СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика героев (по роману Гончарова "Обломов")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительная характеристика образов И.Обломова и А.Штольца (по роману Гончарова "Обломов")

Просмотр содержимого документа
«Обломов и Штольц: сравнительная характеристика героев (по роману Гончарова "Обломов")»

Тема: И. И. Обломов и А. И. Штольц

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. На предыдущем уроке мы узнали, что собой представляло детство Обломова. Сегодня мы познакомимся с еще одним героем романа – Андреем Ивановичем Штольцем, и сравним образы Штольца и Обломова. Запишем в тетрадях тему нашего урока.

Вокруг фигуры Штольца до сих пор идут споры. Одни литературоведы, критики считают, что образ Штольца не удался автору, что он получился идеальным, другие, наоборот, считают Штольца прототипом русского деятеля, который занимает активную жизненную позицию.

Ответ на эту проблему мы попытаемся найти немного позже, а сейчас давайте обратимся непосредственно к тексту произведения.

Детство очень важная пора в жизни человека. Как мы увидели на прошлом уроке, у Обломова всё начиналось именно с этого периода жизни. Вторая часть романа знакомит нас со Штольцем, с его детством.

Какое воспитание получил Штольц?

В детстве Андрей Штольц был бойким и шаловливым мальчиком. Отец не баловал маленького Андрюшу. Старик Штольц любил сына, но был с ним строг и холоден:  "...Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы..."  "...Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног..." 

Мать Штольца старалась воспитать Андрея как истинно русского дворянина. Она баловала сына и, как могла, смягчала строгость отца: "...Она его обмоет, переменит белье, платье, и Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком..."  "...Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю...".

Андрей Штольц получил трудовое, практическое воспитание: матери «не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец...".

Штольц был с детства приучен к труду: "...Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину...".

Еще в детстве Андрей начал получать свои первые деньги: отец платил ему за работу: "...он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге..." .

В результате Штольц вырос самостоятельным мальчиком. Уже в 14-15 лет он сам ездил по поручениям отца в город: "...Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах...».

Таким образом, Андрей Штольц получил «трудовое практическое воспитание». Он с самого детства привык помогать отцу в его делах.

Ребята, мы ведем разговор о воспитании героев. Здесь очень важны сцены покидания Обломовым и Штольцем своих деревень. Сначала посмотрим, как проходило прощание Штольца со своим отцом. Откроем 1 главу 2 части. Найдем абзац:

Андрей вспрыгнул на лошадь. У седла были привязаны две сумки: в одной лежал клеенчатый плащ и видны были толстые, подбитые гвоздями сапоги да несколько рубашек из верхлёвского полотна – вещи, купленные и взятые по настоянию отца; в другой лежал изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто, дюжина тонких рубашек и ботинки, заказанные в Москве, в память наставлений матери.

   – Ну! – сказал отец.

   – Ну! – сказал сын.

   – Все? – спросил отец.

   – Все! – отвечал сын.

   Они посмотрели друг на друга молча, как будто пронзали взглядом один другого насквозь.

   Между тем около собралась кучка любопытных соседей посмотреть, с разинутыми ртами, как управляющий отпустит сына на чужую сторону.

   Отец и сын пожали друг другу руки. Андрей поехал крупным шагом.

   – Каков щенок: ни слезинки! – говорили соседи. – Вон две вороны так и надседаются, каркают на заборе: накаркают они ему – погоди ужо!..

   – Да что ему вороны? Он на Ивана Купала по ночам в лесу один шатается: к ним, братцы, это не пристает. Русскому бы не сошло с рук!..

   – А старый-то нехристь хорош! – заметила одна мать. – Точно котенка выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!

   – Стой! Стой, Андрей! – закричал старик.

   Андрей остановил лошадь.

   – А! Заговорило, видно, ретивое! – сказали в толпе с одобрением.

   – Ну? – спросил Андрей.

   – Подпруга слаба, надо подтянуть.

   – Доеду до Шамшевки, сам поправлю. Время тратить нечего, надо засветло приехать.

   – Ну! – сказал, махнув рукой, отец.

   – Ну! – кивнув головой, повторил сын и, нагнувшись немного, только хотел пришпорить коня.

   – Ах вы, собаки, право собаки! Словно чужие! -- говорили соседи.

