СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение противопожарной безопасности в образовательном учреждении

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разрабка создана для студентов вузов для факультетов по ОБЖ и естесственно-научноо цикла.

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение противопожарной безопасности в образовательном учреждении»



Обеспечение противопожарной безопасности в образовательном учреждении
















СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблема пожарной безопасности в образовательном учреждении…………………………………………………………………………..5

1.1. Сущность процесса горения и развития пожара…………………...5

1.2. Основные законодательные документы и нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности………………………………….7

1.3. Пожарная профилактика…………………………………………….13

Глава 2.Система пожарной безопасности в образовательном учреждении…………………………………………………………………………………………………………………………………17

2.1. Мероприятия для обеспечения пожарной безопасности ОУ…….17

2.2. Действия при пожаре………………………………………………….24

2.3. Профилактика пожарной безопасности в образовательном учреждении……………………………………………………………………….33

Заключение………………………………………………………………….37

Список использованной литературы……………………………………39

Введение


Стабильность развития любого государства в условиях нарастающего влияния глобальных катастроф во многом зависит от эффективности комплексной системы национальной безопасности, которая обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Принятый 5 марта 1992 года Федеральный Закон РФ «О безопасности» к основным объектам безопасности относит личность – её права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. (ст.1 Федерального закона «О безопасности» от 05.03.92г.)

Актуальность исследования. Современная школа по сути является важнейшим звеном формирования личности XXI века. Школа стала автономной во многих вопросах, в том числе и в вопросе формирования безопасного образовательного пространства. Но сегодня возникает множество препятствий и трудностей на пути её плодотворного функционирования. У школы огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности – формирование безопасного образовательного пространства.

Цель - определить основные направления повышения эффективности противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

В качестве объекта исследования будет рассмотрен образовательный процесс. В качестве предмета – система противопожарной безопасности в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования. Противопожарная безопасность в образовательном учреждении будет более эффективной, если :

- будет организовано изучение Правил и проведение противопожарного инструктажа с педагогическим коллективом;

- будут проводиться систематические профилактические меры;

- материальное и техническое обеспечение будет соответствовать нормам;

- будут в наличии подготовленные специалисты (кадры).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность процесса горения и развития пожара.

2. Проанализировать основные законодательные документы.

3. Определить и раскрыть содержание мероприятий для обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения (ОУ).

4. Разработать план действий при пожаре в ОУ.

Методами исследования: анализ научной литературы, наблюдения и беседы, а так же анализ результатов педагогической деятельности.

Глава 1.Проблема пожарной безопасности в образовательном учреждении


1.1. Сущность процесса горения и развития пожара


Различают пожары – наружные и внутренние, скрытые и открытые.

В зависимости от характера горючей среды или горящего объекта пожары подразделяются на следующие классы и подклассы (согласно правил пожарной безопасности в РФ и СТ СЭВ 5637 – 86).

Причины возникновения пожаров
  • плохая уборка помещений;

  • нарушение порядка хранения пожароопасных материалов;

  • чрезмерное скопление пыли или пожароопасных веществ;

  • неисправность или неправильная эксплуатация электрооборудования;

  • неосторожное обращение с открытым огнем, газовыми приборами;

  • перегрузка электрических сетей;

  • самовозгорание;

  • курение в неположенных местах;

  • удары молний.

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей
  • пламя и искры;

  • повышенная температура окружающей среды;

  • ограничение видимости;

  • токсичные продукты горения и термического разложения;

  • пониженная концентрация кислорода;

Динамика развития пожара

Развитие пожара зависит от многих факторов: физико-химических свойств горящего материала; пожарной нагрузки, под которой имеется в виду масса всех горючих и трудногорючих материалов, находящихся в горящем помещении; скорости выгорания пожарной нагрузки; газообмена очага пожара с окружающей средой и с внешней атмосферой и т.п.

Общая схема развития пожара включает несколько фаз (экспериментальные данные для помещения размером 5х4х3 м, отношением площади оконного проема к площади пола 25 %, пожарной нагрузкой 50 кг/м2 – древесные бруски):

I фаза (10 мин) – начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар (1-3 мин) и рост зоны горения (5–6 мин).

В течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождается обильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара. Температура в помещении повышается до 200оС (15о в 1 минуту). Приток воздуха в помещение сначала увеличивается, а затем медленно снижается. Важно в это время обеспечить изоляцию данного помещения от наружного воздуха (не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящем помещении)

Продолжительность I фазы составляет 2 – 30 % от общей продолжительности пожара.

II фаза (30-40 мин) – стадия объемного развития пожара.

Бурный процесс, температура внутри помещения поднимается до 250–300оС, начинается объемное развитие пожара, когда пламя заполняет весь объем помещения, и процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно, через воздушные разрывы. Разрушение остекления через 15-20 мин от начала пожара. Из-за разрушения остекления приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара. Темп увеличения среднеобъемной температуры – 50оС в 1 мин. Температура внутри помещения повышается с 500-600 до 800-900оС. Максимальная скорость выгорания – 10-12 минут.

