Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Областной образовательный форум «Современное качество образования: курс на воспитание»
Час муниципалитета: эффективные практики.
« Эффективные приёмы, методы подготовки к ЕГЭ по обществознанию»
Магас М.С.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Жердевская СОШ»
2021
Основные проблемы подготовки к ЕГЭ по обществознанию: -большой объём необходимой информации; -большое количество учебных пособий по обществознанию, по подготовке ЕГЭ; -низкая мотивация учащихся, «случайность» выбора предмета; -практика «натаскивания»; -организация занятий с учениками разного уровня подготовки и т.д.
Подготовка к ЕГЭ проходит в несколько этапов.
1 этап- знакомство с Кодификатором и Спецификацией. Предлагаю план занятий. Рекомендую пособия по подготовке к ЕГЭ, называю ссылки на полезные сайты:
1. http://www.fipi.ru/ 2. http://reshuege.ru/ 3. http://neznaika.pro/
2 этап- лекции по всем блокам вопросов обществознания и истории .
3 этап- отработка основных понятий блока . Для этого составлены тематические таблицы основных понятий.
4 этап- отрабатываем алгоритм решения различных заданий , для этого готовлю памятки «Как работать с текстом», «Как написать эссе», «Методика составления сложного плана»; использую презентации-тренажёры для отработки навыков решения конкретных заданий.
5 этап- решение тематических тестов , которые включают в себя все формы заданий, содержащиеся в структуре КИМа, но ориентированные на конкретный блок вопросов. На этом этапе использую различные тестовые пособия, презентации-тренажёры, составляю тренировочные тематические тесты. Перед решением теста обязательно повторяем теорию темы, просматривая презентацию по данному блоку вопросов.
6 этап- решение демонстрационных и тренировочных тестов, идёт отработка навыков решения тестов экзамена. Решение тестов может быть индивидуальным и групповым .
Приоритетные технологии для подготовки к ЕГЭ
- Технологии личностно-ориентированного образования
- Технологии проблемного обучения
- Проектные технологии
- Технологии эффективной речевой деятельности
- Технологии блочно-модульного обучения
- Метод «шесть шляп мышления»
- Кейс-технология и др.
Интерактивные методы обучения- приемы, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
Он-лайн подготовка к ЕГЭ
- Имеется вся информация о ЕГЭ и ГиА
- Можно поработать с он-лайн тестами
- Просмотреть вебинары, видеоуроки
- Скачать различные демоверсии и рабочие варианты прошлых лет Сканкопии типовых заданий
- Часть предлагаемого – бесплатно.
Приёмы работы с понятиями:
- 1. Понятийный диктант (устно произношу определения, а дети записывают сами понятия). Данное упражнение позволяет тренировать умение детей в различении понятий;
- 2. Специальные «терминологические» тесты. Все вопросы в них – это значения терминов, а из двух – трех предложенных вариантов ответов учащийся должен выбрать правильный ответ.
- 3. «Четвертый лишний» (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три);
- 4. «Продолжи ряд» (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова);
- 5. «Подбери понятия к обобщающему слову» (ученик подбирает понятия к обобщающим словам).
- 6. Составляю по пройденным темам глоссарий, в котором есть определения, но нет терминов. Прошу заполнить имеющиеся пропуски.
Задание 1. Установите соответствие между понятиями и его признаками.
Предлагаются понятия:
А – реформа, Б – революция
Признаки:
1) разрушение основ существующего строя;
2) активное политическое действие народных масс;
3) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни;
4) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса;
5) сохранение фундаментальных основ существующего строя.
Задание 2. Выберите признаки понятия из списка.
Понятие: традиционное общество
Признаки:
1. развитие ресурсосберегающих технологий;
2. сословное деление общества;
3. появление массовой культуры;
4. низкая социальная мобильность;
5. преобладание коллективистических взглядов.
Задание 3 . Подберите термины к обобщающим понятиям.
а) избирательная система;
б) элементы политической системы;
в) типы политического лидерства;
г) виды партийных систем;
д) виды демократии.
.
Презентации к работе с заданиями части 2 ЕГЭ по обществознанию с методическими рекомендациями: Задание 25 Задание 26 Задание 27 Задание 28
Структура процесса обучения по кейс – технологии.
1.ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации – ученики учатся самостоятельно добывать информацию, ее обрабатывать, анализировать .
2.Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации.
3.Коллективное обсуждение вариантов решения - сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы.
Что может усилить и украсить эссе:
- Краткая информация об авторе высказываний (например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.)
- Имена его предшественников, последователей или научных противников.
- Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
- Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Алгоритм составления плана по теме:
1. Понятие, сущность …
2. Характерные черты (признаки):
а) б) в)
3. Важнейшие задачи, основные функции:
а) б) в)
4. Формы, типы, виды классификации:
а) б) в)
5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Пример 1. Приведенный ниже план является простым по форме. Преобразуйте его в сложный.
План по теме «Социализация личности»
1. Что такое социализация?;
2. Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности;
3. Первичная и вторичная социализация;
4. Институты (агенты) социализации;
5. СМИ как агенты социализации.
Пример 2. Задание: закончить написание плана-конспекта по теме «Право в системе социальных норм»
1.Понятие социальные нормы.
2. Виды социальных норм:
А) ритуалы
Б) мифы;
В) религиозные нормы;
Г) мораль;
Д) правовые нормы и т.д.;
3. Право- система обязательных правил поведения.
4. Основные признаки права:
А)…
Б)…
В)…
Г)…
5. …
Если тема, предложенная для составления плана многоаспектна…
необходимо определить /обозначить/:
I. Причинно-следственную связь между двумя явлениями /процессами/социальными институтами…(причины вмешательства государства в рыночную экономику)
II. Влияние (взаимовлияние) искомых явлений:
• Направления…(деятельности государства в экономике)
• Формы…(взаимодействия государства и права; государства и гражданского общества…)
• Пути…(решения глобальных проблем; решения социальных конфликтов)
• Характер…(отношений между обществом и природой, взаимодействия общества и государства…)
• Отличия…(права от других социальных норм, труда от игры, страты от класса, морали от права…)
• Функции одного в отношении другого…(государства в экономике; семьи как социального института)
• Роли одного (частного) в другом (общем)…(человека в решении проблем «общество-природа»; «антиинфляционной политики государства»; выборов в политическом процессе; социализации в жизни человека)
• Права и обязанности субъектов определенного социального института…(права и обязанности супругов, права и обязанности детей, права и обязанности участников судебного процесса…)
Мои контакты :
[email protected]
Тел.89537150812
МБОУ «Жердевская СОШ» [email protected]
- Список используемой литературы
- 1. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Издательство «Национальное образование», 2018.- 464с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
- 2. Обществознание: полный экспресс-репетитор/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012. - 734.
- 3. Сборник методических материалов по темам самообразования, по подготовке к государственной итоговой аттестации. – пос. Рассвет: Изд-во АДЕККК, 2017. – 60 с.
- Интернет – источники:
- 1. http:// lmb.sosh.ru
- 2. http://refoteka.ru/r-188450.html
- 3. https://cknow.ru/knowbase/ege/soc/
- 4. http://www.moi –universitet.ru/
- 5. https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/11/21/metodika-podgotovki-uchashchikhsya-k-ege-po
- 6. http://www.ege.ru
- 7. http://portfolio.1september.ru
- 8. https://www.metod-kopilka.ru/sistema-i-principi-podgotovki-uchaschihsya-k-ege-po-istorii-i-obschestvoznaniyu-60135.html