СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обереги народа Коми

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование одного из вопросов истории народа Коми

Просмотр содержимого документа
«Обереги народа Коми»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

г. Печора Республика Коми













Автор: Аброськина Екатерина Алексеевна,

8 б класс МОУ «СОШ №3» г. Печора


Руководитель: Чапина Ирина Валерьевна,

учитель биологии МОУ «СОШ №3» г. Печоры






















г. Печора, 2022г.



Содержание


  1. Введение…………………………………………………. 3

  2. Основная часть

    1. Определение «Оберег»……………………………… 4

    2. Виды оберегов природного происхождения и их применение…………………………………………… 4

    3. Интервьюирование…………………………………. 7

  3. Заключение……………………………………………… 9

  4. Список используемой литературы…………………….. 10

  5. Приложения………………………………………………

    1. Результаты статистического опроса……………….. 11

    2. Разработка классного часа………………………….. 12

    3. Фото оберегов………………………………………… 14

    4. Фотоотчет о работе…………………………………… 16






























  1. Введение.


Актуальность темы: в настоящее время дети в повседневной жизни очень мало встречают элементы культурных традиций коми народа, мало знают коми эпос. Такой интересный вопрос как обереги коми народа, традиционные игры коми, национальные игрушки почти совсем исчез из современной жизни. Данная работа имеет практическое значение как наглядный, понятийный, теоретический материал для проведения тематических классных часов по ознакомлению с культурой коми народа, расширения кругозора детей. Работа может быть использована как часть патриотического воспитания в школе.

Также в современности получил широкое распространение экотуризм. Для привлечения в район туристов предлагаем использовать информацию для создания сувенирной продукции.


Цель работы: сформировать представление о видах и значении для народа коми оберегов природного происхождения.


Задачи:

  • Собрать материал культурного эпоса, художественных произведений по теме обереги коми природного происхождения.

  • Провести интервьюирование об актуальности данного вопроса.

  • Собрать сведения о практическом применении оберегов.

  • Разработать информационный классный час для учащихся начальной школы по теме исследования.


Объект исследования: использование природных материалов в качестве оберегов.


Предмет исследования: литературные источники, рассказы старожилов коми, объекты выставок музеев.


Методы исследования:

  • Анализ литературных источников.

  • Анкетирование.

  • Обработка статистической информации.

  • Интервьюирование.

  • Фотографирование.







2.1. Определение «Оберег».

Оберег, талисман, амулет, — магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Считается, что амулеты могут приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.

В качестве талисманов люди могут использовать как артефакты (то есть предметы, изготовленные человеком), так и естественные предметы (например, корни, куски янтаря, раковины, необычные камни).

ВУДЖÖР – круг предметов, которые традиционно рассматриваются как обереги. В коми языке понятием ВУДЖÖР, обозначающим физическую тень человека объединяется целый ряд традиционных оберегов человека и его жилища от действия нечистой силы, порчи и болезней. [№4 стр.67]



2.2. Виды оберегов природного происхождения и их применение.

Медвежьи клыки и когти носили как обереги, хранили около божницы.[№2 стр.43] С идеями родства с «хозяином леса», имевшим божественное происхождение и способным «по-родственному» покровительствовать людям, было связано признание его клыков и когтей магическим атрибутом, сохраняющим медвежью энергию, и использование их в качестве оберегов, а также знаков силы. В частности, народ коми следовал правилу: если на место убитого на охоте медведя с еще выбитыми клыками и не отрубленными когтями приходил посторонний человек, он получал право на пай при дележе добычи. (Приложение 3. Рис.1,2)

Из птиц наиболее почитаемой была утка. Ее грудную кость тоже хранили около божницы, а резное изображение прикрепляли как оберег на крышу дома. У вычегодских, ижемских, печорских и удорских коми детей в роли антропоморфных игрушек, нередко, выступали грудные вилочкообразные кости птиц. (Приложение 3. Рис.3)

Челюсть щуки клали на косяк входной двери. Считали, что она оберегает женщину во время родов. (Приложение 3. Рис.4)

Магическая роль зуба вообще ясна кроме того из нижеследующих приемов: когда идут смотреть какого–нибудь новорожденного, то, чтобы никакая порча не имела силы, в зубы прикусывают соломинку или другой какой–либо предмет. То же самое делается во всех тех случаях, когда имеют дело с кровью, раной и т.п., например, при охолащивании животных, во время доения коров.

В качестве талисмана печорские охотники носят на своем поясе рысьи когти. На Выми рысьими когтями выцарапывают кровь на морде и хвосте лошади и эту кровь ей самой вскармливают в тех случаях, когда она заболевает вздутием живота.