Стабилизация пожара происходит на 20-25 минуте от начала пожара и продолжается 20-30 минут.

III фазазатухающая стадия пожара.

Догорание в виде медленного тления, после чего через некоторое время (иногда весьма продолжительное) пожар догорает и прекращается.

Температурное поле внутреннего пожара неравномерно в объеме помещения. Так, при горении бензина на площади 2 м2 в помещении объемом 100 м3 на 15 минуте горения температура составила 900оС, в самой удаленной точке 200оС. При этом у потолка температура достигала 800оС и более, по центру высоты помещения – 500оС, у пола – 200оС.

Нагретые продукты горения преимущественно концентрируются в верхней части помещения, что особенно характерно для помещений с высокими потолками. Поэтому в условиях задымленного помещения лучшая видимость и соответственно наименьшая концентрация отравляющих веществ у припольного пространства.


1.2. Основные законодательные документы и нормативно-правовые акты в области пожарной безопасности


Порядок разработки и утверждения

Порядок разработки и утверждения нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России регламентируются НПБ 01 – 93.

Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России (ГПС) включает в себя стандарты, нормы и правила.

При регистрации нормативного документа ему присваивается обозначение (шифр). В шифре норм при их регистрации приводится сокращенное обозначение: НПБ – федерального значения, ТНПБ – территориального значения; в шифре правил пожарной безопасности приводится сокращенное обозначение ППБ – федерального значения, ТППБ – территориального значения, ВППБ – ведомственного (отраслевого) значения. Далее указывается порядковый номер по регистрационной книге с добавлением к нему через дефис последних двух цифр года утверждения. Например: НПБ 01 – 03.

Классификация нормативных документов по ПБ

Нормативные документы классифицируют:

  • по уровню регулирования (нормативные документы, разрабатываемые федеральными органами государственной власти субъектов РФ, прочие документы, содержащие требования ПБ);

  • по функциональной ориентации (регламентация порядка разработки нормативных документов, организация государственного пожарного надзора и т.п.);

  • по виду документа;

  • по субъекту утверждения документа (органы государственной власти, министерства, ведомства);

  • по ведомственной или территориальной принадлежности (министерства, ведомства на которые распространяется документ);

  • по объекту нормирования (здания, сооружения, оборудование, пожарные автомобили и др.).

Классификация нормативных документов по виду
  • законодательный акт органа государственной власти, нормативный правовой акт в области ПБ (Федеральный закон «О пожарной безопасности», УК РФ);

  • стандарт (ГОСТ 12.1.004 – 94. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.004 – 89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов.);

  • нормативный документ в строительстве (в соответствии со СНиП 10-01–94, СНиП 21.01 – 97. Пожарная безопасность зданий и сооружений.);

  • нормы технологического проектирования;

  • правила пожарной безопасности (ППБ – 01 – 03);

  • нормы пожарной безопасности (НПБ 104 – 95. Проектирование систем оповещения людей о пожаре, НПБ 105 – 95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.);

  • распорядительный документ Государственной противопожарной службы;

  • инструкция (Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений. РД 34.21.122 – 87.);

- рекомендации (Рекомендации по применению огнезащитных материалов и составов для металлических конструкций).

Документация по пожарной безопасности в ОУ

В каждом образовательном учреждении должны быть следующие документы:

  1. Приказ о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность*.

  2. Приказ об организации добровольной пожарной дружины (ДПД).

  3. Приказ о назначении лица, ответственного за средства пожаротушения. См.: Справочник руководителя образовательного учреждения. 2004. № 5. С. 14.

  4. Инструкции по пожарной безопасности (см. приложение 1).

  5. Журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа.

  6. Журнал регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте.

  7. План (схема) эвакуации (см. приложение 2).

  8. Инструкция по эвакуации.

  9. Оперативный план тушения.

  10. План противопожарных мероприятий.

  11. Протокол проверки знаний по взрывопожарной безопасности (см. приложение 3).

  12. Акт проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (см. приложение 4).

  13. Журнал первичных средств пожаротушения (см. приложение 5).

  14. Нормы первичных средств пожаротушения для образовательных учреждений (см. приложение 6).

  15. Порядок действий при пожаре (см. приложение 6).

Основные нормативные документы, регламентирующие противопожарную безопасность

Приказ и инструкции о мерах пожарной безопасности, разработанные и утвержденные в установленном порядке, являются основными нормативными документами, невыполнение или нарушение которых влечет за собой дисциплинарную (материальную), административную,уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации предупреждения и противопожарной защиты территории, зданий, сооружений и помещений учреждения. Приказом назначаются ответственные за пожарную безопасность в подразделениях учреждения и регламентируется их деятельность и т. п. Такой приказ должен быть один по учреждению, он является своего рода законом, а инструкции и положения конкретно детализируют и регламентируют порядок выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и являются собственно правилами пожарной безопасности для учреждения.

Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности

Основные требования к видам, содержанию и изложению инструкций (положений) о мерах пожарной безопасности включают единые требования, предъявляемые к нормативным документам в области пожарной безопасности.

Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты вучреждении в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.

Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:

  • общеобъектовая инструкция -о мерах пожарной безопасности для учреждения;

  • инструкции для отдельных зданий, сооружений, помещений, видов работ;

  • инструкции по обеспечению безопасного производства временных пожаро-взрывоопасных работ в учреждении (сварочных, огневых, строительно-монтажных и т. п.), выполняемых в т. ч. и сторонними организациями;

  • положения об организации деятельности добровольных противопожарных формирований и обучения работающих мерам пожарной безопасности на предприятии.

Инструкции разрабатываются лицами, ответственными за пожарную безопасность учреждения.

Инструкции направляются на отзыв руководителю и согласуются с профкомом*.

Затем они вводятся приказом по учреждению.

Разработка инструкций Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе Правил пожарной безопасности, нормативно-технических и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Содержание инструкций

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

  • общие положения, включающие правовые основания введения данного нормативного документа в учреждении и обязательность исполнения требований данной инструкции всеми работающими в учреждении. Порядок допуска работников учреждения к выполнению своих обязанностей, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности;

  • организационные мероприятия, регламентирующие основные направления обеспечения пожарной безопасности в учреждении, порядок назначения, права и обязанности ответственных за пожарную безопасность, учреждения добровольных противопожарных формирований, обучения мерам пожарной безопасности и т. п.;

  • порядок содержания территории, зданий, помещений, в т. ч. эвакуационных путей;

  • требования пожарной безопасности к электроустановкам;

  • требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции;

  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

  • места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

  • предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

  • содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;

  • содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения;

  • порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех по мещений предприятия;

  • общий порядок действий при пожаре, обязанности и действия работников и администрации чреждения при пожаре, в т. ч.:

    • правила вызова пожарной охраны;

    • порядок аварийной остановки технологического оборудования;

    • порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

    • правила применения средств пожаротушения;

    • порядок эвакуации материальных ценностей.


1.3. Пожарная профилактика


Пожары являются большой опасностью для учащихся, вызывая в ряде случаев тяжелые травмы и гибель, а также могут причинить огромный материальный ущерб. Вопрос обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений и сооружений имеет государственное значение.

Согласно ГОСТа 12.1.003 – 81 пожарная профилактика – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничение его распространения, а также создание условий успешного тушения пожара.

Пожарно-профилактические мероприятия направлены на обеспечение пожарной безопасности.

Пожарная безопасность – состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Организационные мероприятия включают в себя разработку мер (правил) пожарной безопасности на предприятии (приказов, инструкций, положений и т.п.).

Правила пожарной безопасности – комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации объекта.

Предупреждение пожаров, ограничение распространения огня и ущерба от него опираются на пять основополагающих принципов:

  • предотвращение травматизма в результате пожара или связанной с ним паники;

  • устройство систем противопожарной защиты;

  • регулярные, периодические осмотры;

  • раннее обнаружение и тушение загораний;

ограничение ущерба, причиненного пожаром и пожаротушением

Задачи пожарной профилактики

Основной задачей пожарной профилактики является исключение возникновения пожара. Эта задача решается на предприятии системой предотвращения пожара.

Система предотвращения пожара реализуется строгим исполнением инструкций о мерах пожарной безопасности, выполнением режимных (ограничительных) мероприятий. На каждом предприятии приказом устанавливаются общие требования по обеспечению противопожарного режима. Приказ об обеспечении пожарной безопасности, после утверждения руководителем предприятия, является основным юридическим документом на предприятии, нарушение которого несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность, предусмотренную законодательством.

Этим распорядительным документом должен быть установлен соответствующий пожарной опасности предприятия противопожарный режим, в том числе:

определены и оборудованы места для курения;

определены места и допустимое количество одновременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранение промасленной спецодежды;

определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

регламентированы:

порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

действия работников при обнаружении пожара;

определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Другие задачи направлены на обеспечение безопасности людей и материальных ценностей путем ограничения распространения пожара, а также создания условий для успешного тушения пожара. Эти задачи решаются системой противопожарной защиты.

Система противопожарной защиты регламентирует выполнение капитальных мероприятий и достигается:

  • применением средств пожаротушения и соответствующих видов пожарной техники:

  • применением установок автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения;

  • применением основных строительных конструкций и материалов, в том числе используемых для облицовок конструкций, с нормированными показателями пожарной опасности;

  • применением пропитки конструкций объектов антипиренами и нанесением на их поверхности огнезащитных красок (составов);

  • устройствами, обеспечивающими ограничение распространения пожара;

  • применение систем противодымной защиты и т.д.

