СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

УРОК ИСТОРИИ В  7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

Цели урока:

  • обеспечить  понимание причин возвышения Москвы;
  • показать прогрессивную роль политических деятелей и русского народа Московского княжества в борьбе за объединение страны и против завоевателей;
  • развивать умение работать с текстом, выделять главное, формировать способность к самостоятельному оценочному суждению событий и роли личности в истории;
  • воспитывать чувство патриотизма.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, учебник, тетради, схема битвы, карта «Образование и расширение российского государства в 14- 15 вв.», репродукции картин: В.М.Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», В. Назарука «Куликовская битва»,  «Дмитрий Иванович получает благословение у С. Радонежского»

портрет Д, Донского.

Музыкальное сопровождение: кантата  А. Прокофьева «А. Невский».

 

  Методы: рассказ, беседа, опережающее задание, пересказ, работа со схемой, работа с картой,  работа с учебником.

                                                

 

                                                       Ход урока

  1. Орг. Момент (2-3)

   - приветствие;

        - дать д/з 43

   - настрой на урок (упражнение «ладони»)

 

  1. Вводно-мотивоционный (2)

   - вызвать интерес

   - огласить тему и цели урока.

 

Учитель: Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить как складывалась ситуация на Руси до объединения земель вокруг Москвы.

 

3.Опрос Д/З (10)

- работа по карточкам 3 человека (Дмитриев, Бородулин, Чиняев)

- блиц опрос (1,5) слайд №3

- «добавь недостающую информацию» (2) слайд №4

- пересказ (Кайчубеков А., Алимжанов А., Тимашов В., Печеницына А.)

- *загадка (2) слайд №5-6

 

 4. Изучение нового. (25)

Учитель: Для ликвидации ига золотоордынских ханов необходимо было объединить страну, создать сильную централизованную власть. Основой объединения страны и организатором борьбы русского народа против монголо-татарского ига становиться Москва.

-Для того чтобы узнать причины возвышения Москвы необходимо прочитать  пункт 43 параграфа на странице 183-184 и выписать их в тетради. (5) слайд №7

     Учитель: Как могло показаться на первый взгляд, Золотая Орда навеки укрепила господство над Русью и ничто уже не могло вернуть Русь к единству, согласию. Однако, время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны. Такой личностью оказался князь Иван Данилович.

      Демонстрация портрета Иван Даниловича. слайд №8

 Учитель: Прочитайте текст с.184-185 (5)

     а) определить интересы и цели, какой группы или класса он выражал?

б) оцените средства, которые он применял для достижения поставленных целей,

в) вырази свое личное отношение к нему.

 

Учитель: Иван Данилович вместе с ордынцами подавил восстание в Тверской земле «подверг её опустошению». По всем признакам Тверь была обречена, пожертвовать ее или сохранить остальную Русь?

Нелёгкий был выбор, но выбор был сделан. Тверь пострадала, Русь сохранилась. Получив от хана право, собирать дань с русских земель в пользу Орды Иван Данилович защитил Русь от ордынских вторжений. Став, великим князем он обеспечил, «тишину великую, по всей Русской земле». Этот факт оценён народом: люди увидели выгоды единовластия. Князь Иван вошел в историю как «собиратель земли русской».

-Почему Ивана Даниловича прозвали КАЛИТОЙ?(2)

 

Учитель: Во второй половине 14 века разгорелась борьба между сильнейшими княжествами за политическое первенство на Руси, возобновились нападения Золотой Орды, а с запада вторгались войска великого князя литовского Ольгерда. В 1359 году ставший московским князем Дмитрий Иванович (внук Калиты), опираясь на поддержку митрополита Алексея, укрепил  Московское княжество.

