СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования исследовательской деятельности обучающихся.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования исследовательской деятельности обучающихся.»

 Краткие тезисы

Тимофеева Т.Н.

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования исследовательской деятельности обучающихся.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учащихся, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии. Чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности. Быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией. Быть коммуникабельными, контактными, сообща работать в разных ситуациях. Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. И только использование новых информационных технологий позволит решить поставленные перед школой задачи. 

(Слайд1,2)

         Малыши переступили в первый раз порог школы. Все такие разные, но желание у всех одно: «Учиться!». Как учиться, чему, зачем – у детей преобладает природное любопытство. И что нужно сделать учителю, чтобы это чувство переросло в любознательность и стойкую учебную мотивацию? (Слайд 3)


         Исследовательская деятельность поможет решить эту задачу, тем более что в арсенале педагогов сейчас широкий выбор технологий и методик. Мною отдан приоритет организации исследовательской деятельности в рамках реализации авторского курса Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»(слайд 4)

и занятиям по психологии на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой. (Слайд 5)



Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая мною программа занятий по психологии в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка,на мой взгляд, является его успешная адаптация к социуму.

Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель

- формирование личности, способной самостоятельно добывать знания, стремящейся к познанию окружающего мира. (Слайд 6)


(Слайд 7)Для достижения цели мне необходимо было решать следующие задачи: 

  1. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению.

  2. Учить самостоятельно или в группе сверстников осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.

  3. Развивать творческий потенциал детей.

(Слайд 8)Всю работу строю по следующим принципам:

          Организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся добывали знания в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

          Создать комфортные условия для взаимодействия учащихся друг с другом при организации учебного процесса.

          Использовать современные педагогические технологии, способствующие обеспечению высокого качества образовательного процесса. 

          Направлять учащихся на приобретение опыта творческой поисково-исследовательской деятельности. 




 (Слайд 9)


Образовательная среда: оснащение классного кабинета современным компьютерным оборудованием и обучение по УМК «Начальная школа 21 века», способствует высокому уровню эффективности образовательного процесса.

(Слайд 10, 11)  

Использование учебников данной программы обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников, системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого,  то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания).  Продуманная система заданий и вопросов в учебниках побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеки города, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.

(Слайд 12, 13,14,15)

Наличие нескольких точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребёнку применить свою, своё мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений. Все учебники нацеливают учеников на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Это способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, доказывать свою точку зрения, совместно принимать решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется корпоративная и коммуникативная компетенции.

Речь приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать своё мнение словами: «Я думаю…», «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я с тобою не согласен, т.к….» и т.д.

Хочется отметить творческий характер учебного материала, который освобождает моих учеников от заучивания и даёт возможность самому открыть свойства, доказывать правильность вывода и рассуждать. Особое внимание уделяется урокам гуманитарного цикла, так как степень освоения ребёнком образовательной программы начального общего образования зависит в большей степени от развития речи и мышления.   Умение читать и осмысливать прочитанное – это показатель успешности в дальнейшем обучении и именно поэтому в младшем школьном возрасте необходимо уделять внимание, прежде всего, развитию осмысленного чтения, грамотной речи и памяти.



(Слайд16, 17,)

На уроках окружающего мира учащиеся находятся в ситуации теоретического осмысления. Они самостоятельно осознают, что деревья зимой не умирают, а снег нельзя есть сразу по нескольким причинам, что воздух это не «чистое вещество», а смесь и т.д. Расширение границ урока окружающего мира осуществляется на внеурочных занятиях проектно-исследовательской деятельности «Учусь создавать проект». Благодаря системе опытно-экспериментальной деятельности у моих учеников формируется теоретическое мышление, практические умения и навыки осуществления исследовательских и проектных замыслов.

(Слайд18)

В условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий, программа легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.

(Слайд19, 20)

 Мои ученики учатся самостоятельно формулировать тему, цели, подбирают нужную информацию, раскованно выступают перед аудиторией; учатся отстаивать собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств. Всё это для того, чтобы обучающиеся смогли продуктивно жить в открытом обществе и иметь стойкую гражданскую позицию.

(Слайд 21)

Для одарённых и высоко мотивированных учащихся исследовательская деятельность – это дополнительная возможность проявления самостоятельности в приобретении новых знаний и проявлении своего творческого потенциала. Поскольку многие дети быстро овладевают основами компьютерной грамотности, процесс презентаций их исследовательских работ и проектов становится наглядным и разнообразным. Исследовательская деятельность уникальна, т.к. она способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий. Например, работая над проектом «Наши зелёные друзья», (слайд 22)дети научились ухаживать за комнатными растениями, используя индивидуальные особенности каждого из них; узнали о правилах озеленения помещения, научились работать с необходимой информацией, создали индивидуальные и групповые проекты по озеленениюклассной комнаты.(Слайд 23)


 Совместная деятельность, постановка задач, определение функций и ролей каждого участника сплачивает ребят. Работая над проектами, они придерживаются принципа «от простого к сложному». (Слайд 24)

Информацию начинают собирать всем классом, затем дети объединяются в группы или пары, продолжая работать над проектами. Сбор всей информации оформляется мини-сочинениями, рефератами, сообщениями, докладами, которые сопровождаются наблюдениями, исследованиями, экспериментами и постепенно перерастают в проект.

            Определив тему проекта, ученики сами выбирают, в какой форме они будут презентовать результат своей работы. После презентации, мы проводим рефлексию, анализируя отличительные стороны каждого проекта, степень удовлетворённости детьми своей работой. Ребята делают выводы о том, как избежать недостатков в создании и реализации проектов.

Организация учебных занятийпроектно-исследовательской деятельности «Учусь создавать проект»   позволяет передавать ученикам функции ведения фрагмента урока самими учащимися, где ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию. Форма занятия способствует активизации исследовательской деятельности, побуждает детей к дальнейшему самостоятельному поиску и исследованию.

(Слайд 25)Дети с большим интересом занимаются исследовательской деятельностью. Постоянно являются участниками научно-исследовательских конкурсов разных уровней: «Летопись родного края», «Именем твоим славим родной край», «Портфолио!»

Сочетание исследовательской деятельности и занятий по психологии позволяют осуществить внедрение современных педагогических технологий, нестандартных форм работы в образовательный процесс. Также позволяет развить диалогическую и монологическую речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей, способствует формированию межличностных отношений.

(Слайд 26)

В процессе совместной деятельности у ребят появляются идеи, которые можно положить в основу нового интересного дела. Являясь авторами этих идей, дети более охотно участвуют в мероприятиях, чаще привлекают своих родителей, более творчески и ответственно подходят к решению поставленных задач. Так могут рождаться и проекты, которые они реализуют совместно с членами своей семьи, а затем защищают их на классных часах. По окончании защиты оценивается каждый проект комиссией, в которую входят дети и родители. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!