Глава 2. Система пожарной безопасности в образовательном учреждении


2.1. Мероприятия для обеспечения пожарной безопасности ОУ


Одной из основных задач образовательных учреждений является обеспечение безопасных условий ведения учебного процесса.

Защитные мероприятия

Безопасность в учреждениях системы образования зависит от многих факторов, в том числе и от степени износа основных фондов, и от сложных процессов внутри самой системы образования.

Особую опасность для обучающихся и персонала образовательных учреждений представляют чрезвычайные ситуации с быстроразвивающимися поражающими факторами, например пожары, аварии на химически опасных объектах, взрывы. Эта особенность определяет дефицит времени на выполнение защитных мероприятий, которые могут подразделяться на два вида: заблаговременные и оперативные.

Заблаговременно в образовательных учреждениях создается:

-нормативно-правовая база, т.е. положения, приказы, инструкции, возлагающие на должностных лиц обязанности по обеспечению безопасности людей;

-оснащение системами оповещения техническими системами обнаружения опасности, а также средствами безопасности;

-анализ возможных опасностей и обоснование принципов и способов защиты;

-оценка критического времени экстренной эвакуации;

-организация обучения учащихся, преподавателей и персонала способам защиты и проведение учений и тренировок в соответствии с требованиями безопасности.

Оперативные мероприятия

Из оперативных мероприятий основным является экстренная эвакуация. При этом следует иметь ввиду, что особенностью образовательных учреждений является максимальная концентрация людей на сравнительно малых площадях. Кроме того, возрастные особенности обучающихся определяют дополнительную сложность при обеспечении их безопасности.

Система пожарной безопасности

Существует целая система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждении, изложенная в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004-91), Федеральном законе «О пожарной безопасности» (№ 69- Ф3), а также в «Правилах пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) В этих документах определены структура системы пожарной безопасности, требования к ней, обязанности всех уровней власти, должностных лиц и граждан.

В структуру системы пожарной безопасности должны входить подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на:

- профилактику пожаров;

- обеспечение пожарной безопасности людей;

- обеспечение пожарной безопасности материальных ценностей.

Ответсвенность за состояние пожарной безопасности возлагается на руководителя учреждения образования, который должен издать ряд приказов:

- «Правила пожарной безопасности в …»

- «Об организации пожарной безопасности в …», где следует максимально предусмотреть ответственность должностных лиц и решение таких вопросов, как организация оповещения, беспрепятственной эвакуации, определение состояния средств первичного пожаротушения, технических систем безопасности, аварийного освещения, порядок действий в случае пожара и т.д.

- «Об организации проведения пожароопасных работ …»

- «О проведении практических тренировок по пожарной безопасности …»

- «Об организации мест курения …»

Подобные приказы доводятся до исполнителей, как правило, под роспись и организуется жесткий контроль их исполнения.

Инструктажи по пожарной безопасности обязательны и должны быть правильно оформлены.

Особое значение для образовательного учреждения имеет установление эффективного противопожарного режима, т.е. правил поведения людей, порядок организации учебного процесса и содержания классов (помещений).

Экстренная эвакуация.

Экстренная эвакуация является основным способом безопасности людей на пожаре, планируется заблаговременно, предполагает целый комплекс организационных и технических мер.

Эвакуация – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий в безопасную при пожаре зону.

Путь эвакуации – при эвакуации путь, безопасный для людей, ведущий к эвакуационному выходу.

Согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:

«При эксплуатации зданий всегда следует учитывать требования к расположению эвакуационных путей и сохранению эвакуационной способности:

- с каждого этажа и из помещения следует предусматривать не менее двух эвакуационных выходов;

- при устройстве эвакуационных выходов из двух лестничных клеток через общий вестибюль одна из лестничных клеток кроме выхода в вестибюль должна иметь выход непосредственно наружу;

- ширина путей эвакуации должна быть не менее 1м, дверей – не менее 0.8 м, высота прохода – не менее 2м;

- двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания;

- наружные эвакуационные двери зданий не должны иметь запоров, которые не могут быть открыты изнутри без ключа;

- двери лестничных клеток, ведущие в общие коридоры, двери лифтовых холлов должны иметь приспособления для самозакрывания и не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию без ключа».

Более подробно требования к путям эвакуации изложены в строительных нормах и правилах (СНиП 2.01.02-85) «Противопожарные нормы».

Данные документы помогут администрации учреждений образования правильно оценить состояние пожарной безопасности и принять соответствующие меры.

Применения индивидуальных средств защиты.

Важным моментом, особенно характерным для деятельности учреждений образования, является определение максимально допустимого количества людей в помещениях различного назначения. Количество людей не должно превышать установленного нормами проектирования.

Если же нормы безопасности при строительстве на какое- либо здание не учитывались, то допустимое количество людей определяется расчетом из условия – не менее 0,75 м² на человека при обеспечении возможности безопасной эвакуации при пожаре.