 

Демонстрация портрета Дмитрия Ивановича. слайд №9

Отрывок из летописи: (3)

«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

Отрывок из монгольской песни:

Вспомним, вспомним степи монгольские — Голубой Керулен, Золотой Онон! Сколько, сколько монгольским войском Втоптано в пыль непокорных племен!.. Мы бросим народам грозу и пламя, Несущие смерть Чингиз-хана сыны. Пески сорока пустынь за нами Кровью трусов обагрены…

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?

Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…

 Подготовка к сражению слайд №10 (1,5)

Задание по таблице: Подготовка к сражению (распечатки на столах).

Вопросы для сравнения

Орда

Москва

1.Цели

Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода. Разгром основных центров силы Русской земли.

Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода. Защита интересов православия

2.Союзники

Литовский князь Ягайло, Рязанский князь Олег

Литовские князья Ольгердовичи, Русские князья

3.Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой («фряжской») пехотой

Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, набираемой из горожан, созыв народного ополчения

Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? слайд №11

Куликовская битва . (5)

На фоне видеоряда из мультфильма «Лебеди Непрядвы» учитель читает стихотворение.

Слушаем и смотрим чтобы ответить на вопросы.

Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской

Мамай ордой пошел на Русь

Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои

Он Ягодая поджидал, и тот напасть на Русь мечтал

 

Татар мы били уж не раз, сказал Димитрий князь народу

Так постоим же за свободу, и стал дружину собирать

Чтоб дать отпор врагам суровым

 

И в брод, форсировавши Дон, к Неправде подошел заслон

Оставив за собой мосты, прошли и русские полки

Литовские, Ростовские князья по праву руку встали от холма

И под покровами тумана Волынский спрятал полк в лесу

По леву руку, князь поставил, уже проверенных в боях

Князей Московских и Рязанских, Нижегородских и бояр

 

Взойдя на холм, окинув взглядом, заметил вдалеке врага

Стоящим в поле Куликовом, Мамай войска готовил к бою

И встали русские полки стеной на поле Куликовом

Засадный полк, укрыв от стана, князь приказал им ждать сигнала

А сам же встал в передовых среди дружинников своих

 

Мамай, окинув войско взглядом и по обычаям войны

Турнир назначен был, увы

Сей поединок благородный, решал исход войны народной

Наш Пересвет, их Качубей, сошлись в смертельной схватке

И оба пали, но в седле остался витязь ратный

И загремело тут Ура!!! над полем бранной сечи

Господь же с нами князь сказал и, указав мечом на стан

Послал войска на сечу

 

И сеча началась, рубились насмерть войны, войска смешались

И теснить татарин русских стал, махать мечом Ослябю устал

Мамай с кургана наблюдал за битвой воинов православных

Он ликовал, что слабнет враг, победа уж близка

Но вдруг ударом из засад князь одолел врага

 

И дрогнул стан врага и побежал гонимый русской ратью

Волынский со Владимиром их гнал по всей земле казацкой

Оставив их у берега Мечи, вернулись в лагерь Русичи

 

Димитрий ранен был, но встал под знамя русской рати

Народ российский ликовал, победу князя прославлял

 И славил бога рати

 

 

И древний летописец записал в тот год 1380-ый, сентябрь

8-ое число победу русским принесло

Окрепла Русь, не по зубам она татарам стала

Мамай потом вздыхал с тоской

А князь за подвиг тот людской народом наречён Донской!!!

Но Русь ещё свободную не стала.

 

5. Закрепление пройденного материала (3) слайд №16

Учитель: Так в чем же состоят причины победы русского народа в этой великой битве?

- В чём же  состоит историческое значение победы  на Куликовом поле?

 -Каково ее международное значение?

- Что заставляло воинов быть непоколебимыми перед трудностями и бесстрашными?

 

  6. Рефлексия (2) слайд №16

Наш урок подошел к концу, и я попрошу вас закончить предложение:

          - На уроке я узнал…

          -Новым для меня стало…

          - Самым  интересным  было…

 7. Подведения итогов занятия (1,5)

Оценка за работу на уроке.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!