   Но вдруг в толпе раздался громкий плач: какая-то женщина не выдержала.

   – Батюшка ты, светик! – приговаривала она, утирая концом головного платка глаза. – Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя... Дай хоть я перекрещу тебя, красавец мой!..

   Андрей подъехал к ней, соскочил с лошади, обнял старуху, потом хотел было ехать – и вдруг заплакал, пока она крестила и целовала его. В ее горячих словах послышался ему будто голос матери, возник на минуту ее нежный образ.

   Он еще крепко обнял женщину, наскоро отер слезы и вскочил на лошадь. Он ударил ее по бокам и исчез в облаке пыли; за ним с двух сторон отчаянно бросились вдогонку три дворняжки и залились лаем.

  

Какой вывод мы можем сделать из данного эпизода?

Когда уезжает Штольц, отец даёт лишь пару наставлений по поводу денежных средств. Им даже нечего сказать друг другу в момент прощания. Он одинок. Ему приходиться рассчитывать только на самого себя.

Ребята, вспомните, а как провожали Оболомова из его деревни?

Обломов в жизни совершил только одно путешествие, на долгих, среди перин, ларцов, чемоданов, окороков, булок, всякой жареной и вареной скотины и птицы и в сопровождении нескольких слуг.

Чем воспитание Обломова отличается от воспитания Штольца?

Обломов с детства привык к лени, «барству», бездеятельности, а Штольц, наоборот, был приучен к труду, к тому, что всего в жизни нужно добиваться только своим трудом.

Почему такие совершенно разные люди как Обломов и Штольц стали друзьями?

Во время учебы в пансионе Штольц помогает ленивому Обломову с уроками: "...сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы...".

В результате Обломов и Штольц становятся друзьями на всю жизнь, несмотря на все свои различия: «Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности, если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей...".

Секрет долгой дружбы Штольца и Обломова заключается, во-первых, в том, что герои знакомы с детства. Вместе они проводят свои детские годы, и это обстоятельство крепко связывает героев: «...их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении...».

Во-вторых, многолетная дружба между Обломовым и Штольцем существует еще и потому, что герои сумели оценить достоинства друг друга. Штольц сумел разглядеть в Обломове его прекрасную, «хрустальную» душу. Обломов в свою очередь искренне ценит лучшие качества Штольца: «...а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.  Кто только случайно и умышленно заглядывал в эту светлую, детскую душу – будь он мрачен, зол, – он уже не мог отказать ему во взаимности или, если обстоятельства мешали сближению, то хоть в доброй и прочной памяти...».

Штольц горячо и крепко любит Обломова, несмотря на всю лень и апатию последнего: «...Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя...».

Безвольный и несамостоятельный Обломов знает, что Штольц придет к нему на помощь в любом затруднительном положении. Штольц как лучший друг заботится об Обломове, занимается его имением.

Чтобы лучше понять образы Штольца и Обломова мы будем заполнять таблицу, которую я сейчас вам раздам.

Итак, первая графа – имя. Значение имени героя играет большую роль для понимания его характера, потому что в имя автор закладывает всё то, что он хотел сказать о герое.

Итак, Илья Ильич Обломов. Как мы с вами знаем, многие литературоведы сравнивают Обломова со знаменитым русским богатырем – Ильей Муромцем, который «30 лет и 3 года лежал на печи». Обломов – это обломок чего-либо, это человек, который оторвался от жизни, который не может найти себе место в новом мире. Обломов, как скажет Штольц, «душа чистая и ясная, как стекло; благороден, нежен», но он не может заниматься делом, так как видит везде лицемерие и подлость. Итак, кратко отметим в табличках значение имени Обломова: (= Илья Муромец, «обломок»).

Штольц с немецкого дословно переводится как «гордый». Эту черту характера автор постоянно подчеркивает в своем герое. Имя героя с греческого переводится как «мужественный», «храбрый». Отметим это в таблице («гордость», «мужественный», «храбрый»).

Какую роль играет в характеристике Штольца портрет?

«...Андрюша детскими зелененькими глазками своими смотрел вдруг в три или четыре разные сферы...» «...глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные...» У Андрея Штольца смугловатый цвет лица: «...цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца...».

«...Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет...».

