упражнения в соответствии с индивидуальными достижениями учащихся, организовывать дифференцированный подход к обучению.
Тематический учет приобретает итоговый характер, когда изучены, по крайней мере, две орфографические темы. Его основные задачи: установить степень владения умением находить слова на изученные правила и способы применения правил в практике письма, как в специальных орфографических упражнениях, так и в упражнениях творческого характера.
Традиционные приемы работы - различные виды диктантов, изложения и сочинения. Однако прежде всего важно установить, насколько четко учащиеся различают правила, исходные и отличительные признаки.
Сравнение сферы действий правил правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корнях слов осуществляется по следующим аспектам:
нахождение сомнительных случаев написания;
правила, регулирующие написание корней (их три: парные звонкие и глухие согласные; безударные гласные; непроизносимые согласные);
способы проверки: изменение слова (по числам, по падежам), подбор однокоренных слов (подбор слов, относящихся к различным частям речи);
соблюдение условий проверки: семантических, фонетических, морфологических.