Очень распространенным предметом в ряде магических приемов является соль. Когда продают молоко или масло, в кринку кладут щепотку соли. Чтобы предохранить ребенка от сглаза, перед тем, как выйти с ним в соседи, голову его посыпают также солью. Свадебный поезд перед тем, как пойти к венцу, обсыпают солью. Когда проданную корову ведут в чужой двор, то, чтобы она ужилась там, обсыпают ее солью. Когда хозяин пристрастится к каким–либо вредным для благополучия своего семейства порокам, домашние незаметно посыпают его голову солью.

В районе Усы на Печоре прямо вырезают из мяса горностая пахучие железы и носят их в повязках на поясах или привязывают на шею домашним животным. Магические свойства этих желез определенно приписываются их свойству издавать неприятный запах.[№1 стр. 122]

Шумящие подвески служили нагрудными и поясными украшениями. Какое реальное значение имеют эти бубенчики, видно из современного быта. Так бубенчики, побрякушки, вешаются на шею скоту у коми, между прочим, тоже с той целью, чтобы на скотину не нападали волки. Такие побрякушки ("бракала"), но уже деревянные или берестяные, у ижемских оленеводов вешаются на шею своим оленям именно с такой реальной целью. Вместе с тем, с той же целью отпугивания от оленьего стада рыскающих кругом волков, оленеводы ночью, время от времени, выходят из чума и бьют трещотками–палочками друг о друга, производя этим треск.

Все украшения в костюме выполняли ритуальные функции

– они служили оберегами-амулетами.[№7 стр. 19] (Приложение 3. Рис.5)

Непременным предметом мужской одежды были пояса. (Приложение 3. Рис.6,7)

Мужские пояса различались по материалу и технике изготовления (тканые из шерсти, плетёные из ниток, кожаные), а также по длине и ширине в зависимости от назначения. Мужские рубахи подпоясывались тельниками – узенькими поясами, сплетёнными на руках из льняных или хлопчатобумажных разноцветных ниток, с кисточками на концах. К поясу подвешивали маленькую сумочку из чёрной кожи, застёгивающуюся на

медную пуговицу. В ней хранили огниво, трут и др.[№ 7 стр. 43] В семьях охотников дети по поясам гадали о сроках возвращения родителей – охотников с зимнего промысла. Если сплетённый и закрученный пояс не расплетался в течение задуманного времени – к скорому возвращению родителей.

Пояс был непременной принадлежностью и женского костюма с древнейших времён. Он служил для перепоясывания одежды, на нём закрепляли все необходимые для человека предметы: расчёску, копоушки, сумочки, кошельки и др. пояса играли огромную роль в народной обрядности как украшения, как обереги.[№ 7. стр. 44]

Особое место в жизни ком занимала кукла: акань. (Приложение 3. Рис.8,9)

Самым загадочным считается то, что у кукол не было лица: вместо него – закрученные вокруг деревянной болванки разноцветные нити. Безликость кукол утверждала одно: на протяжении веков они служили оберегами, своего рода талисманами, призванными защитить человека от бед и напастей, врагов и лихостей. Древние люди были уверены: божество, идол, оберегающий от зла, не может иметь лица. Поэтому вокруг берёзовой деревяшки наматывали разноцветные нити. Чем больше полосок нитей, тем выше мастерство умельца. На костюм куклы использовали только новые ткани: даже в старину шили детскую одежду и наряды для кукол только из неношеной материи, иначе изготовленная кукла могла навлечь болезнь и даже гибель на человека. На голове безликой куклы – средневековый женский головной убор. [«Волна» №17(129) 25.04.2002г.]

Издревле коми крестьяне считали, что детские игры помогают собрать урожай, обрести богатство или сделать брак счастливым. Но и наоборот, могли обрушить несчастье на крестьянскую семью. Коми верили в примету: если дети часами играют в куклы – жди в семье прибавления, если небрежно обращаются с игрушками – беды не миновать. [«Красное знамя» 15.11.2007г.]

Заячий хвостик служил оберегом ребёнку. (Приложение 3. Рис.10) У коми было поверье, что если в люльке под ногами ребёнка лежит заячий хвостик, ребёнок спасён от порчи и сглаза.

При строительстве дома на месте предполагаемых окон и дверей ставят оберег из двух перекрещенных палочек, чтобы нечистая сила не смогла проникнуть в дом. Когда в доме открывают окна, между рамами укладывают такой же оберег.

Ижемские оленеводы и сегодня носят за спиной на поясе медвежий клык (или два клыка) как обереги от хищных зверей и болезней.

У коми старообрядцев на Печоре оберегом называли перекладину из кедра.

Эффективными оберегами считают элементы одежды, непосредственно опоясывающие тело человека (например, вязаные, тканые и плетёные пояса, головной платок, различные повязки из немытой овечьей шерсти, из лыка и бересты). А также стельки обуви. Считается, что заблудившийся в лесу может легко найти дорогу домой, перевернув наоборот стельки в своей обуви.






