Критерий VI. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий. Система использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Моё понимание качества образования связано с человеческими компетенциями, т.е. ученик должен уметь мыслить, действовать, искать информацию, сотрудничать, изменяться, уметь учиться. Чтобы помочь учащимся в наиболее полной самореализации, в процессе обучения предмету и воспитательной работе использую современные технологии.
Система использования различных образовательных технологий в образовательном процессе
Технология Обоснование и цели применения | Формируемые компетенции, учебные умения | Формы организации деятельности | Оценка удовлетворён-ности | Приложение№ |
Технология критического мышления Развитие способности взаимодействовать с идеями и информацией, формирование умения не только владеть инфор-мацией, но и критически оценить, осмыслить, применить | Анализ конкретной ситуации, коммуникатив-ность, умение взаимодейство-вать,самостоятель-но находить решение, анализ собственной работы | -кластеры - кейс-метод -синквейны -приём «знаю/хочу узнать/узнал» -авторский приём «палитра» (легко/трудно/ интересно) | Уч-ся умеют мыслить, оценивать свою работу, сотрудничать; повысился уровень устной речи и уровень диалогического общения | http://yadi.sk/d/xGXM_kqXLtkK7 (кейс) |
Технология уровневой дифференциации Обеспечение базового уровня подготовки; создание благоприятных условий тем, кто проявляет интерес к предмету; использование возможностей тесного сотрудничества ученика и учителя. | Умение работать по шаблону, составлять устный связный ответ по плану, работать самостоятельно и в группах; формирование позитивной оценки | - внутренняя дифференциация : деление на три уровня сложности (1- высокий уровень , 2- средний уровень, 3 - низкий уровень (состав каждой группы может варьировать в зависимости от усвоения материала учеником). На уроке ребята работают и самостоятельно, и в группах, и совместно с учителем. | Рост мотивации уч-ся, 100% успеваемость , сдают ГИА положительно; слабые уч-ся чувствуют себя успешными. | http://www.proshkolu.ru/user/olga73575/file/6151892/ |
Технология проблемного обучения Формирование активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технического процесса, умеющей мыслить логично, научно, творчески, находить истину | Развитие творческой самостоятельности учащихся, активизация познавательную деятельность, требует от школьника применения уже накопленных знаний; умение сравнивать, оценивать выдвинутые гипотезы, выдвигать свои | - создание проблемной ситуации -ситуация с затруднением и удивлением - противоречие | Повышается активность, ребята общительны, умеют связно выстраивать свой ответ, имеют свои точки зрения на разные проблемы и способны отстоять своё мнение, чувствуют удовлетворён-ность, уверен-ность в своих возможностях. | |
Технология обучения с использованием опорных схем Формирование умения анализировать предложенный материал, выделять существенные дифференцированные признаки явления, устанавливать их взаимосвязь | Способность анализировать, наблюдать, делать выводы, сжимать информацию | - схемы -таблицы -алгоритмы | Система работы с опорами даёт возможность детям раскрепощаться, ведь всегда приходит на помощь справочная тетрадь: посмотрел – и вспомнил, начал сомневаться – проверил; уч-ся умеют выбирать нужную информацию и схематизировать её | |
Игровые технологии Формирование мотивационной сферы учащихся, креативных способностей, навыка совместной деятельности, развитие кругозора | Развитие коммуникативных навыков, умения работать самостоятельно, в парах, группах, развивает логику и креативность мышления | - игровые карты - работа по маршруту -создание сказок - орфорисование | Повысилась мотивация обучения, проявляется интерес к предмету, ребята учатся неординарно мыслить | |
Технология сотрудничества и здоровьесберегающие технологии Сохранение и укрепление здоровья ребенка, т.е. осуществление личностно-ориентированногоподхода при обучении и воспитании | Стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, | -определённое время каждого задания -чередование видов работ(самостоятельная, работа и источниками, творческие задания) -элементы релаксации - самостоятельность в исправлении ответа -толерантность -комментирование оценки -динамические паузы | Предотвращение усталости и утомляемости; повышение мотивации учебной деятельности; установлена атмосфера доброжелательности | |
Вузовские технологии обучения Формирование углублённого изучения материала, развитие интеллектуальных способностей, совершенство- вание коммуникативных навыков | Самостоятель-ность, творческое осмысление, навыки диалогической и монологической речи, умение работать в группе | - семинар - зачёт - лекция- консультация | Уч-ся способны творчески мыслить, научились работать с комиссией, самостоятельно расширять круг материала, повысился авторитет знаний | |
Технология интерактивного обучения Формирование умения обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развитие коммуникации, воспитание толерантности, формирование социальной позиции | Способность устанавливать рабочие отношения между друг другом, оценивать ситуацию, умение отстаивать свою точку зрения, умение наблюдать, работать с предложенным материалом по своему сценарию, умение классифицировать | - публичные выступления - авторский метод «действия с объектами» -мастерская - проекты - лабораторная работа | Повысился уровень социальной активности, самостоятельность в определении темы, задач урока, уч-ся без помощи выводят правила и выдвигают гипотезы; повысился уровень устной речи, преодоление страха перед классом | |
Организуя учебную деятельность учащихся использую:
методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. П – постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся; изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников; сравнение; обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником: четкая постановка цели работы с учебником; указание вопросов, которые должны быть усвоены учащимися; определение порядка самостоятельной работы и приемов самоконтроля; наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи учащимся; беседа по закреплению нового материала.
методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: упражнение, работа с учебником, лабораторные работы;
методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос: выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
6.2./6.3. Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий; система использования в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов
Компьютер прочно завоевал место в среде обитания современного школьника, а значит, и учитель должен использовать компьютерные технологии. Используя данную технологию обучения, преследую следующие цели: формирование у учащихся умения образно мыслить и работать с информацией, активизировать процесс обучения. Это позволяет мне наполнить уроки содержанием, идти в ногу со временем, психологически облегчать процесс усвоения, возбуждать живой интерес к предмету, развивать разные компетенции учащихся: умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях, развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического), умение оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность, вести наблюдения. Использование компьютерных технологий способствует выбору определённых методов и форм организации деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод ассоциации; подготовка выступлений, поиск информации, просмотр и обсуждение, моделирование и конструирование и др.
Сегодня я владею разными мультимедийными средствами и программным обеспечением:
- готовые продукты («Фраза», «Литература. Мультимедийный курс 1-11 классы», различные видео и аудио, ЦОРы)
- работа с программами Microsoft OfFice (Excel(таблицы и диаграммы), Power Point(презентации)), Windows Movie Maker, Pinnacle Studio(создание фильмов),Nero Start Smart, Movavi Видео Конвертер 8 и др. конвекторы, ABBYY Fine Reader, Adobe Potoshop CS, ActivInspire ,SMART Notebook(интерактивная доска), конструктор МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ, Prezi и другие.
Использование компьютерных технологий даёт свои результаты: повышает производительность труда, эффективность обучения, создаётся атмосфера сотрудничества на уроке, развивается у учащихся познавательный интерес.
Владение компьютерными технологиями позволяет мне активно использовать цифровые образовательные ресурсы. В моей педагогической копилке достаточно большое количество как готовых, так и авторских ЦОРов. Конечно, больше всего предпочитаю работать с авторскими(80% использования), так как они созданы мной для конкретного урока, конкретных детей, с определёнными целями. 45% использования - это презентации в программе Power Point или Prezi , которые не только несут какую – то информацию, но и интерактивны благодаря эффектам анимации. С их помощью я объясняю материал, организую уроки закрепления, провожу промежуточное тестирование. Благодаря ЦОРам сложнейший материал становится понятным абсолютно всем . Мною создана большая коллекция ЦОРов по литературе, связанная с биографиями писателей. В ресурсе можно найти информацию не только по биографии, но и видеофрагменты, различные аудиозаписи.
Приняла участие в наполнении Регионального Хранилища учебных материалов («Придаточные образа действия и степени» 9 класс, «Однородные члены предложения» 5 класс, «Сочинение по картине» 6 класс) .
Сегодня охотно создаю флипчарты для интерактивных досок. С их использованием строятся почти все уроки русского языка(80% использования), интересна и работа с ними на литературе(20% использования)
Гораздо меньше в своей практике использую готовые (25% использования) ЦОРы, так как содержание некоторых из них не соответствует целям моего урока. Однако частичное их использование имеет место быть на уроках. В основном я пользуюсь ресурсами ФИЦИОР. Так, например в 5 классе при изучении темы «Обращение» использовано 2 ресурса для объяснения и закрепления материала
Сегодня дети всё больше пользуются сетью интернет, поэтому появилась необходимость применения в образовательном процессе сетевых и дистанционных технологий. К сожалению, учащиеся ограничиваются сайтами для общения, а мне хочется выработать в них умение использовать сеть для организации учебного процесса, расширения кругозора, для умения находить решение поставленной задачи. Для решения данных задач применяю электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты . Работа с ними происходит как на уроке, так и дома. У каждого ребёнка есть документ с данными ссылками, поэтому работа с ними идёт непрерывно (40% использования).конечно, детям предлагаются не только информационные ссылки, но и ссылки на выполнение определённых заданий (кроссвордов, тестов и др.) . Кроме этого использую кейс-метод (ставлю задачу, рассылаю набор материала, который помогает решить задачу). К сожалению, в школе один компьютерный класс, поэтому материал дети получают через ссылку на файлообменник или через электронную почту и выполняют работу дома, поэтому частота использования данной технологии небольшая (10%) .Хочется отметить, что большую работу со старшеклассниками по подготовке к экзаменам помогает организовать именно работа через сеть интернет. А тем, у кого такой возможности нет, предлагаю пользоваться школьным компьютером или готовлю диск с соответствующим материалом. Применение сетевых и дистанционных технологий помогает мне формировать определённые компетенции: мыслить творчески, работать со вспомогательным материалом, самостоятельно решать задачи. Результаты: данная работа позволяет ребятам быть коммуникабельными, участвовать в дистанционных проектах и олимпиадах, правильно пользоваться сетью интернет .
Для отслеживания результативности использования современных образовательных технологий использую мониторинг, благодаря которому выявляю теоретическую, практическую подготовку и уровень сформированности основных компетенций. Провожу полное исследование 2 раза в год, промежуточное по темам курса (на примере 5б-6б кл.))