СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обездоленное детство в рассказе Чехова "Спать хочется"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе анализа текста рассказа происходит формирование представления о трудной жизни детей в XIX веке.

Просмотр содержимого документа
«Обездоленное детство в рассказе Чехова "Спать хочется"»

Обездоленное детство в рассказе Чехова «Спать хочется»

(7 класс)

ЦЕЛЬ: сформировать представление о трудной жизни детей в XIX веке, проанализировать рассказ Чехова "Спать хочется".

ЗАДАЧИ:

1. Изучить рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» методом целост­ного анализа.

2. Развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы.

3. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности; воспитывать добрые чувства.

Тогда человек станет лучше,

когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П. Чехов

  1. Подготовительная работа. Сообщение заранее подготовленных учеников о детских годах А.П.Чехова.

Проверка первичного восприятия текста.

а) Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа? • Что вас взволновало? • К какому жанру относится это произведение? (рассказ) • Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) После прочтения рассказа дома вам надо было нарисовать обложку к рассказу. На магниты прикрепляем обложки на доску, ребята комментируют свои рисунки.



  1. Рассказ «Спать хочется» появился в «Петербургской газете» в 1888 году. Событий­ная ситуация в этом рассказе почти та же, что и в уже знакомом детям рассказе «Ванька»: Варька тоже служит в доме са­пожника и, хоть взяли ее нянькой к ребенку, тоже должна ставить самовар, помогать по дому, чистить сапоги и бегать за пивом. Варьке, как и Ваньке, все время хочется спать. Однажды ночью, доведенная до отчаяния, Варька засы­пает, задушив плачущего ребенка.

Не прочитав рассказа, поверить в это нельзя. Убить человека, даже если это грудной ребенок, невероятно трудно. Тем более не может этого сделать тринадцатилетняя деревенская девочка, которая и в няньках-то оказалась только потому, что у нее умер отец и они с матерью пошли от нищеты нани­маться в город. Что же произошло?





  1. Анализ рассказа.

- Что вы можете рассказать о жизни Варьки до того, как она попала в няньки?

- Какая это была жизнь?

- А как живётся девочке в няньках? (Из­мученная, она видит перед собой ночную комнату: «Перед образом горит зеле­ная лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на по­толок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку...». Варька качает колыбель и, несмотря на то, что ребенок кричит, засыпает. Во сне она видит бредущих по грязи людей, постоянно твердящих: «Спать! Спать!». Сон превращается в бред и тут же сменяется обстановкой комнаты: Варька снова слышит ребенка, видит колыбель и на полу тени от пеленок и панталон. Тени превращаются в фигуру умираю­щего отца, Варька видит склонившегося к нему доктора, суетящуюся мать. Сон прерывается реальностью: хозяйка приходит покормить ребенка. Тот не унимается. Варька берет его обратно и засыпает в тени от панталон, но день уже начался, и надо снова топить печи, ставить самовар, чистить картошку, бежать в лавочку.

Все окружающее девочка и днем воспринимает в режиме бреда. За любой монотонной работой она рискует заснуть. И тогда ее побьют. Варька борется, крепится, бредит и спит, и, когда снова наступает ночь и она опять качает кри­чащую колыбельку и видит все те же тени от пеленок и панталон, ей в голову впервые приходит чисто практический вопрос: «Что мешает ей спать?». Она долго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и засыпает).

- Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

- Какова роль художественной детали в рассказе? (Ме­тодично повторяя одну и ту же деталь обстановки (тени от панталон), Чехов показывает, что Варька — со всеми своими мыслями, горестями и усталос­тью — стала всего лишь частью этой обстановки, превратилась в маленькую машинку, способную реагировать лишь на окрики и поручения. Она переста­ла быть простой деревенской девчонкой, находчивой и верткой, способной огрызнуться, убежать, спрятаться где-нибудь на чердаке и там хорошенько выспаться)

- Что мешает спать Варьке? (Она долго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и засыпает)

- Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять? (Варька не ждет помощи - неоткуда. Доведённая до невменяемого состояния девочка не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм)).

- Кто виновник тех событий, что описаны в рассказе? Что довело Варьку до такого безумия? Можно ли было его избежать?

Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. – Рассмотрите репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание».

Скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Спать хочется»?

(Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится ребёнку лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи)

- Какие выводы можно сделать? (Писатель выбирает самые настоящие, жизненные сюжеты для своих произведений)

- Кому можно адресовать слова эпиграфа сегодняшнего урока?
- Можно ли сказать, что в конце рассказа Чехова происходит развязка? (Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финал рассказа открыт в жизнь)

- Как автор показывает это? (Многоточием заканчивается рассказ)
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живут в семьях и т.д.) Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли образованными, воспитанными людьми; права детей защищаются на уровне государства.

IV. Домашнее задание. Можно ли было избежать того безумия, которое показывает Чехов в рассказе? Напишите возможное развитие событий, закончите рассказ по-своему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!