2.3. Интервьюирование


Мы провели интервьюирование людей разного возраста, образования и рода занятий. Опрошено 25 человек. (Приложение 1).

Вопросы:

  1. Ваш возраст?

  2. Род Вашей деятельности?

  3. Владеете ли Вы информацией об оберегах?

  4. Используете ли Вы обереги?

  5. Знакома ли Вам история оберегов коми народа?

  6. Хотели бы Вы получить более обширную информацию об оберегах? Информацию о традиционных оберегах народа коми?


Результаты интервьюирования:

  • Возрастной состав опрошенных: от 15 до 60 лет.

  • Образование: от школьников до высшего.

  • Род деятельности: учителя, библиотекари, пенсионеры, рабочие, учащиеся.

  • Истории, связанные с оберегами (изложено со слов опрошенных):

  1. У одного мужчины был оберег - фигурка из соломы. Она была освещена в церкви. Мужчина всегда носил её с собой. Пока на службе командир не увидел фигурку. Он сказал, что ничего лишнего носить не положено. С тех пор обереги этим мужчиной не использовались.

  2. До войны прадед девушки был заядлым охотником и рыболовом. Как-то раз он пошёл на охоту и там подстрелил птицу. В её лапках находился небольшой шарик. Прадед девушки взял его и пошёл домой. Когда началась война, этот шарик был всегда с ним. Оберег очень помогал ему морально.

  3. У девушки был дядя. Когда ему исполнилось 19 лет, его забрали на войну в Чечню. Там он был серьёзно ранен. В больнице из него вытащили 8 пуль. Одна из них чуть не лишила его жизни. Пуля прошла прямо возле сердца, чуть не задев его. В больнице эти пули хотели выкинуть, но дядя девушки был против, и ему разрешили оставить одну пулю. С тех пор он носил её на шее. Но как-то раз дядя девушки пошёл с друзьями в баню. Там он снял пулю со своей шеи. Компания ушла из бани, но подходя к дому мужчина вспомнил, что оставил пулю в бане. Он решил вернуться за ней в баню, но по пути туда его сбила машина. Долгое время мужчина находился в коме. Его жена принесла ему в больницу ту пулю. Через два дня он пришел в себя. Теперь он не снимает её ни в коем случае.

  4. Мужчина верит, что его оберег охраняет его от сглазов и неприятностей. Потому что когда оберег с ним, всё в порядке, но когда оберега нет, случаются неприятности.

  5. Камень, освещённый в церкви, служит помощью и подспорьем.

  6. Украшения из бересты, янтаря женщина старается менять чаще, т.к. накапливается отрицательная энергия.

  7. Передавать из поколения в поколение бусы: мать передаёт дочери хорошее.

  8. При болезни красивый платок в жизни опрашиваемой вешали на дерево для ускорения выздоровления.


Итоги интервьюирования:

  1. Люди разных возрастов, родов занятий и образования недостаточно знают о коми национальных традициях, в частности, связанных с оберегами, хотя обереги используются большинством из них.

  2. Большинство хотели бы получить подробную информацию об оберегах для общего ознакомления и практического использования.

  3. Данная работа позволяет заинтересовать детей самобытной культурой коми народа.





























Заключение.


  1. По печатным источникам и повествованиям жителей коми, заведующих краеведческими музеями, мы собрали подборку информации об оберегах природного происхождения, их видах и способах применения. Провели фотографирование экспонатов, некоторые изготовили сами с помощью родителей.

  2. Проведя интервьюирование, мы убедились, что тема незнакома абсолютному большинству, но может заинтересовать при наличии информации.

  3. Мы разработали информационный классный час (Приложение 2) с игровой программой по этой теме и провели его для детей 1-2 классов. В занятиях приняли участие в общей сложности около 85 человек (Приложение 3). Разработку классного часа с мультимедиа презентацией можно использовать и на уроках окружающего мира в разделе НРК.

  4. Эскизы рисунков оберегов предложены в печатную мастерскую для создания сувенирной продукции как реклама по привлечению в район туристов.


























Список литературы.


  1. Энциклопедия уральских мифологий. Мифология Коми. Москва – Сыктывкар. 1999г.

  2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва. 1991г.

  3. Дыхание Пармы. Книга об искусстве и литературе коми. Сыктывкар. 1999 г.

  4. Мифы и легенды коми народа. Москва 1980 г.

  5. Газета «Волна» №17(129) 25.04.2002г.

  6. Газета «Красное знамя» 15.11.2007г.

  7. Из жизни древних коми. Л.Н.Жеребцов и др. Коми книжное издательство 1985

































Приложение 1.


Результаты статистического опроса.


  1. Используете ли Вы обереги?













Приложение 2.

