Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Данное занятие рассчитано для учащихся 8-9 лет и является одним из занятий кружка «Волшебное тесто».
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тема: Оберег «Веничек»
Цели:
- способствовать формированию представления о характерных особенностях предметов, передавать пропорции, пластику.
- способствовать развитию речи учащихся (обогащение словарного запаса.)
-способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку).
-способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
-способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экологических, экономических качеств личности.
Задачи:
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
- развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
Инструменты: стеки, рельефные предметы, кисти.
Материалы: соленое тесто(заранее готовит учитель), краски, природный материал(сухие цветы, бобы и др.), вода.
2. Дидактическое обеспечение:
Компьютер.
Ход занятия
1. Организационный момент:
- Доброе утро!Проверим, всё ли у нас в порядке,готовы ли мы к занятию?
2. Сообщение темы и целей занятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, когда люди верили в силу природы, поклонялись природным явлениям и разным предметам.Одним из таких предметов был ОБЕРЕГ.
-Знаете ли вы, что такое «оберег»?
- Оберег – это предмет оберегающий, защищенность от чего – нибудь. Наши предки всецело зависели от природы, они не могли объяснить происхождение грома, молнии и многих других явлений, и чтобы защитить себя придумали обереги.
- Наше занятие будет посвящено созданию оберега. Перед тем, как мы приступим к работе, давайте посмотрим, какие бывают обереги.
(Показ презентации «История оберегов» слайд 1-7)
- Сегодня мы изготовим оберег «Веник».(На предыдущем занятии учащимися была собрана заготовка веника из сена).
3. Практическая работа.
-Перед вами лежат заготовки веничков, вам предстоит их украсить. Подумаем, чем он может быть украшен. Как вы считаете?
-Помните о значении каждого предмета, который вы будете крепить на веничек (слайд 8).
-Выбирайте, какими предметами вы украсите свои венички.
(дети определяюся с выбором)
Не забываем, что работа должна быть аккуратной, законченной.
-Давайте, посмотрим поэтапное выполнение некоторых из символов.
Перец:
1.Лепим из теста конус, вытягивая конец конуса, заостряем его.В широкой части конуса, используя ножницы, делаем насечки и крепим хвостик перца.
Хлеб:
1.Для хлеба понадобится небольшой шарик.Приплюснем его с одной стороны, а с выпуклой сделаем стекой надрезы.
Цветы:
1.Из шариков одинаковой величины получатся простые цветы. Для этого расположите шарики по кругу и слегка их приплюсните.Затем по центру каждого лепестка нанесите маленикие насечки. Скатайте ещё один шарик иположите его в центр цветка, слегка прижмите.
(Так как занятие не первое, и дети уже работали с тестом, с различными приемами лепки, сложностей у них эта работа не вызовет.)
- Прежде, чем приступить к работе, оденьте фартуки.
Дети работают самостоятельно, звучит легкая музыка. Учитель подходит к каждому ученику, помогает при необходимости.
6. Уборка рабочих мест.
7. Подведение итогов урока:
-Работа была проделана вами большая. Каждый из вас выбрал для своего веничка различные символы. На следующем занятии ,когда детали работы подсохнут, мы их раскрасим и приклеим на веничек.А вы за это время подумайте, кому бы вы хотели его подарить.
-Всего хорошего!
Работу выполнила: Бирюкова Т.В.