Просмотр содержимого документа
«Обновление содержания и технологий образовательной деятельности в группах детей раннего и дошкольного возраста в соответствие с ФОП ДО»
Обновление содержания и технологий образовательной деятельности в группах детей раннего и дошкольного возраста в соответствие с ФОП ДО
Симакова Неля Михайловна
старший воспитатель
МБДОУ «Ясли-сад № 402 г. Донецка »
Приказ Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 “Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования”
Федеральная образовательная программа дошкольного образования полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
Новое во всём содержательном разделе:
- - чёткое разделение по возрастам задач и содержанию работы педагога;
- - задачи не дублируются;
- - каждая образовательная область разделена на структурные части (от 4 до 6 частей);
- -в содержательном разделе появилось много материла, направленного на развитие эмоционального и социального интеллекта.
Социально-коммуникативное развитие:
- Развитие эмоционального интеллекта, освоение навыков культуры общения и поведения, формирование опыта социального взаимодействия.
- С трех лет вводится новый подраздел "Формирование основ гражданственности и патриотизма", содержание работы направлено на усвоение духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения через формирование представлений о малой родине и стране в целом, достижениях в области отечественной науки, культуры, спорта, волонтерской деятельности.
- Актуальным и новым является формирование основ элементарных экономических представлений в старшем дошкольном возрасте, что способствует воспитанию ответственности и бережливости, уважения к труду.
- В возрастной категории от трех до четырех лет добавляется подраздел "Формирование основ безопасного поведения" в быту, природе, социуме, сети Интернет.
Познавательное развитие
- "Сенсорные эталоны и познавательные действия", начиная со старшего дошкольного возраста, уделяется особое внимание исследовательской активности и предусмотрено ознакомление с цифровыми средствами познания
- "Математическое развитие" базируется на традиционном для отечественного дошкольного образования содержании, учитывающем возрастные особенности детей и направленном на амплификацию детского развития.
- "Окружающий мир", предусматривает формирование представлений ребенка о себе, семье, предметном мире, явлениях общественной жизни, исторических событиях в стране, инфраструктуре города, села, традициях народов нашей страны.
- "Природа" предусмотрено формирование целостных представлений об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и разных природных зон, где в старшем дошкольным возрасте они рассматриваются во взаимосвязи со средой обитания. В подготовительной к школе группе делается акцент на понимании взаимосвязи человека и природы, его роли и деятельности в природной среде, профессиях, связанных с природой и ее охраной.
Речевое развитие
- В образовательной области "Речевое развитие" содержание представлено подразделами в соответствии с отечественной классической методикой развития речи
- Конкретизация подраздела "Подготовка детей к обучению грамоте", обозначены расширения средств речевого развития, включая информационно-коммуникационные технологии.
Художественно-эстетическое развитие
- Предусматривается ознакомление детей с разными видами и жанрами изобразительного, музыкального искусства, средствами выразительности, конкретно указаны технические умения для их освоения, которые усложняются с возрастом.
- Особое внимание уделяется развитию творчества, импровизации и самостоятельности детей, ознакомлению с театром и театральной культурой, делается акцент на формировании интереса к музыке, живописи, архитектуре, народному искусству.
- Отдельно выделены разделы «Театрализованная деятельность», «Культурно-досуговая деятельность»
Физическое развитие
- Более детально прописаны физические упражнения.
- Традиционно выделяется обучение детей спортивным упражнениям, в качестве активного отдыха предлагаются туристские прогулки и экскурсии, которые являются средством оздоровления, активизации двигательной деятельности, ознакомления с природой родного края, формирования нравственно-волевых качеств, и которые организуются в зависимости от наличия необходимых для этого условий, оборудования, региональных и климатических особенностей.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни, формирование необходимых для этого представлений о факторах, влияющих на здоровье, воспитанию осознанного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, интереса к физкультуре и спорту, усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
«Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»
Б.Т.Лихачёв
Современные педагогические технологии
- Здровьесберегающие технологии
- Технология проектной деятельности
- Технология исследовательской деятельности
- Технология ТРИЗ
- Личностно-ориентированная технология
- Цифровые технологии
- Игровая технология
- Технология интегрированного занятия
- Технология проблемного обучения
- Технология «Портфолио дошкольника»
- Технология «Создание предметно-развивающей среды»
- Технология «Социальные акции»
- И ДР.
Виды здоровьесберегающих технологий
- Медико-профилактические
- Физкультурно-оздоровительные
- Технология психолого-педагогического сопровождения
- Технологи обучения здоровому образу жизни
- Педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды
Технология проектной деятельности
- Проектирование или планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.)
Исследовательская деятельность методы и приёмы
- Постановка вопроса
- Рассматривание иллюстраций
- Дидактическая игра
- Сказки, загадки, рассказы
- Фиксация результатов
- Эвристические беседы
- Моделирование
- Трудовые поручения
- Наблюдения
- Работы с родителями
- Опыты и эксперименты
Технология ТРИЗ используется
- Кружковая работа
- Праздники
- Вечера развлечений
- Физминутки
- Индивидуальная работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
- Занятия по всем образовательным областям
Личностно-ориентированные технологии формы организации
- Игры, занятия, спортивные досуги
- Беседы, наблюдения
- Упражнения, гимнастика, массаж
- Тренинги, этюды, образно-ролевые игры
- Конкурсы и выставки детского творчества
Цифровые технологии
- Видеокамера
- Проектор
- Телевизор
- Фотоаппарат
- Принтер
- Сканер
- Мультимедийная установка
- Компьютер
- Видеомагнитофон
- Интерактивная доска
Игровые технологии виды
- Сюжетно-ролевые
- Кроссворды
- Игры-викторины
- Дидактические
- Упражнения
- Словарные дидактические игры
- Интеллектуальные
- Виртуальные экскурсии
Технология интегрированного занятия педагогические возможности
- Формирование в единстве знаний и умений
- Коммуникативность умений
- Повышение интереса к обучения
- Снятие напряжения, страха, неуверенности
Технология проблемного обучения этапы
- Постановка проблемы
- Актуализация знаний
- Выдвижение гипотез, предположений
- Проверка решения
- Введение в систему знаний
Технология «Портфолио»
- Портфолио – «копилка» личных достижений ребёнка дошкольного возраста в различных видах деятельности
- Портфолио – способ активизации самопознания ребёнка
- Портфолио – способ фиксации индивидуальных достижений дошкольника
Технология создания предметно-развивающей среды функции
- Информативность среды. Является средством передачи социального опыта (поскольку всякий предмет несет в себе определенные сведения об окружающем мире).
- Расширение «технического кругозора» дошкольников окружающими предметами (О.В.Артамонова), обеспечивающими художественное восприятие, открывающими мир музыки и искусства.
- Мир предметного окружения как источник познания внутреннего мира взрослого, его личностных и деловых качеств.
- Предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоциональный мир ребенка, побуждает его к деятельности и ставит в активную познавательную позицию.
Технология «Социальные акции» классификация
- Исследовательские (проведение опроса разных групп населения)
- Благотворительные (сбор вещей, книг и прочего для передачи их целевой группе)
- Социально-педагогические (влияющие на изменение сознания, поведения, отношения определённой категории населения к чему-либо)-патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, её истории: прошлому и настоящему
- Социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к национальной культуре – своей и другой)
- Трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально-значимой трудовой деятельностью)
«Заниматься нужно тем, к чему вы относитесь с энтузиазмом. В противном случае вам никогда не хватит сил, чтобы довести дело до конца» (С. Джобс)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!