МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»
Выступление на МО классных руководителей
«Формы и методы работы классного руководителя
с обучающимися по формированию
здорового образа жизни »
(обмен опытом)
Подготовила : классный руководитель 5 класса
Капустина В.И.
Ноябрь 2020г
Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все ничто.
Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса - все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате отмечают неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Формирующийся образ жизни молодого человека – явление чрезвычайно сложное. Это процесс, который совершается на наших глазах сегодня и сориентирован в завтрашний день.
Много сложных задач приходится решать молодому человеку на пороге взрослой жизни. Но иначе не может быть.
В последние десятилетия жизнь старшеклассников заметно усложнилась. Возрастают требования к человеку, его ответственности, растет цена ошибок. Тяжелее становятся последствия необдуманного поступка. Следовательно, надо предупредить запоздалые раскаяния и досаду на себя. Поэтому моя роль как классного руководителя состоит в том, чтобы предупредить, оказать своевременную помощь, дать необходимые ориентиры на этом нелегком пути взросления.
Целью моей работы является воспитание человека готового и способного к позитивному изменению, умеющему контролировать себя, человека, который осознает необходимость ЗОЖ, испытывает устойчивое стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи, которые ставлю перед собой:
- информировать учащихся о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства, курения, наркомании, токсикомании);
-научить противостоять вредным привычкам;
-воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
-воспитывать стремление к физическому здоровью и физическому совершенству;
-воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни;
-создать в классе культ здоровья и здорового образа жизни;
-информировать учащихся о принципах здорового питания;
-вовлекать родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.
Чтобы максимально реализовать педагогические возможности относительно данной проблемы, воспитательные средства должны быть взаимосвязаны и упорядочены.
Для изучения проблемы склонности к проявлению вредных привычек в своем классном коллективе провожу анкетирование.
Вместе с ребятами готовлю блок тематических классных часов по проблеме ЗОЖ, с использованием таких приемов, как «Мозговой штурм», составление ассоциограмм, обсуждение пословиц, синквейн, составление ассоциативных связей.
Дети участвуют в конкурсах плакатов, рисунков. Проводятся видео – классные часы, снимают видеоролики.
В воспитании здорового образа жизни не должно быть постоянных, бесконечных, нудных лекций, которые ведут к отторжению информации. Они должны быть заменены современными и интересными приемами, которые смогут заинтересовать ребенка. Дать возможность ему самому говорить, выражать свое видение проблемы.
С целью воспитания критического отношения к вредным привычкам использую технологию развития критического мышления и технологию групповой дискуссии.
Интересны и полезны приемы «Анализ ситуации», «Граффити».
Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.
Дети активно участвуют в различных спортивных мероприятиях.
В результате моей работы по формированию ЗОЖ ни один ребенок не курит, не стоит на внутришкольном учете и на учете в детской комнате милиции. Нет нареканий ни со стороны администрации школы, ни со стороны правоохранительных органов.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:
- сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся
1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Организация работы с комплексом физкультминуток для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
- влажная уборка,
- расписание уроков,
- создание интерьера класса
4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9. Составление вставки книг по вопросам здоровья.
10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков.
12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13. Консультирование родителей.
14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.
16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы.
17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Примерная тематика родительских собраний, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся
1. Детский травматизм на дорогах.
2. За здоровый образ жизни.
3. Психологическая поддержка младших школьников.
Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
1. Беседа «В здоровом теле здоровый дух»
2. Беседа «Осторожно на дорогах!»
3. Классный час «Мои увлечения»
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.