Чтобы эффективно защищать людей от пожаров в системе образования, необходимо внедрять новые средства и способы обеспечения пожарной безопасности. Решить эту проблему можно с помощью применения индивидуальных средств защиты и спасения.

Анализ совокупности факторов, обусловливающих целесообразность применения индивидуальных средств защиты и спасения, показывает, что необходимо принимать во внимание:

- недостаточную мобильность людей;

- плохую ориентацию из- за задымления;

- большую протяженность и сложность планировки путей эвакуации;

- недостаточную защищенность путей эвакуации от опасных факторов пожара;

- задержки в проведении спасательных работ;

- возможность совершения поджога, когда будут заблокированы пути эвакуации.

От действия продуктов горения во время пожара гибнут до 80% людей. Одним из видов средств индивидуальной защиты, предлагаемых отечественной промышленностью, являются самоспасатели. Данное изделие представляет собой средство защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара в течении определенного времени. Следует иметь ввиду, что любой самоспасатель должен иметь государственный сертификат пожарной безопасности, тогда его применение законно. Часто предлагаются средства, не имеющие подобного сертификата.

Индивидуальные средства защиты и спасения могут использоваться:

- обслуживающим персоналом для оказания помощи в эвакуации основного числа людей;

- эвакуирующимся самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала;

- людьми до начала из спасения при невозможности их эвакуации;

- людьми с помощью пожарных подразделений.

Учитывая данные рекомендации, можно определить конкретные места размещения индивидуальных средств защиты и спасения в зданиях, помещениях обслуживающего персонала, безопасных зонах, в преподавательских и т.д.

При этом применение средств индивидуальной защиты может предусматриваться как на стадии проектирования, так и при разработке компенсирующих мероприятий существующих зданий.

Действия должностных лиц во время пожара

На практике очень часто при возникновении пожара должностные лица учреждений образования допускают неточные и некорректные действия. Правила пожарной безопасности однозначно определяют содержание и приоритет действий руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, дежурных служб и т.д.:

- прибыть к месту пожара и сообщить о его возникновении в пожарную охрану;

- в случае угрозы жизни людей организовать их спасение;

- проверить и включить системы противопожарной защиты ( оповещения, пожаротушения, дымоудаления и т.д. );

- при необходимости отключить электроэнергию и другие системы (вентиляция, лифты), т.е. воспрепятствовать дальнейшему развитию пожара;

- прекратить все виды деятельности в здании;

- эвакуировать всех учащихся и персонал;

- организовать (осуществить) общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной охраны, обеспечив при этом соблюдение мер безопасности;

- встретить подразделения пожарной охраны и показать им кратчайший путь до очага пожара, местонахождение пожарных гидрантов, водоемов; планировку здания, пути эвакуации и т.д.

Решение многих из перечисленных выше проблем составляет собой систему противопожарной профилактики, т.е. комплекса организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей и создание условий для успешного тушения пожара.

Обозначение задачи пожарной профилактики, формализованные в общем виде, и составляют основу пожарной безопасности образовательного учреждения. Их исполнение – прямая обязанность должностных лиц, а так же персонала и обучающихся.

Противопожарные инструктажи

Для изучения правил пожарной безопасности все работники образовательных учреждений должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

- общие меры пожарной безопасности;

- возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

- практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и поверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

- с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

- с образцами всех имеющихся в образовательном учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.


2.2. Действия при пожаре


Исход любого пожара во многом зависит от того, насколько своевременно была вызвана пожарная помощь и приняты меры по эвакуации людей, от готовности всего обслуживающего персонала к действиям по тушению пожара. Поэтому каждый учитель, воспитатель должен хорошо знать и четко выполнять свои обязанности при возникновении пожара.

В практике не единичны случаи, когда пожар в первоначальной стадии бывает никем не замечен, огонь распространяется на большой площади, и тогда справиться с ним очень трудно. Бывает, что признаки горения или даже небольшой очаг пожара, т. е. пожар в начальной стадии его возникновения, обнаружены, но пожарную помощь не вызывают, а пытаются справиться с очагом возгорания своими силами при помощи первичных средств пожаротушения. Это не всегда удается, и пожар может принять большие размеры. Нередко пожарную помощь вызывают со значительным опозданием, затрачивая дорогое время на выяснение причины задымления или места возникновения пожара.

Во всех случаях независимо от размера пожара или загорания и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха горения резиновой изоляции проводов), необходимо немедленно вызвать пожарную помощь. Для этого следует подать сигнал тревоги для добровольной пожарной дружины (при ее отсутствии - позвонить в соседнюю дружину) и обязательно сообщить в ближайшую пожарную часть.

При вызове пожарной помощи по телефону необходимо четко назвать адрес учреждения, по возможности - место возникновения пожара, что горит и чему пожар угрожает (главным образом, какая угроза создается для людей), а также сообщить свою фамилию.

