СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Обитатели аквариума

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Обитатели аквариума»


ГУО «Полошковская средняя школа Климовичского района»

Исследовательская работа на районный конкурс биолого-экологических работ

«Экология животных. Обитатели аквариума»



Автор: Перемота Алина Всильевна,

учащаяся 11 класса, 16 лет

Руководитель:

Путро Елена Владимировна,

учитель биологии

2022 г.

Оглавление:

Введение …………………………………………………. 3 стр.

  1. Аквариум –водная экосистема………..…………………… 3 стр.
  2. Биологическое равновесие аквариума …………………….… 5 стр.
2.1.Среда обитания живых организмов………………………………………… 5 стр. 2.2. Живые организмы аквариума …………………………………… 7 стр.
  1. Наблюдение за обитателями аквариума… 11 стр.
  2. Выводы …………………………………………………. 12 стр.
Заключение ……………………………………………… 12 стр. Список литературы……………………………………. 13 стр.



























Введение.

Человек издавна интересовался подводным миром, населённым животными и растениями. Сравнительно недавно появились акваланги и исследовательские подводные лодки, дающие  возможность несколько часов наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни.   Несмотря на это, люди очень давно научились воссоздавать частицу подводного мира рядом с собой. Это аквариумы – постоянное жилище для рыб.

Я решила провести исследование уголка подводного мира в своём доме ,так как мне подарили аквариум. В наше время, век техники, скорости темпа жизни так не хватает человеку общения с природой и, наверное, поэтому часто возникает потребность воссоздания частички природы у себя в доме. Актуальность моей работы заключается в том, что многие желают завести аквариум, а как это правильно сделать, как создать искусственную экосистему не знают.

Причины обращения к теме:- Человек издавна интересовался подводным миром, населёнными животными и растениями. Когда появились акваланги, дающие возможность по несколько часов находится под водой, люди с интересом стали наблюдать за рыбами в их природном окружении, изучать их способ жизни. И тогда появилась идея создать частицу подводного мира рядом с собой, так появились аквариумы.

Вот и я решила провести исследования уголка подводного мира. Меня заинтересовала эта тема, и я решила узнать, про обитателей аквариума , как содержать и ухаживать за аквариумом. Мне бы хотелось доказать, что аквариум- это живая система и вмешательство человека в эту систему может быть как благоприятным, так и неблагоприятным.

Цель исследования: -исследовать аквариум, как искусственную экосистему .

Задачи исследования:

1) Доказать, что аквариум- это искусственная экосистема, которая не может существовать без участия человека;

2) Познакомиться с обитателями аквариума;

3)Написать работу, научиться и научить ребят создавать искусственную экосистему- аквариум.

Гипотеза: - предположим, что жизнь экосистемы аквариума возможна без вмешательства человека.

Объект исследования:- Аквариум и аквариумные рыбки.

Предмет исследования: взаимодействие живых и неживых компонентов.

Методы исследования:

1) Поиск: собрать и изучить информацию в книгах, журналах;

2) Наблюдение: за рыбками в аквариуме;

3) Систематизация и сравнительный анализ полученной информации.

  1. Аквариум – водная экосистема

Экосистема аквариума – это единство живых организмов, в которой живые организмы, способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Аквариум – это искусственный водоем или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.

В аквариуме происходит большинство физических, химических и биологических процессов, свойственных природным водоемам. Чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнут, живые организмы в аквариуме должны быть разных «профессий»:

- «производители» («кормильцы») – живые организмы, главным образом растения. Они дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.

- «потребители» («едоки») – живые организмы, т. е. рыбы, рачки. Они дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и питательные компоненты.

- «разрушители» («мусорщики») – живые организмы такие, как микробы, улитки. Они также дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества.

Среда обитания живых организмов аквариума - вода, гравий, воздух, свет.

Вывод: аквариум – водная экосистема, потому что в ней есть все компоненты экосистемы.

  1. Биологическое равновесие аквариума.

Чтобы рыбы жили долго, да ещё и приносили потомство, необходимо в аквариуме поддерживать биологическое равновесие.

Под биологическим равновесием в аквариуме понимают такое состояние водной среды, при котором  продукты жизнедеятельности рыб и других обитателей успевают разрушиться, не принося им вреда, а физические свойства воды (прозрачность, цвет ) остаются почти без изменений.

Для поддержания биологического равновесия в аквариуме используются также различные приспособления: аэраторы, механические и биологические фильтры, терморегуляторы, термометры и многое другое.

2.1. Среда обитания аквариума.

