СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Областная краеведческая конференция обучающихся «Подвиг народа: малоизвестные страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война… Это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих людей. Из каждой семьи ушли на фронт отец, сын, дочь, муж, брат, сестра….   Я думаю, сейчас, как никогда, нужно писать о Великой Отечественной войне, чтобы помнить о своих родных, которых видели только на фотографии, молодыми, красивыми, сильными и… навсегда забранными войною. 

Просмотр содержимого документа
«Областная краеведческая конференция обучающихся «Подвиг народа: малоизвестные страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа


Областная краеведческая конференция обучающихся «Подвиг народа: малоизвестные страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Тема «Орден Славы III степени в семье Пошиваловых» Номинация «Орден в твоем доме»


Выполнила: Пошивалова Юлия Ивановна, ученица 11 класса МКОУ Петропавловская СОШ Руководитель: Подставкина Елена Владимировна, учитель истории МКОУ Петропавловская СОШ

с. Петропавловка 2015 Содержание




Введение……………………………………………………...3-6

Глава I. Судьба человека.

Боевой путь И.С. Пошивалова…………………………………7-8

Глава II. История его ордена Славы III степени………………………...9-10

Заключение…………………………………………………. 11

Литература…………………………………………………...12


























Введение

1. Постановка проблемы.

Скажи, мне, товарищ, скажи, старшина,

За что получил ты свои ордена?

Три ордена Славы- Большого пути,

И веер медалей звенит на груди.

На знаки державные любо смотреть.

Хотел бы тебя я как должно воспеть.


Война… Это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих людей. Из каждой семьи ушли на фронт отец, сын, дочь, муж, брат, сестра…. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в жестоких боях защитили Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. 

Я думаю, сейчас, как никогда, нужно писать о Великой Отечественной войне, чтобы помнить о своих родных, которых видели только на фотографии, молодыми, красивыми, сильными и… навсегда забранными войною. Писать, чтобы не забыть о тех, с кем повезло увидеться после войны, кто, не стесняясь своих слез, плакал, вспоминая пережитое на переднем краю, в медсанбатах и в фашистском плену. Писать, чтобы сохранить рассказы тех, кто на заводе, не дотягиваясь до токарного станка, подставляя под ноги ящик от снарядов для того, чтобы заменить ушедшего на фронт батю, приближали победу. Должна быть огромная летопись труда и подвига, а для этого необходимо огромное напряжение ума и сердца. Но по-другому нельзя. Нельзя, если мы хотим, чтобы наши дети знали, кто такой Жуков, что такое Освенцим и каков главный итог битвы за Москву. По-другому нельзя, если мы не хотим, чтобы по нашим улицам в парадном марше несли портреты Бандеры, а вместо «здравствуй» выкрикивали нацистское приветствие.

Войну я видела в кино и читала о ней в книгах. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь стали рассказы о войне моих дальних и близких родственников. Ведь Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей семьи.

Часто возникает вопрос: зачем же люди хранят старые вещи, фотографии? Зачем с гордостью и душевным трепетом показывают их своим детям? Зачем рассказывают про эти вещи захватывающие истории? А все для того, чтобы мы, дети, знали своих предков и, прежде всего, учились ценить семейные узы. Это связь одного поколения с другим.

Как-то раз с мамой я пришла в гости к дальней родственнице Сальниковой Надежде Ивановне. Она рассматривала военные фотографии отца, награды. Когда Надежда Ивановна достала ордена и медали, они как будто светились в её руках. Я почувствовала прилив гордости за своего дальнего прадеда. Мне захотелось узнать точно, где он воевал, какие имел награды.

Чтобы собрать необходимую информацию, обратилась за помощью к бабушкам и дедушкам, дальним и близким родственникам, а также к своим родителям.

Актуальность темы исследования:

Скоро мы будем праздновать 70-летие Великой Победы над фашистскими захватчиками. В эти дни лучшие люди страны наденут на свои костюмы ордена и медали – знаки отличия в труде и бою. Мой прадед этого уже не сделает.

Но я точно знаю, что история моей семьи переплетается с историей государства. Ведь она складывается из биографий отдельных семей, каждого человека, живущего в этой стране. Очень важно еще раз обратить внимание на наших ветеранов - ведь их осталось так мало. Вот об этом я хочу рассказать в своей работе и считаю, что сейчас это актуально.