Вызвать пожарную охрану необходимо даже в том случае, когда пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустотах деревянных перегородок, под полом и т. п.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах. Поэтому место пожара должно быть обязательно осмотрено специалистами пожарной охраны, которые подтверждает, что пожар действительно полностью ликвидирован.

После вызова пожарной помощи обеспечивается встреча пожарного подразделения. Для встречи пожарных выделяется специальное лицо из персонала учреждения. Встречающий должен четко проинформировать пожарных о сложившейся обстановке (все ли учащиеся и взрослые эвакуированы из горящего здания, если нет, то о степени угрозы учащимся и взрослым, сколько их осталось в здании, где они находятся, на каком этаже и в каких помещениях, как в эти помещения быстрее проникнуть). К моменту прибытия пожарной помощи желательно найти копию плана эвакуации или поэтажный план здания и передать его руководителю пожарного подразделения.

Кроме того, следует сказать, какие помещения охвачены огнем и куда огонь распространяется, а также о местах размещения наиболее ценного имущества, которое необходимо эвакуировать в первую очередь.

Одновременно с вызовом пожарной помощи необходимо без промедления приступить к подготовке, а в случае прямой угрозы - к непосредственной эвакуации людей из помещения.

При возникновении пожара в деревянном здании, где находятся учащиеся, эвакуация должна производиться немедленно из всего здания независимо от места и размера пожара в соответствии с заранее разработанным планом и особенностями развития пожара. Делать это нужно быстро и спокойно, принимая все меры для предотвращения паники.

При этом необходимо учитывать, что порядок вывода учащихся намечается в зависимости от места возникновения пожара и расположения выхода. В первую очередь эвакуация проводится из помещений, где в условиях возникшего пожара находиться опасно для жизни, а также из верхних этажей, причем первыми выводятся дети младших возрастов.

При эвакуации нельзя допускать скучивания ребят у выходов, а также возникновения паники.

Во время эвакуации нужно призывать к спокойствию. Все эвакуированные должны находиться под Краткие теоретические сведения.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона - все это может спасти жизни детей в случае беды.

Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека. Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Последовательность действий персонала и учащихся школы при пожаре включает 5 этапов:

- тревога (включение звуковой сигнализации);

- вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, милиции;

- эвакуация из школы;

- сбор всего состава школы в отведенном месте;

- перекличка (проверка учащихся и персонала школы).

Кроме того, по прибытии пожарной команды персонал и учащиеся старших классов могут принимать посильное участие в тушении пожара (под руководством командира пожарного подразделения).

Тревога

Любой человек - ученик или работник школы - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.

Вызов пожарной охраны.

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

Эвакуация

Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т. п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

Сбор

Место сбора - у входа в школу. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Перекличка

По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы встречает начальника караула и немедленно информирует его о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

Обеспечение эвакуации при пожаре

Для предотвращения воздействия на людей ОФП, организованного движения людей при эвакуации и выносе материальных ценностей в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа издания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается на основании расчетов; обычно оно должно быть не менее двух. При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объем помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиП. После утверждения плана эвакуации необходимо отработать его практически, включая подачу команд, вызов пожарных подразделений, оповещение о пожаре, открывание выходов и вывод людей из помещений.

В каждом образовательном учреждении разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.

В плане эвакуации должны быть отражены:

- способы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре;

- пути выхода школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений;

- запасные и основные выходы.

План эвакуации состоит из двух частей - графической и текстовой. В графической части показывается планировка этажей здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные пути и выходы должны быть обязательно показаны на плане.

Наименование помещений обозначают непосредственно на планах этажей либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Эвакуационные выходы и лестницы нумеруют. Это позволяет сохранить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают в открытом виде. Если при эксплуатации отдельные выходы закрыты, на плане эвакуации дверной проем изображают закрытым и отмечают местонахождение ключей с надписью: «Ящик с ключом от наружной двери».

На план наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей исходя из наименьшего времени выхода и наибольшей надежности путей эвакуации.

Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.

Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу через лестницы. Нередко люди спасаются, выходя на кровлю и в другие воздушные зоны. Если такие зоны имеются, то выходы на них показывают на плане эвакуации как резервные.

Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов и другого пожарно-технического оборудования.

Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, порядок и последовательность действий, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и указаны конкретно.

Первое действие - вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие - объявление об эвакуации. Объявление должно делаться спокойно, но внушительным и повелительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей системе оповещения, при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.

При эвакуации учащихся из учреждения преподаватели обязаны подготовить детей к эвакуации:

- прекратить занятия, игры, прием пищи;

- при необходимости быстро одеть детей;

- объявить порядок, направление движения и место сбора;

- открыть двери в направлении движения в соответствии с планом эвакуации;

- вывести детей;

- закрыть дверь после вывода детей в целях уменьшения скорости распространения пожара по зданию;

- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте;

- оказать при необходимости первую помощь пострадавшим; проверить наличие детей по списку, результаты доложить руководителю образовательного учреждения, командиру прибывшего пожарного подразделения или руководителю тушения пожара.