2.1.1. Вода

Здоровье аквариумных рыбок зависит от качества воды в аквариуме. К сожалению, рыбки часто погибают из-за неподходящих параметров. Какими бы декорациями вы ни украсили аквариум и какое бы оборудование ни использовали, его основным компонентом всегда остаётся вода. Вода- среда обитания не только рыбок, но и полезных бактерий.

Для наполнения аквариума нельзя использовать бутилированную жидкость. Её характеристики: минеральный состав и уровень рН, могут не подойти для рыб. Лучшее решение- это простая холодная вода. Но нельзя сразу наливать её из-под крана.

Вода из централизованной магистрали водоснабжения по умолчанию считается безопасной, но соединения хлора в ней токсичны для рыбок. Кроме того, в ней могут содержатся и другие вредоносные примеси. Перед тем, как наполнить ею аквариум- неважно, наполняете вы его в первый раз или производите частичную замену- ей необходимо дать отстоятся. 1-2 дней вполне достаточно для того, чтобы летучие соединения испарились.

Отстоявшая вода для рыб безопасна. Вы можете спокойно добавлять её в аквариум, когда производите частичную замену. Однако если вы обустраиваете аквариум с нуля и наполняете его в первый раз, запускать рыбок сразу даже в отстоявшую жидкость нельзя. С момента наполнения аквариума отстоявшейся водой до запуска рыб должно пройти 6-7 суток, чтобы в аквариуме развивалась живая среда.

В больших  аквариумах, емкостью более 60 литров, воду следует менять не чаще  одного раза в один-три года, а меньшего размера, как у меня (40 литров) - раз в полгода, год. А также для того, чтобы вода в аквариуме была чистой, я использую внутренний фильтр.

Вывод: частая замена воды в аквариуме нарушает биологическое равновесие экосистемы аквариума.

2.1.2. Гравий

Гравий – это один из элементов, который служит для украшения, так и для размножения бактерий в идеальной экосистеме. Кроме того, этот гравий значительно упрощает очистку дна аквариума. В аквариумах используют разные виды гравия. Есть кварцевые и нейтральные, не способные изменять параметры воды. Также можно приобрести известковые бороны, которые увеличивают GH и KH воды и идеально подходят для использования с африканскими цихлидами. Таким образом, благодаря гравию, который увеличивает эти параметры, можно избежать искусственного увеличения жёсткости воды.

Для своего аквариума я использую вот такой гравий:

Гравий в аквариуме выполняет несколько функций, которые помогают ему правильно функционировать. Во-первых, это помогает в украшении. Аквариум с гравием кажется более естественным и реалистичным. Для рыб это также означает среду, более похожую на их экосистему. Всё это увеличивает эстетику моего аквариума.

Ещё одно применение гравия в аквариуме- выращивание растений. Натуральным растениям нужен субстрат, чтобы они могли закрепиться и развиваться. Наконец, благодаря наличию гравия в аквариуме есть полезные бактерии для правильного функционирования воды и аквариума в целом, которые используют этот гравий для размножения.

Также необходимо учитывать глубину резервуара, так как чем больше вместимость, тем больше должна быть толщина щебня. Рыбе обычно удобнее перемешивать рыхлый гравий, а другие виды предпочитают более плотный субстрат для отдыха.



Прежде чем переместить гравий в аквариум, его нужно тщательно промыть, чтобы освободить от мусора и взвесей.

Вывод: грунт служит для украшения, выращивания растений, а также благодаря наличию гравия в аквариуме есть полезные бактерии, которые помогают правильно функционировать воде и аквариума в целом, и служат для размножения.

2.1.4.Кислород

Всем живым организмам для дыхания необходим кислород, в том числе и рыбам. Вода насыщается кислородом за счет компрессора. Принцип его работы прост: устройство забирает воздух из атмосферы и подаёт в воздушный шланг, размещённый в толще воды. К шлангу подсоединяется распылитель, который преобразует поток в мелкие пузырьки.

Вывод: обустройство аквариума  является важным фактором для условия жизнеобеспечения рыб живущих в нём.


2.1.2 Потребители - аквариумные рыбы.

Аквариум оживает по-настоящему лишь тогда,  когда в нем появляются рыбы.

Существует бесчисленное многообразие  видов, которые можно содержать в домашнем аквариуме .Аквариумные рыбы очень различны. Чтобы подобрать рыб для аквариума, их подразделяют на группы, исходя при этом из тех условий, которые необходимы для их жизни и развития: по внешнему виду, размерам, по условиям жизни, которые им необходимы.