Цель: показать через орден Славы героическое прошлое моего прадеда, который, как и многие тысячи простых солдат, защитил свою страну от фашизма; узнать, где он начал свой боевой путь, где встретил Победу, как выжил в этой страшной войне

Задачи работы:

  1. Собрать биографический материал о прадеде.

  2. Восстановить его боевой путь.

  3. Собрать информацию о награждении прадеда Орденом Славы III степени.


Методы исследования:

  1. Беседы с родственниками.

  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий, архивов школьного музея.

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.


Предмет исследования: изучение истории Ордена в моей семье.


Объекты исследования:

1. Воспоминания и рассказы дедов и прадедов о жизни.

2. Фотографии, документы, письма.

Хронологические рамки охватывают период XX века.

Практическая значимость определяется возможностью использовать материал на уроках истории и классных часах, передать работу в краеведческий музей школы, а также сохранить данную информацию для своих потомков.

Новизна работы: в моей семье есть малолетние узники, труженики тыла. Об этом мне известно. А вот о том, что мой родственник, пусть и дальний, награжден орденом Славы я узнала недавно. Это заинтересовало меня, и я решила узнать о нём как можно больше, чтобы будущие поколения нашей семьи знали о подвигах и гордились своим родственником. Очень жаль, что прадеда уже нет, он сам рассказал бы намного больше.

Работу над исследованием осуществляла в несколько этапов:

  1. На первом этапе определилась с тематикой и выбрала тему исследования. Решила, как можно больше собрать информации о далеком прадеде.

  2. На втором этапе постаралась определиться с источниками информации, которые буду использовать в исследовании.

  3. Следующим этапом стало изучение каждого источника в отдельности.

  4. Последним этапом было написание работы, ее оформление.

Собирая материал, я использовала частный архив семьи Н.И. Сальниковой, М.И. Жемчужниковой – фотографии, награды и документы, а также воспоминания моих дальних и близких родственников.





















Глава I.

Война… Всего лишь одно слово, но от него до сих пор кровь стынет в жилах. Сколько было жертв, слез, переживаний… Но все равно мы не отдали нашу Родину врагам! Далеко не все вернулись домой. Но все-таки многим солдатам суждено было вновь ступить на родную землю. Среди них был и мой троюродный прадед Пошивалов Иван Стефанович

Из воспоминаний его дочери Надежды Ивановны Сальниковой и племянницы Марии Ивановны Жемчужниковой я узнала, что родился он 12 сентября 1926 года в Петропавловке Коротоякского района, Воронежсской области в обычной сельской семье. (Приложение1) Его мама Мария Ермолаевна очень рано умерла, оставив троих детей: Анну, Полину и Ивана. (Приложение2) Жизнь их была непростой. Иван Стефанович получил образование 4 класса и в 14 лет уехал на учебу в Воронеж. Но тут наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. Мой прадед вынужден был вернуться в родное село. Вскоре жители Петропавловки были эвакуированы, а по возвращению домой, увидели только разруху и пепел.

В 18 лет Иван Стефанович добровольцем ушел на фронт. В ряды Красной Армии был зачислен с 19.02.1944 года Центральным РВК, Воронежской области (№ записи: 27802487). (Приложение3) Присягу принял 27 марта 1944 года при Западном саперном полку. Воевал он на Белорусском фронте в составе 10 отдельного штурмового инженерно-саперного Брестского батальона 2 Штурмовой инженерно-саперной бригады РГК. С июня 1945 года командир отделения 42 отдельной инженерно-саперной бригады. А уже в июне 1946 года командир отделения 22 мотострелкового полка. (Приложение4)

Участвовал в освобождении Польши. (Приложение5) В звании младшего сержанта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года награжден медалью «За освобождение Варшавы». (Приложение6) Великую Победу встретил в Берлине. За участие и героический штурм и взятие Берлина Пошивалов Иван Стефанович награжден медалью «За взятие Берлина». (Приложение7) В сентябре 1944 года прадед получил легкое ранение в голову, а в феврале 1945- легкое ранение в лицо. (Приложение8) Домой ему пришлось вернуться не сразу, потому что ещё 7 лет он служил в Германии. (Приложение9) Демобилизовался прадед в 1950 году на основании Постановления Совета Министерства СССР от 23 января 1950 года в звании старшего сержанта. (Приложение10) За боевые заслуги И.С. Пошивалов получил 5 медалей и 2 ордена, а также 7 юбилейных медалей. (Приложение11) Подробно я хочу рассказать об ордене Славы III степени, который был ему очень дорог.
























