СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Объемно-пространственная композиция.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация по объемно- пространственной композиции кратко знакомит с понятиями и ее построением. Она предназначена в основном для учащихся, поступающих в дальнейшем в ВУЗы похудожественной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Объемно-пространственная композиция.»

Композиция в архитектуре

Композиция в архитектуре

Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
  • Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне. Мы живём в трёхмерном пространстве, потому у любого объекта или сооружения измеряется его длина, высота и ширина. Именно трёхмерностью и отличается всякая объемно пространственная композиция, это – её главное свойство. Объемно пространственная композиция, в зависимости от параметров, классифицируется по признакам фронтальности, пространственности и объёмности.
Типы композиций Фронтальная или фронтально-плоскостная  Объемная композиция  Объемно-пространственная композиция

Типы композиций

  • Фронтальная или фронтально-плоскостная
  • Объемная композиция
  • Объемно-пространственная композиция
Фронтальная или фронтально-плоскостная   Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д. Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.

Фронтальная или фронтально-плоскостная

  • Фронтальной или фронтально-плоскостной принято считать такую композицию, которая рассчитана, что видеть её будут с одной определённой стороны и воспринимать по статичным точкам зрения. Такой тип – фасад здания, центральный вид дома со стороны улицы, оформление отдельных стен здания. При фронтальной композиции все главные её элементы расположены для зрительского восприятия в двух плоскостях – ширине и высоте. Глубина здесь не играет особой роли и имеет вторичное значение. Фронтальная композиция выявляется через разнообразные выразительные элементы: разного рода членения (выступы, деление стены на квадраты и другие геометрические фигуры), соединение прямых и изогнутых поверхностей, цветовыми вставками и т.д. Простейшей разновидностью фронтальной композиции является плоскостная композиция.
Основные принципы выявления фронтальной поверхности Силуэт Пластика Членение поверхности Характер поверхности в плане  Положение плоскости по отношению к зрителю

Основные принципы выявления фронтальной поверхности

  • Силуэт
  • Пластика
  • Членение поверхности
  • Характер поверхности в плане
  • Положение плоскости по отношению к зрителю
Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции:  схема а — примыкание форм;  схема b — включение интервала между формами;  схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).

Сочетания двух форм при построении фронтальной композиции: схема а — примыкание форм; схема b — включение интервала между формами; схема с — вхождение одной формы в другую (при условии сохранения фронтальности ).

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной

Примеры композиции фронтальной или фронтально-плоскостной

Объёмная композиция . Объемная композиция  – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д

Объёмная композиция

.

Объемная композиция – она предназначена для обозрения со всех сторон и воспринимается, если двигаться вокруг неё. Например, старинный замок или небольшой компактный домик на отдельном участке, беседка или фонтан. Эти сооружения являются примером объёмных композиций, т.к. ширина, высота и глубина тут имеют равную значимость. При проектировании основная задача – выявить композиционную трёхмерность. Для этого объём членится на некоторые части, которые подчёркиваются какими-либо деталями: сдвинутые формы, углубления и т.д

Основные принципы выявления объемной композиции   Композиция в виде замкнутого объема, подчинённого форме простого или сложного геометрического тела. Композиция в виде объёмов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел. Композиция в виде сочетания нескольких отдельно стоящих объемов.

Основные принципы выявления объемной композиции

  • Композиция в виде замкнутого объема, подчинённого форме простого или сложного геометрического тела.
  • Композиция в виде объёмов, подчиненных форме нескольких сочлененных геометрических тел.
  • Композиция в виде сочетания нескольких отдельно стоящих объемов.
Глубинно- пространственная композиция.  (Объемно- пространственная композиция) Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема.

Глубинно- пространственная композиция. (Объемно- пространственная композиция)

  • Глубинно-пространственная композиция является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между ними, то есть пространством. Влияние пространства неоспоримо сильнее, чем плоскости или объема.
Глубинно-пространственная композиция   Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы. В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.

Глубинно-пространственная композиция

  • Зритель находится, как правило, снаружи объемно-пространственной формы.
  • В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном расположении элементов.
Композиционные задачи :    выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),  расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции ,  остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные.