Ну и, конечно, для начала надо выбирать неприхотливых рыб. В моем аквариуме живут тернеции ( 20 особей), скалярии ( 1 особь) и моллинезии красные ( 2 особи). Всего 23 особи.

Тернеции – это выносливые и миролюбивые рыбы, которые станут хорошим выбором для начинающих аквариумистов.

Тернеция (Gymnocorybus ternetzi, 1895), вид пресноводных лучепёрых рыб семейства харациновых. Обитает в реках Мату-Гросу, Парагвай. Впервые в Европу была завезена в 1933 году. Рыба легко акклиматизирована, охотно нерестится и оставляет богатое потомство.

Тернеция- серебристая рыба с тремя чёрными поперечными полосами по бокам, одна из которых пересекает глаз. Самцы мельче самок, почти чёрные, имеют более заострённый спинной плавник. Есть вуалевая форма. Искусственно выведены цветные вариететы. Рыба мирная, стайная. Плавает на всех уровнях.

Длина взрослых тернеций достигает около 3,5-4,5 см. Тело плоское, окраска тёмно-серебристая, поперёк тела расположены три чёрные полосы. Одна из них проходит через глаз, вторая- после окончания жаберных крышек, третья- от начала верхнего плавника. Остальная часть тела от третьей полосы, включая верхние и анальные плавники, чёрная, создающая впечатление юбочки. Грудные, хвостовой и брюшные плавники довольно прозрачные. Анальный плавник напоминает чёрный развёрнутый веер. Эти рыбки довольно энергичны, подвижны, плавают отдельными стайками, часто нападая одна на другую.

В просторном аквариуме держатся на средней глубине по свободным от зарослей растений местам. В маленьком же аквариуме, наоборот, прячутся в растениях, выходя оттуда лишь в поисках еды. Тернеция хорошо уживается с другими видами рыбок. Для содержания 5-7 тернеций рекомендуется аквариум ёмкостью не менее 15-20 литров воды . Должно быть обеспечено хорошее освещение. Лучшей температурой для содержания рыб нужно считать +25… +27 градусов. Корм предпочтительно живой ( мелкий мотыль, Трубочник, циклоп, дафния), однако также могут употреблять качественный сухой корм.

Как и все харациновые, тернеции могут менять окраску при ухудшении условий содержания. При испуге рыбы также меняют окраску- тело приобретает серебристо-грязноватый оттенок.

Благодаря своему миролюбивому характеру тернецию можно содержать с другими мелкими харациновыми, а также с гуппи или пецилиями. Идеально подходит для смешанного аквариума. Обязательно стайное содержание, в одиночестве становится агрессивной. Лучше не содержать её вместе с рыбами меньшего размера или рыбами с вуалевыми плавниками, она будет их кусать.

Скалярии- одни из популярнейших аквариумных рыб. Они грациозны, красивы, спокойны и относительно миролюбивы.

Скалярии (Pterophyllum, 1920), род рыб семейства цикловых. Обитают в бассейнах рек Амазонки, Ориноко и Эссекибо, находящихся в Южной Америке. Впервые завезена в Европу в 1920 году. Они теплолюбивы и обязательно требуют подогрева воды.


Тело округлое, сжатое с баков, дисковидной формы, больше в высоту, чем в длину. Брюшные плавники являются вытянутыми в нити, спинной и анальный плавники удлинённые, больших размеров. Хвостовой и грудные плавники заострены на конце. Благодаря удлинённому спинному и анальному плавникам тело приобретает форму, напоминающую полумесяц

Длина тела до 15 см, высота- до 25 см. Основная окраска тела сильно варьируется: различные оттенки от зеленовато-серого до оливкового цвета с серебристым отливом. Чешуя мелкая. Самцы отличаются от самок более плотным телом и выпуклым лбом.

Моллинезии- выносливые и неприхотливые рыбки, которыми аквариумисты увлекаются уже много лет, до сих пор не теряет свою популярность.

Моллинезии ( Mollienesia, 1899), род рыб семейства живородящих карпозубообразных, пецилиевых. Водятся в пресных и солоноватых водах Америки, от Мексики до Колумбии. Впервые в Европу была завезена в 1909 году.

«Классическая» красная моллинезия обладает плотным вытянутым телом. Хвост округлый, плавники не отличаются большим размером. На голове располагаются крупные глаза и верхний рот. В аквариуме размер рыбки составляет 8-10 см, самки всегда крупнее самцов. Как и у всех пецилиевых , наблюдается ярко выраженный половой диморфизм, анальный плавник у самцов превращён в орган копуляции- гоноподий.

