Обездоленное детство в рассказе Чехова «Спать хочется»
(7 класс)
ЦЕЛЬ: сформировать представление о трудной жизни детей в XIX веке, проанализировать рассказ Чехова "Спать хочется".
ЗАДАЧИ:
1. Изучить рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» методом целостного анализа.
2. Развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы.
3. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности; воспитывать добрые чувства.
Тогда человек станет лучше,
когда вы покажете ему, каков он есть.
А.П. Чехов
Подготовительная работа. Сообщение заранее подготовленных учеников о детских годах А.П.Чехова.
Проверка первичного восприятия текста.
а) Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа? • Что вас взволновало? • К какому жанру относится это произведение? (рассказ) • Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
б) После прочтения рассказа дома вам надо было нарисовать обложку к рассказу. На магниты прикрепляем обложки на доску, ребята комментируют свои рисунки.
Рассказ «Спать хочется» появился в «Петербургской газете» в 1888 году. Событийная ситуация в этом рассказе почти та же, что и в уже знакомом детям рассказе «Ванька»: Варька тоже служит в доме сапожника и, хоть взяли ее нянькой к ребенку, тоже должна ставить самовар, помогать по дому, чистить сапоги и бегать за пивом. Варьке, как и Ваньке, все время хочется спать. Однажды ночью, доведенная до отчаяния, Варька засыпает, задушив плачущего ребенка.
Не прочитав рассказа, поверить в это нельзя. Убить человека, даже если это грудной ребенок, невероятно трудно. Тем более не может этого сделать тринадцатилетняя деревенская девочка, которая и в няньках-то оказалась только потому, что у нее умер отец и они с матерью пошли от нищеты наниматься в город. Что же произошло?
Анализ рассказа.
- Что вы можете рассказать о жизни Варьки до того, как она попала в няньки?
- Какая это была жизнь?
- А как живётся девочке в няньках? (Измученная, она видит перед собой ночную комнату: «Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку...». Варька качает колыбель и, несмотря на то, что ребенок кричит, засыпает. Во сне она видит бредущих по грязи людей, постоянно твердящих: «Спать! Спать!». Сон превращается в бред и тут же сменяется обстановкой комнаты: Варька снова слышит ребенка, видит колыбель и на полу тени от пеленок и панталон. Тени превращаются в фигуру умирающего отца, Варька видит склонившегося к нему доктора, суетящуюся мать. Сон прерывается реальностью: хозяйка приходит покормить ребенка. Тот не унимается. Варька берет его обратно и засыпает в тени от панталон, но день уже начался, и надо снова топить печи, ставить самовар, чистить картошку, бежать в лавочку.
Все окружающее девочка и днем воспринимает в режиме бреда. За любой монотонной работой она рискует заснуть. И тогда ее побьют. Варька борется, крепится, бредит и спит, и, когда снова наступает ночь и она опять качает кричащую колыбельку и видит все те же тени от пеленок и панталон, ей в голову впервые приходит чисто практический вопрос: «Что мешает ей спать?». Она долго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и засыпает).
- Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?
- Какова роль художественной детали в рассказе? (Методично повторяя одну и ту же деталь обстановки (тени от панталон), Чехов показывает, что Варька — со всеми своими мыслями, горестями и усталостью — стала всего лишь частью этой обстановки, превратилась в маленькую машинку, способную реагировать лишь на окрики и поручения. Она перестала быть простой деревенской девчонкой, находчивой и верткой, способной огрызнуться, убежать, спрятаться где-нибудь на чердаке и там хорошенько выспаться)
- Что мешает спать Варьке? (Она долго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол и засыпает)
- Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять? (Варька не ждет помощи - неоткуда. Доведённая до невменяемого состояния девочка не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм)).
- Кто виновник тех событий, что описаны в рассказе? Что довело Варьку до такого безумия? Можно ли было его избежать?
Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. – Рассмотрите репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание».
Скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Спать хочется»?
(Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится ребёнку лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи)
- Какие выводы можно сделать? (Писатель выбирает самые настоящие, жизненные сюжеты для своих произведений)
- Кому можно адресовать слова эпиграфа сегодняшнего урока?
- Можно ли сказать, что в конце рассказа Чехова происходит развязка? (Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финал рассказа открыт в жизнь)
- Как автор показывает это? (Многоточием заканчивается рассказ)
- Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живут в семьях и т.д.) Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли образованными, воспитанными людьми; права детей защищаются на уровне государства.
IV. Домашнее задание. Можно ли было избежать того безумия, которое показывает Чехов в рассказе? Напишите возможное развитие событий, закончите рассказ по-своему.