Композиционные задачи :

  • выявляется общий вид геометрических пространственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.),
  • расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции ,
  • остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА  ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ      Метр-ритм Равновесие Статика-динамика Симметрия-асимметрия Размер. Масштаб и масштабность    Отношения-пропорции Нюанс-контраст

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ  

  • Метр-ритм
  • Равновесие
  • Статика-динамика
  • Симметрия-асимметрия
  • Размер. Масштаб и масштабность
  •   Отношения-пропорции
  • Нюанс-контраст
Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Композиция глубинно-пространственная

Композиция глубинно-пространственная

Основные виды расположения объемно- пространственной композиции  1.Продольно- линейная

Основные виды расположения объемно- пространственной композиции 1.Продольно- линейная

2. Линейно- поперечная

2. Линейно- поперечная

3. Диагонально убывающая

3. Диагонально убывающая

4.Диагонально- возрастающая

4.Диагонально- возрастающая

5. Симметрично- осевая

5. Симметрично- осевая

6. Симметрично -угловая

6. Симметрично -угловая

7 . Центрально сгруппированная

7 . Центрально сгруппированная

8. Свободной планировки

8. Свободной планировки

Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .
  • Распространенное задание на экзамене - композиция геометрических тел) . Формальная композиция из заданных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и др. ) с определенным в билете условием (ярко выраженный композиционный цент, статика, динамика, усиливающийся ритм и др.) .

Рисование геометрической композиции по представлению

  • 1. Прежде всего, определите идею, замысел.
  • 2. Создайте пять – шесть вариантов эскизов, в которых будут ваши идеи воплощаться. Как у любой формы, в ней должно присутствовать общее направление, определяющее ее движение. Решайте в выполняемых эскизах вопросы, связанные с равновесием придуманной объёмно-пространственной композиции относительно серединных линий на выбранном формате, соподчинённости главного второстепенному, ритмической организации элементов.
  •   3. Выберите эскиз, в котором наиболее удачное решение композиции с точки зрения правил и законов, для изображения данного варианта в длительном рисунке. 
  • 4. Передайте место и величину всей фигуры композиции на листе. Выдерживайте пропорциональные отношения, согласно заданным параметрам модуля.  
  • 5. Выполните перспективное построение форм композиции.
  • 4. В перспективном рисунке композиции обязательно использование двух точек схода, размещенных за пределами формата листа. Линия горизонта может иметь верхнее или нижнее положение (по отношению к объемной модели. Линии построения и невидимые контуры форм сохраняются. Композиция «парит» в пространстве. Обязательно использовать в композиции тела вращения. Использование в работе линейки или угольника не допускается.
  • 5. Для светотеневой проработки направление освещения выбирается произвольно, падающие тени не показываются.
  • 6. Отработайте тщательно конструкцию с выполнением сечений и врезок. В каждом геометрическом теле не менее трёх сечений. Врезки лучше выполнять меньше чем на половину объекта, чтобы читалась каждая форма по своей геометрической характеристике. Сохраните оси и серединные линии. Подчеркните через усиление линий в рисунке главное.
  •   7. Объёмно-пространственную характеристику изображения дополните тоном, выбрав единое направление освещения.

В следующих заданиях отрабатываются средства гармонизации композиции и ее закономерности, применяемые для создания глубинно-пространственных композиций.

Система упражнений выполняется посредством макетирования и рисования композиций .

  • Упражнение 1 Организуйте глубинно-пространственную композицию, в основе которой лежит симметрия – сначала относительно оси, затем относительно центра.
  • Упражнение 2 Создайте асимметричную композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Для этого в процессе создания необходимо постоянно просматривать ее со всех сторон. Используйте для работы склеенные вами кубики.
  • Упражнение 3 Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр группой элементов, выдержите равновесие всей композиции в пространстве.
  • Упражнение 4 Постройте асимметричную глубинно-пространственную композицию, где композиционный центр решен самым большим по объему элементом, усложните задачу введением еще одной формы в нескольких размерах – цилиндра. Размеры нужно выдержать в той же системе пропорционирования. Обратите внимание на единство композиции и соподчинение элементов.
  • Упражнение 5 Создайте глубинно-пространственную композицию, организуя центр одним из элементов, но с введением акцента в него. Акцент может быть цветовым, пластическим, графическим. Для работы используйте технику аппликации. Применяйте цветную бумагу, картон, графические знаки, буквы, цифры. Выполните непременные условия композиции.
  • Упражнение 6 Создайте глубинно-пространственные композиции, где композиционный центр организован вне объемов. Дайте несколько предложений по решению этой задачи.
  • Упражнение 7 Создайте оригинальную объемно-пространственную композицию, в основе которой лежит ритм. Активно используйте цвет и различные графические решения.
Изобразить свой вариант плоскостной композиции

Изобразить свой вариант плоскостной композиции

Дополнить композицию недостающими линиями

Дополнить композицию недостающими линиями

Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.

Создайте композицию, которая была бы пластически интересна со всех сторон. Используйте для работы склеенные кубики и схемы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!