Глава II

В годы Великой Отечественной было введено много боевых наград, но особой популярностью среди солдат, сержантов и старшин пользовался орден Славы, учрежденный 8 ноября 1943 года. Во второй половине августа 1943 г. была создана группа из девяти художников для разработки эскизов нового ордена.

Было представлено 26 работ. Генерал армии А. В. Хрулев, ответственный за разработку эскизов орденов и медалей, отобрал 4 из них и 2 октября представил на утверждение. И. В. Сталин остановился на эскизе художника Н. И. Москалева с изображением в центре пятиконечной звезды профиля Багратиона. Сталин решил, что орден должен иметь 3 степени, как и ордена Суворова и Кутузова, а, кроме того, изменил и название ордена, предложив именовать его не орденом Багратиона, а орденом Славы. Сталин сказал: «Победы не бывает без славы».

Право награждения орденом Славы III степени было предоставлено командирам дивизий и корпусов, что позволяло отличившемуся воину получить награду буквально в день совершения им подвига. Было установлено, что орденом Славы награждаются последовательно - сначала III, затем- II и I степенью. (Приложение 12)

За какие же подвиги награждают этим орденом? Так, воин мог получить его за то, что:

  • рискуя жизнью, спас в бою командира от угрожавшей ему опасности;

  • будучи ранен, после перевязки, снова вернулся в строй;

  • находясь в разведке, добыл ценные сведения о противнике и т.д. 

Как и орден Отечественной войны, орден Славы часто вручали прямо на позициях.

Пошивалов Иван Стефанович в звании рядовой в должности сапер 10 отдельного штурмового инженерно-саперного Брестского батальона 2 Штурмовой инженерно-саперной бригады РГК был награжден орденом Славы III степени фронтовым приказом № 192/ н от 04.06. 1945 года за проявленную смелость.

Будучи связным командира взвода старшего лейтенанта Каликина, точно выполнял его приказания. Держал связь с людьми, которые действовали мелкими группами на СУ (самоходных установках). 19 апреля 1945 года был тяжело ранен старший лейтенант Каликин. Пошивалов И.С., несмотря на сильный огонь противника, вынес его с поля боя и отправил в ближайший медсанбат. Наградной лист был подписан командиром батальона подполковником Троицким 25 апреля 1945 года. (Приложение13)





















Заключение.
Заканчивая работу по теме, я выполнила все поставленные задачи.

Мне повезло, что я не видела войны и живу в мирное время. Собирая материал для работы, я узнала много нового: об истории создания ордена Славы, о многих солдатах-героях и их подвигах. Кроме этого, я попыталась восстановить боевой путь моего далекого прадеда. Собирая материал, изучая его, я испытала непередаваемое чувство гордости за поколение наших дедов и прадедов. (Приложение14) Хочется верить в то, что если бы мне пришлось оказаться в подобной ситуации, я смогла бы выйти из неё также достойно.

В предисловии к книге «Позывные памяти 1941-1945», изданной в 2005 году, посвященной ветеранам, проживающим на территории Ненецкого округа, В. В. Путин написал, что наши ветераны - это люди старшего поколения. Всем уже за 70, а кому-то уже и за 80 лет. Это наши отцы, матери, наши дедушки и бабушки. Внимание к ним имеет огромное воспитательное значение. Не зря у нас говорят: как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам самим.

Свой рассказ о боевом ордене Славы III степени я хочу закончить стихотворением Николая Доризо «Песня ветеранов». 

Какие б песни мы ни пели,

Поем мы песни той войны.

Давно мы сняли с плеч шинели,

Но снятся нам все те же сны.

Нам, ветеранам, и доныне,

Доныне быть на той войне.

Война окончилась в Берлине,

Но не окончилась во мне.





Список источников информации


  1. Воспоминания родственников, фотографии, предметы из семейных архивов.
  2. Материалы школьного музея Боевой Славы.
  3. Интернет – ресурсы: Подвиг народа
  4. Интернет – ресурсы: Книга памяти Острогожского района.
  5. Интернет ресурсы: Мемориал
  6. «Викепедия РУ»


Литература


  1. Дуров В.А. Русские награды XVIII- начала XX веков. М. – Просвещение, 1997.

  2. Кузнецов А.А.Ордена и медали России.- Изд-во МГУ, 1985. –

  3. Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – М.: Современник, 1999.








11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!