До прибытия пожарных учащихся старших классов можно привлекать для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести в теплое помещение, вызвать "скорую помощь" для оказания медицинской помощи пострадавшим, выполнять другие отдельные поручения.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. В случае если один из них отрезан огнем, для спасения людей и имущества используется второй.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению к выходу из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

По согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России допускается закрывать запасные эвакуационные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.

В первую очередь для эвакуации с верхних этажей необходимо использовать лестничные клетки. Если лестница задымлена, надо быстро раскрыть или выбить стекла в окнах, находящихся на лестничной клетке, и дать приток свежему воздуху; двери помещений, откуда дым проникает на лестницу, плотно закрыть.

Если на внутренние лестницы проникает пламя или они уже охвачены огнем или очень задымлены, необходимо спасать учащихся через боковые окна и балконы с помощью стационарных и приставных лестниц. При этом следует плотно закрыть все неиспользованные для эвакуации балконные двери и окна, чтобы в помещение не проникал воздух, усиливающий огонь и направляющий дым в это помещение. Двери, ведущие в соседние помещения и коридор из помещения, где находятся учащиеся, во избежание проникновения дыма рекомендуется плотно закрыть, а щели в притворе и снизу двери заткнуть подручным материалом (шторы и т. п.), предварительно смочив их в воде.

Из задымленного помещения надо двигаться, пригнувшись или ползком и держать голову ближе к полу, так как дым поднимается вверх, а внизу дыма меньше и легче дышать. Входя в сильно задымленное помещение, необходимо придерживаться стен и запоминать предметы по пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении помогают направление настила досок и паркета пола, расположение окон, дверей и т. п.

По окончании эвакуации необходимо убедиться, что все учащиеся удалены из горящих и находящихся под угрозой огня помещений. Для этого нужно тщательно осмотреть все помещения, особенно задымленные, помня о том, что дети от испуга часто прячутся в укромные места (в темные углы, под столы, в шкафы, за шкафами и т. п.). Лица, ответственные за эвакуацию, должны лично убедиться в наличии полного состава каждой эвакуированной группы путем переклички по списку, выяснив тем самым, все ли спасены. Около выведенных из зданий учеников должен неотлучно находиться руководитель или учитель. Учащихся необходимо быстрее удалить от горящего здания в безопасное место, в установленный и заранее определенный пункт сбора. Это может быть клуб, столовая, административное здание, общежитие обслуживавшего персонала и т. п. Во всех случаях при тушении пожара необходимо действовать быстро, использовать все имеющиеся первичные средства пожаротушения, строго соблюдать правила безопасности.


2.3. Профилактика пожарной безопасности в образовательном учреждении


Общие требования

Вековой опыт борьбы с огнем определяет следующие основные правила борьбы с пожарами:

- необходимо применять все возможные меры для предупреждения возникновения пожара - меры пожарной профилактики;

- если пожар уже возник, выполняются необходимые мероприятия для его локализации и полного прекращения (ликвидации) пожара - меры пожарной обороны или репрессии.

Эти правила обязательны и для борьбы с пожарами в образовательных учреждениях. В силу особенностей объекта для противопожарной защиты должны быть выработаны и продуманы специальные мероприятия и способы борьбы.

В ППБ 01-03 изложены следующие требования пожарной безопасности к территориям:

- не разводить костры;

- не использовать открытый огонь;

- курить только в отведенных местах;

- не ставить автомобили ближе, чем на 15 м от здания, так как они могут мешать подъезду пожарной техники.

По окончании рабочего дня необходимо проводить осмотр помещения. При осмотре следует особо обращать внимание на выполнение следующих требований:

- в помещениях произведена уборка;

- корзины для сбора мусора должны быть пусты;

- все электроприборы должны быть обесточены (штепсельные вилки вынуты из розеток);

- окна и форточки должны быть плотно закрыты;

- проходы и пространство у выходов из помещений должны быть свободны;

- электроосвещение должно быть отключено;

- входные двери должны быть закрыты на ключ;

- автоматическая сигнализация должна быть включена и исправна;

- первичные средства пожаротушения должны находиться в специально отведенных для них местах, доступ к ним должен быть свободен.

