Муниципальный конкурс «Урок, который состоялся…»
Тема
«И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок».
Автор: Оникова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ р.п.Мишеронский»
Артикуляционная разминка
- В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
- У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Лексическое значение слова
Пруд - искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей. (Большой Энциклопедический словарь )
МОСКВА
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
Патриа́ршие пруды́ — общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в Центральном административном округе города Москвы.
ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ
В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы Скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна.
Рядом с памятником Крылову стоят весьма забавные стелы с барельефами на темы басен А.Крылова (скульптор Митлянский).
Лексическое значение слова
Барельеф – рельефное скульптурное изображение, выпуклая часть которого выступает над плоскостью не более чем на половину своего объема.
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский .
Портрет И. А. Крылова работы К. П. Брюллова
Крылатые слова
- « Да работала ль ты в лето?»
- «Так поди же, попляши!»
- «Сыр выпал- с ним была плутовка такова»
- «А вы, друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь»
- «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»
- « Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука.»
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
ВОРОНА И ЛИСИЦА
КВАРТЕТ
КУКУШКА И ПЕТУХ
ЛЕЬЕДЬ, ЩУКА И РАК
Жанровое своеобразие
Басня-
это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Мораль-
- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Аллегория-
иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Волк - злой человек, лиса - хитрый человек, ягненок - беззащитный человек.
Персонажи басен
Физкульминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Иллюстрации к басне
Волк и ягненок
Художник РСФСР Е. Рачёв .
- Художник РСФСР Е. Рачёв .
сила и слабость «Волк и ягненок» Волк: «..волк, ищущий приключений..», «…зверь, полный ярости…»; «…жестокий зверь» – Обращение волка к Ягненку: «…храбрый..» волк и ягненок = сила и слабость 4. Мораль Обращение Ягненка к волку: «…Сир», «Ваше Величество, пусть не гневается, пусть посмотрит, не могу замутить Вашу воду, как я мог» Обращение волка к Ягненку: «…негодный», «..щенок», «..наглец», «…нечистым рылом». Автор смеется над человеческой слабостью, которая боится противостоять силе открыто. 5. Вывод Обращение Ягненка к волку: «…Светлейший волк», «…Светлость, позволит, осмелюсь донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй, ах, в чем я виноват» Ж.Лафонтен, называя ягненка храбрым, иронизирует, храбрость ягненка проявляется только в том, что он может лишь лестью избежать смерти. Волк же до конца пытается оправдываться и скрывает свою личину, перекладывая вину за свой поступок на других: «Мне так сказали: мне надо отомстить» И.А. Крылов приходит к такому же выводу, но его волк более агрессивен, он злой разбойник с большой дороги, который очень силен и потому ему не приходится скрывать своих намерений. Персонаж И.А. Крылова не оправдывается и съедает ягненка лишь потому, что он становится ему неинтересен: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». " width="640"
Критерии анализа
1. Название
Ж. Лафонтен
«Волк и ягненок»
2. Смысл аллегории
И.А. Крылов
3. Языковые средства, характеризующие главных героев
волк и ягненок =сила и слабость
«Волк и ягненок»
Волк: «..волк, ищущий приключений..», «…зверь, полный ярости…»; «…жестокий зверь» – Обращение волка к Ягненку: «…храбрый..»
волк и ягненок = сила и слабость
4. Мораль
Обращение Ягненка к волку: «…Сир», «Ваше Величество, пусть не гневается, пусть посмотрит, не могу замутить Вашу воду, как я мог»
Обращение волка к Ягненку: «…негодный», «..щенок», «..наглец», «…нечистым рылом».
Автор смеется над человеческой слабостью, которая боится противостоять силе открыто.
5. Вывод
Обращение Ягненка к волку: «…Светлейший волк», «…Светлость, позволит, осмелюсь донесть, гневаться напрасно он изволит, помилуй, ах, в чем я виноват»
Ж.Лафонтен, называя ягненка храбрым, иронизирует, храбрость ягненка проявляется только в том, что он может лишь лестью избежать смерти. Волк же до конца пытается оправдываться и скрывает свою личину, перекладывая вину за свой поступок на других: «Мне так сказали: мне надо отомстить»
И.А. Крылов приходит к такому же выводу, но его волк более агрессивен, он злой разбойник с большой дороги, который очень силен и потому ему не приходится скрывать своих намерений.
Персонаж И.А. Крылова не оправдывается и съедает ягненка лишь потому, что он становится ему неинтересен: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сиквейн
- 1. Имя существительное.
- 2.Имя прилагательное + имя прилагательное.
- 3. Глагол + глагол + глагол
- 4.Небольшое предложение.
- 5.Слово, передающее ваше отношение к герою.
Домашнее задание
- Задание на выбор:
- 1. Сочинение-миниатюра « Как вы понимаете выражение «У сильного всегда бессильный виноват?»
- 2. Инсценируйте басню.
- 3. Выучить басню наизусть.
Ресурсы
- http://www.stihi.ru/avtor/basne
- http://www.sch1262.ru/krylov/me thod1.html
- http://loveki.ru/moscow/patriarshye/sculpture_krylov/
- http://galina-lukas.ru/article/318
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://img-2007-07.photosight.ru/03/2177404.jpg
- http://www.efremova.info/word/bareljef.html
- http://jandelafonten.ru/volk_i_yagnenok_2
- http://jandelafonten.ru/audiobasni/
- http://video.yandex.ru/users/wolenko1973/view/10/
- http://www.youtube.com/user/Ivanov602?feature=watch
- http://tonkonog.com.ua/content/svitova-literatura-6-klas
- http://festival.1september.ru/articles/571612/