Разработка классного часа «В бабушкином сундучке».

Цель классного часа: сформировать представление у младших школьников о части самобытной культуры коми народа: оберегах.

Задачи:

- познакомить с традиционными оберегами коми народа;

- научить использовать некоторые виды оберегов;

- познакомить с традициями использования оберегов;

- научить играть в традиционные коми игры.


Оборудование: мультимедиа презентация, некоторые виды оберегов.


Ход классного часа:

  1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поведаем вам о том, что можно обнаружить в бабушкином сундуке. Одной из таких находок являются обереги - вуджöр.

  2. Знакомство с видами оберегов и способами их применения. Рассказ, сопровождаемый презентацией.

  • Заячий хвостик служил оберегом ребёнку. Коми считали, что если хвостик лежит в люльке у ног ребёнка, то ребёнок спасён от порчи и сглаза. (слайд 3)

  • Люди верили, что медвежьи клыки и когти сохраняют медвежью энергию и силу, поэтому их носили как обереги. (слайд 4 )

  • Пояса носили и мужчины, и женщины. На поясах закрепляли подручные материалы. Пояса были украшениями одежды, а также оберегами. (слайд 5,6)

  • Челюсть щуки клали на косяк входной двери. Считалось, что она защищала жилище от проникновения злых духов. (слайд 7)

  • Считалось, что шумящие подвески- это обереги. Металлические подвески носили женщины, домашний скот; а деревянные подвески одевали на шею оленя. На животных шумящие подвески одевались с такой целью, чтобы на них не нападали волки. И это тоже было оберегом жизни животного. (слайд 8) Украшения назывались пелькытш.

  • Шумящие игрушки – их звук вызывает страх у нечистой силы. Люди, издавая этот звук, очищают своё жилище от этих злых духов. (слайд 9)

  • Особое место в жизни коими народа занимала кукла: акань. У кукол не было лица, потому что люди были уверены, что у божества, оберегающем от зла, не может быть лица. На протяжении веков куклы служили оберегами, защищая человека от бед и напастей, врагов и лихостей. На костюм куклы использовали только новые ткани, иначе кукла могла навлечь болезнь на человека. (слайд 10)

  • Коми крестьяне считали, что детские игры помогают собрать урожай, обрести богатство или сделать брак счастливым. А знаете ли вы, что коми верили в примету: если дети часами играют в куклы – жди в семье прибавления, если небрежно обращаются с игрушками – беды не миновать?

  • Коми народ верил, что амулеты могут приносить удачу, улучшать самочувствие. Амулетом может являться любой предмет, от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.

  • Утиная грудная кость. Её прикрепляли как оберег на крышу дома. Ещё грудная кость была наделена функцией любовных талисманов. Утиную грудную кость использовали для гаданий и традиционных состязательных игр. У печорских коми одна из таких игр проходила следующим образом: двое соперников растягивали кость в разные концы до полного разлома: крупный кусок – «память», мелкий – «каметь». Победителем считался тот, у кого в руках оставался более крупный обломок кости. Победитель назначал условия пари: на взаимное молчание или совершение какого-либо действа. (слайд 11)


  1. Викторина «Коми слова». (слайд 12) Проверим вашу внимательность. Как с коми языка переводятся следующие слова?

Акань (кукла), вуджöр (обереги, талисманы, амулеты); каметь (меньшая часть грудной утиной кости), пелькытш (украшения)


  1. Традиционная коми игра «Кто засмеётся?» Встаньте в круг, возьмитесь левой рукой за большой палец соседа. Идя по кругу все вместе повторяем:

Из собственных рук

Ручка жернова.

У кого первым

Покажутся зубы –

Тому десять тычков,

Тому десять щелчков.

Тьфу, тьфу, тьфу.

После этих слов никто не разговаривает, не улыбается. Кто-нибудь всё равно не выдержит и первым засмеётся (покажет зубы). Он считается проигравшим. В итоге остаётся один-два самых стойких – победители.


Итак, ребята, мы познакомили вас сегодня с интересной стороной жизни коми народа. Мы надеемся, что полученная информация будет полезна для вас.







Приложение 3.

Фото оберегов










Рис. 1,2. Коготь и зуб медведя.








Рис. 3. Грудная кость птицы (фото автора)











Рис. 4. Головы щук (фото автора).






Рис. 5. Головные повязки из бересты (фото автора).







РРис. 6,7. Пояса из хлопчатобумажных и льняных волокон.



Рис 8,9. Кукла акань (фото автора)









Рис. 10. Заячий хвостик (фото автора )













Приложение 4.

Фотоотчёт о работе.

Рис. 1 Рассказ о кукле-акань.

Рис. 2 Игра «Кто засмеется?»

Рис. 3. Классный час «В бабушкином сундучке».






Рис.4,5 Сувенирная продукция.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!