С целью предупреждения пожара в помещениях запрещается:

- пользоваться нагревательными электроприборами для отопления помещений;

- пользоваться электроприборами (электрочайниками, электрообогревателями и т. п.), потребляемая мощность которых превышает допустимую потребляемую мощность электросети;

- включать в электросеть одновременно несколько электроприборов, суммарная потребляемая мощность которых превышает допустимую;

- оставлять без присмотра по окончании рабочего дня любые электроприборы и устройства, находящиеся под напряжением;

- включать электроприборы без стандартных штепсельных подключающих устройств;

- пользоваться неисправными выключателями, розетками и штепсельными вилками (с разбитыми корпусами, обгоревшими и закопченными контактами, с незакрепленными искрящими и нагревающимися в месте контакта проводами);

- производить монтаж и перемонтаж электросетей без соблюдения требований ПУЭ. Эти работы должны выполняться специалистами, имеющими допуск к работе с устройствами, находящимися под напряжением;

- подключать к электросети неисправные электроприборы;

- использовать для защиты электросети некалиброванные плавкие вставки или автоматические выключатели, ток срабатывания которых превышает максимально допустимое для данной электросети значение;

- курить в рабочих кабинетах, учебных класса, туалетах, коридорах, производственных и складских помещениях, на лестницах, в учебных корпусах, на балконах общежитий;

- курение разрешается только в специально отведенных помещениях;

- бросать на пол, в урны и мусоросборники непогашенные сигареты и спички;

- приносить, хранить и использовать горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, огнеопасные предметы и материалы, горючие газы;

- хранить емкости с горючими, легковоспламеняющимися жидкостями, баллоны с горючими газами, горючие предметы на путях эвакуации (в коридорах, на лестничных клетках, в вестибюле, в тамбурах эвакуационных выходов), а также в подвалах, на чердаках, в технических помещениях (электрощитовых, вентиляционных камерах и т. п.);

- загромождать мебелью, материалами и оборудованием пути эвакуации (коридоры, лестничные клетки, вестибюли, тамбуры эвакуационных выходов из здания), доступ к первичным средствам пожаротушения, электрораспределительным щитам и отключающим устройствам;

- закрывать на трудно открываемые запоры двери эвакуационных выходов в период нахождения людей в здании;

- использовать имеющиеся средства пожаротушения не по прямому назначению.

Для проведения мероприятий с массовыми скоплениями людей допускается использовать только помещения с не менее чем двумя эвакуационными выходами, без решеток на окнах. Ответственные за мероприятие обязаны не допускать заполнения помещений людьми сверх установленной нормы. При проведении мероприятий на сцене и в помещениях для зрителей должно быть организовано дежурство ответственных лиц, членов добровольной пожарной дружины или работников пожарной охраны предприятия.

Все образовательные учреждения подлежат автоматической противопожарной защите: оснащение установками автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления.

Заключение


Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, диктует необходимость повышения ответственности руководителей образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности .

Таким образом пожарная безопасность будет наиболее эффективной, если:

1) обеспечить выполнение Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима, всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;

2) организовать изучение Правил и проведение противопожарного инструктажа с работниками детских образовательных учреждений в соответствии с Положением о порядке обучения населения мерам пожарной безопасности населения Новосибирской области. С учащимися IV-XI классов один раз в учебную четверть во внеурочное время должны проводиться занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста - беседы по предупреждению пожаров в школе и дома ;

3) организовать из числа учащихся ОУ дружины юных пожарных, обеспечив их работу в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных;

4) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников ОУ на случай возникновения пожара;

5) практические занятия по отработке плана эвакуации будут проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены);

6) установить порядок осмотра и закрытия помещения и зданий по окончании занятий и работы ОУ;

7) обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов.

В соответствии с Положением о порядке обучения мерам пожарной безопасности руководители и должностные лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности и (или) обучение мерам пожарной безопасности детских учреждений, школ и дошкольных организаций должны иметь специальную подготовку по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума (12 часов). Обучение указанных лиц проводится на базе специализированных образовательных учреждений в области пожарной безопасности не позднее одного месяца после их назначения на должность. В последующем указанные лица проходят проверку знаний в области пожарной безопасности не реже 1 раза в 3 года.

Поставленные в нами начале работы задачи выполнены в полном объеме.

Список использованной литературы


  1. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. «Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности» М., Стройиздат, 1991

  2. Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. «Основы пожарной безопасности предприятия. Полный курс пожарно- технического минимума» М., Пожнаука, 2006

  3. Собурь С.В. «Пожарная безопасность общественных и жилых зданий» М., ПожКнига, 2004

  4. Собурь С.В. «Пожарная безопасность» М., ПожКнига, 2005

  5. Сборник нормативных документов «Обеспечение пожарной безопасности на объектах г. Москвы» М., 2000

  6. Проректор МГТУ им. Н.Э.Баумана В. Ефимов – Статья в журнале «ОБЖ» - «Пожарная безопасность образовательных учреждений»

  7. «Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений». Справочное издание в двух книгах. М., 2004

  8. Кафидов В.В., Севастьянов В.М. «Социология пожарной безопасности» М., 2003

  9. Специализированный сборник «Современные системы и средства пожарной безопасности»

  10. «Информационный вестник образования»

  11. «Федеральное законодательство.» Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. №69-Ф3

39




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!