Главная особенность, за которую рыбку полюбили аквариумисты- ярко-красная окраска всего тела. Интересно, но молодые особи в своём большинстве имеют пятнистую окраску. С возрастом пятна увеличиваются в размере, пока не покроют всё тело. У некоторых особей на теле остаются небольшие вкрапления, но в среде разводчиков рыбы, считаются браком. В Настоящее время можно встретить формы с лировидным хвостом и укорочённым телом.

Вывод: Теоритические и практические знания помогли мне сделать правильный подбор рыб в аквариуме и помогли обеспечить долгое существование искусственной водной экосистемы.

2.1.4 Разрушители - мусорщики.

В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, улиток. Самые частые обитатели аквариума улитки-катушки.

Освещенные стекла аквариумов постепенно зарастают зеленым ковром – мельчайшими водорослями. Они дают живительный кислород, но задерживают свет. На помощь приходят улитки-катушки, которые счищают водоросли со стекла.

Настоящие мусорщики – сомики. Они поедают остатки корма, упавшего на дно, уничтожают остатки гниющих растений. Но в моём случае, нет растений.

В аквариумной воде огромное количество бактерий. Если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.

Вывод: разрушителей искусственной экосистемы может и не быть. Тогда за чистотой аквариума должен следить человек.

  1. Наблюдения за обитателями аквариума.

Наблюдать за поведением рыбок необходимо для того, чтобы знать, в каких обстоятельствах и как они себя ведут и, увидев изменения в поведении, суметь определить, чем оно вызвано.

Мною проведены следующие опыты по выработке условных рефлексов у  аквариумных рыбок:

  1. Условный раздражитель – стук пальцем по стеклу аквариума.

Каждый стук сопровождался подачей корма. Сначала рыбки пугливо разбегались в стороны от источника стука, но когда появлялся корм на поверхности воды, смело приступали к еде.

Через неделю подачи корма сразу после стука рыбки не показывали признаков беспокойства и сразу подплывали к еде.

Я внимательно наблюдаю за тем, как рыбы кормятся, отдыхают, общаются, как они  собираются в стаи , хватают корм, отдыхают.

  1. Условный раздражитель – вспышки света настольной лампы:

При первой вспышке света обитатели аквариума быстро прятались в декорациях ( якорь, арка с колоннами). Но, увидев на поверхности воды корм, самые смелые рыбки осторожно стали к нему подплывать.

Чтобы выработать условный рефлекс кормления на свет,  мне понадобилось 3 раза повторить опыт.

В ходе наблюдений за обитателями, меня поразило поведение рыб при появлении около аквариума мамы - многие рыбы подплывали к аквариумному стеклу и как бы приветствовали её.

Также в период проведения исследований в нашем аквариуме появилось потомство. Правда, количество родившихся мальков было около 12, а не 50-60, как пишут в книгах. Это первое потомство. А значит, для тернеции созданы благоприятные условия содержания.

4. Выводы

Искусственная водная экосистема предназначена для содержания и развития водных животных , а также для наблюдения за их жизнью и развитием.
Аквариум – это искусственная экосистема, а так как на каждом этапе необходимо участие человека, то она искусственная.

Мой аквариум создан по правилам создания искусственной водной экосистемы.

Главное условие долгого существования аквариума – присутствие всех компонентов экосистемы, создание оптимальных условий для поддержания биологического равновесия.

Заключение

Разведение аквариумных рыб – одно из наиболее распространённых увлечений детей и взрослых. Есть много причин, по которым люди хотят иметь рядом с собой рыб . И, тем не менее, всех аквариумистов, в большей или меньшей степени объединяет одно: любовь к живой природе, а также удовольствие , получаемое от наблюдений за подводным миром. Свои полученные знания по созданию искусственной водной экосистемы аквариума, я буду использовать в своей практической деятельности по разведению рыб и рыбного хозяйства.

Содержание рыб оказывает благоприятное влияние на формирование характера человека, прививает любовь к природе, улучшает настроение.

Создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно, но ещё труднее сохранить её. Рыбки нуждаются в   заботе и внимании, а для этого мы должны правильно использовать полученные знания.



















Список литературы:

1. Золотницкий Н.Ф. Аквариум любителя. – М.: Терра, 1993.

2. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. – М.: Просвещение, 1991.

3. Русаков А.Г. Аквариум – это просто. – М.: «Аквариум – Принт», 2008.

4. Кондратов С.А. Популярная энциклопедия. – М.: ТЕРРА, 2008

5. Интернет-ресурсы:

    http://fanfishka.ru/

    http://akvarium1.narod.ru/





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!