Штольц - худощавый, мускулистый, стройный мужчина: «...Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости...», «...в организме нет у него ничего лишнего...».

У Штольца крепкое тело: «...У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела...».

Штольц не делает лишних движений: «...Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно...».

Таким образом, Гончаров рисует портрет деятельного человека, которому некогда лежать на диване. Обратите внимание на следующую деталь: «ни признака жировой округлости».

Давайте отметим небольшую характеристику портрета Штольца в таблице: «Он весь состоял из костей, мускулов и нервов».


Ребята, вспомните, а какая главная отличительная черта дана автором в портрете Обломова?


(«Обломов как-то обрюзг не по летам… Он казался слишком изнеженным для мужчины». Давайте зафиксируем это в таблице).


А какое социальное положение занимают герои в обществе? Как оно отразилось на характере героев?

Обломов по социальному положению – барин (отметим в таблицах). Он привык, что за него всё делают крепостные. Влияние крепостного права было губительно для личности Обломова, оно привило ему такие черты, как леность, апатичность, отсутствие желания делать всё самостоятельно.

Штольц – представитель нового класса буржуазии (в таблицу). Он привык сам пробивать себе дорогу в жизни. Гончаров в его образе пытается создать образ нового человека, который будет способен разбудить Россию от векового сна Здесь мы находим еще одно противопоставление: Обломов – это русская душа, с патриархальным укладом жизни, тогда как Штольц олицетворяет собой Запад с его прогрессивными взглядами на жизнь.


Назовите отличительные черты характера Обломова, Штольца?

Обломов не знал трудностей, ленив, много думает и мало делает, апатичный и вялый, мягкий, добрый, робкий, несамолюбивый, бессильный, слабый, утомленный, мечтатель, живет без цели, не любит новые знакомства и путешествия.

Штольц пережил трудные времена, трудолюбивый, думает в меру и действует, бодрый, твердость характера, уверенный в себе, самолюбивый, сильная личность, отважный, легко знакомится с новыми людьми, боится мечтать, целеустремленный, много путешествует, деятельный.

Давайте отметим в табличках: отличительными чертами характера Обломова являются паралич воли и беспробудная лень; отличительные черты характера Штольца: непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии.


А каковы жизненные идеалы героев?

Для Обломова важен покой – идиллия, жизнь без забот. В его будущей жизни, которую он рисует Штольцу, все счастливы.

Для Штольца важен труд, деятельность, которая приносит пользу.

Отметим в таблице: идеал жизни Обломова заключается в безмятежном покое, для Штольца труд – образ, содержание, стихия и цель жизни.


Итак, ребята, каков итог жизненного пути двух героев?

Обломов говорит: «Жизнь моя началась с угасания. Странно, а это так! С первой минуты, когда я осознал себя, я почувствовал, что уже гасну!». Мы видим, что Обломов не достигает ничего в своей жизни. Он теряет любовь Ольги Ильинской. Переезжает жить на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной.

Штольц в конце романа, как мы видим, женится на Ольге, берёт на воспитание сына Обломова Андрея.

Давайте кратко отметим в таблицах жизненный итог героев. В колонку об Обломове напишем: постепенное угасание – апоплексический удар. В колонку о Штольце: женится на Ольге Ильинской, берет на воспитание сына Обломова.


Какой основной приём лежит при создании образов Штольца и Обломова?

Антитеза.

Давайте попробуем сделать общий вывод по образам героев, опираясь на получившуюся таблицу.

Гончаров на примере образов двух главных героев показывает два типа характера, которые имели место быть в русской действительности. Первый – это бездеятельный, ни к чему не стремящийся в жизни Обломов, второй – напротив, деятельный, любящий труд Штольц.

Итак, вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока: «Кто же Штольц – делец, без души и совести или новый тип, которому присущи и какие-то положительные качества?

Чехов в 1889 писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…». Поделитесь своими мыслями по поводу данного высказывания писателя.

Штольц обладает не только привлекательными чертами, но и слабостями.

Привлекательные черты: он трудолюбив, необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей деятельностью, энергией, силой, сдержанностью. Штольц за просвещение.

Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты.

В том числе в нём нашли отражение и определенные тенденции русской жизни – стремление к личной независимости, свободе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!