СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях стандартизации образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации и внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов , проблема преемственности  дошкольного и начального образования проявляется особо остро. Переход к реализации ФГОС НОО и ДО вносит изменения во все компоненты и организацию учебного процесса. 

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях стандартизации образования»

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях стандартизации образования

В условиях внедрения и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, проблема преемственности дошкольного и начального образования проявляется особо остро. Переход к реализации ФГОС НОО и ДО вносит изменения во все компоненты и организацию учебного процесса. В педагогической литературе под преемственностью понимают необходимость установления диалектической взаимосвязи между различными этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, а также создание благоприятных медико-биологических, психолого-педагогических условий в деятельности дошкольных учреждений и начальной школы [2,с.113 ].

Л.С. Выготский выдвинул и обосновал положение о ведущей роли обучения в психическом развитии личности. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой [2,с.224]. Осуществление преемственности возможно только в том случае, когда новое знание опирается на достигнутой уровень развития. Как достигнуть этого уровня и сделать переход от одной ступени образования к другой благоприятным – обозначено в данной статье.

На протяжении нескольких лет в нашей школе работает «Школа раннего развития» как одна из промежуточных ступеней образования. Функционирует несколько разновозрастных групп. Среди обучающихся детей есть те, которые посещают дошкольные учреждения, а есть и «домашние» дети. На мой взгляд, для них эта услуга наиболее актуальна.

В процессе работы с дошкольниками решаются следующие основные задачи, обозначенные ФГОС ДО[ 6]:

-формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

- приобщение детей к социокультурным

нормам, традициям общества, государства;

- развитие умений и навыков, необходимых для занятий в школе.

Используемая мною программа учитывает рассмотренные выше задачи и психолого - педагогические аспекты развития детей дошкольного возраста.

Важным условием работы является то, что программы не дублируют занятия в дошкольных учреждениях.

Для развития математических представлений дошкольников я использую программу «Подготовки к школе «Раз-ступенька, два-ступенька» (для детей 5-6 лет). И курс «Игралочка» (для детей 4-5 лет). В игровой форме происходит знакомство с первоначальными математическими представлениями и понятиями: (представление о числе, геометрических формах, счёт, измерение, простейшие вычисления). Для проведения занятий использую «Методические рекомендации» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова и

Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина демонстрационный материал (раздаточный материал, позволяющий обеспечить каждого ребёнка всем необходимым во время занятия), тетрадь на печатной основе, представляющая собой занимательный, иллюстративный материал. В игровой форме дети выполняют задания. Кроме того, задания дифференцируются. Упражнения, отмеченные звёздочкой, предназначены для работы и выполнения с более подготовленными детьми. Представлено большое количество упражнений, направленных на развитие речи. Например, изучая тему «Раньше, позже» [5,с.3 ]:

«Для каждого рисунка найди пару. Расскажи, что было сначала, а что-потом».

Подготовка к обучению грамоте проходит на основе авторской педагогической технологии Е. В. Колесниковой. На занятиях мы не спешим учиться читать. Основная цель моих занятий - ввести ребёнка в удивительный мир звуков и слов, научиться произносить их правильно, выделить их в звучащих словах. К концу занятий дети будут практически ознакомлены со всеми звуками русского языка. Большое внимание стараюсь уделять развитию связной речи. По средствам участия в коллективной беседе, пересказа сказки или коротких рассказов, составления рассказа по картине. В ходе изучения данного курса у детей происходит знакомство с небылицами, загадками, потешками, загадками, стихотворениями. Для развития речи и дикции на каждом уроке разучиваю с детьми скороговорки и чистоговорки, представленные в рабочей тетради Е.В. Колесниковой «От слова к звуку». Преимуществом использования на занятиях данное пособие является то, что помимо фонематической подготовки, в нём содержится большое количество упражнений, направленных на подготовку кисти руки ребёнка к письму. Приведём примеры таких упражнений: «Дорисуй иголки ёлкам» [3,с.11 ], «Нарисуй шарик на каждой ниточке, как показано на рисунке», «Обведи неваляшку по линиям». Центральными упражнениями в работе по подготовке к письму является обведение предмета по контуру, штриховка в разных направлениях, раскрашивание.

Знакомство с окружающим миром имеет социально-педагогическую направленность. Реализация содержания программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Знакомство с окружающим миром" (часть 1- "Предметы", часть 2- "Природа"). Учащиеся получают представления об основных видах посуды, учатся классифицировать предметы посуды, одежду, обувь, головные уборы, мебель, школьные принадлежности, инструменты. Получают первоначальные представления о профессиях человека, о растительном и животном мире, о пользе овощей, фруктов и ягод.

Использование на занятиях рабочей тетради способствует развитию и укреплению координации движений рук и пальцев, совершенствует навык речевого развития, памяти, мышления.

Одна из главных задач дошкольного воспитания - развитие творчества. В. А. Сухомлинский говорил: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В своей работе активно применяю работу с бумагой, рисование нетрадиционными способами, разные виды аппликаций. В установленные дни организовываем презентации детских работ родителям, составляем альбом лучших работ.

Особой организации требует построение образовательного процесса. В основу организации образовательного процесса положен деятельностный метод: как на уроках в начальных классах, так и при работе с дошкольниками новое знание не даётся в готовом виде, а входит как совместное «открытие». С помощью развивающих ситуаций, дидактических игр, вопросов и заданий, я подвожу детей к этим «открытиям». [1,с.54]

Каждое занятие проводится в непрерывной сказочной форме. Такую атмосферу помогают создать сказочные персонажи, звуковое сопровождение, мультимедийная презентация. У нас есть помощники. Это Незнайка, мудрая сова, красная шапочка. Такая организация помогает привлечь и удержать внимание детей.

Основные используемые методы - это дидактическая игра и воображаемая ситуация. Использование на занятиях приёма игровой ситуации направлено, прежде всего, на развитие поисковой деятельности. В конце каждого урока совместно с детьми проводим самоанализ, рефлексию проделанной на занятии работы.

Занятия с дошкольниками проводятся 2 раза в неделю. По3 урока. Продолжительность урока -25 минут. Перемена -10 минут. Такая организация занятий позволяет не допускать утомления ребёнку.

Немаловажным фактором является и то, что помимо развития учебных навыков, школа раннего развития позволяет ребёнку познакомиться со сверстниками.

Результатом работы дошкольной работы должна стать готовность ребёнка к социальному, познавательному, интеллектуальному, личностному развитию. Опыт показывает, что «Школа раннего развития» положительно влияет на дальнейшее школьное обучение ребёнка. Он становится организованнее, приобретает необходимый набор практических знаний, быстрее социализируется в новом коллективе.

Литература:

  1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10

  2. Выготский Л.С. «Мышление и речь»  Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

  3. Колесникова Е.В. «От слова к звуку» Издательство: Ювента Год издания: 2017 г.

  4. Кудрявцева В.Т. Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования/ под ред. В.Т.Кудрявцева. -М.,2001

  5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В.: Игралочка. Математика для детей 4-5 лет Издательство: Бином / Ювента, 2017 г.

  6. ФГОС дошкольного образования: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki /- Дата доступа: 12.02.2018 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!