СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обновление методической поддержки образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возникновение и развитие социально-образовательных инициатив, вызванных стремлением модернизировать образовательную реальность, требует преобразований в организации и содержании методического обеспечения функционирования образовательной системы на всех ее уровнях.

В соответствии с этими требованиями работа школьной методической службы требует новых подходов к организации её деятельности, поскольку инновационное методическое сопровождение современного образования невозможно без качественной работы методических служб.  Основной задачей методической службы является проведение в жизнь инициатив государства, новых программ, связанных с модернизацией общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Обновление методической поддержки образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОЛЬШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


346064, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Большинка, ул. Башмакова И.В., 1-а


Докладчик: заместитель директора по УВР С.И. Попова



Обновление методической поддержки образовательного процесса

на основе информационно-коммуникационных технологий



Возникновение и развитие социально-образовательных инициатив, вызванных стремлением модернизировать образовательную реальность, требует преобразований в организации и содержании методического обеспечения функционирования образовательной системы на всех ее уровнях.

В соответствии с этими требованиями работа школьной методической службы требует новых подходов к организации её деятельности, поскольку инновационное методическое сопровождение современного образования невозможно без качественной работы методических служб. 
Основной задачей методической службы является проведение в жизнь инициатив государства, новых программ, связанных с модернизацией общего образования.

Такие проблемы современного образования как повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь» сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Вовлечение учителей в процесс информатизации школы идет не такими быстрыми темпами, как растет уровень требований к профессиональной компетентности и квалификации педагогического коллектива.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.


Информационно-коммуникативные технологии выступают как инструмент для эффективной работы с информацией, которые могут обеспечить:

-доступ к глобальным ресурсам сети Интернет;

-функционирование систем автоматизации управления деятельности;

-применение электронных средств образовательного назначения, реализованных на базе технологий обработки аудиовизуальной информации и информационного взаимодействия.

Позволяют учителю-предметнику активно использовать в своей профессиональной деятельности:

-навыки работы с информацией, представленной в электронном виде;

-знания и умения использования рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

-умения размещать информацию в сети Интернет;

-навыки организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;

-умения организовывать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

-навыки использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Качество и применимость информационных продуктов зависит как от знания возможностей информационных и коммуникационных технологий, так и от знания педагогических технологий. Поэтому основной из задач внедрения ИКТ в образование является формирование технологической компетентности преподавателя.

Необходимо научить преподавателей использовать технологии для эффективного обучения, повысить уровень подготовки в области умения педагогически грамотно создавать и применять новые образовательные технологии с использованием ИКТ.


Методической службой нашей школы была определена цель инновационной деятельности с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий.

Для реализации цели наметили задачи:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса;

  • расширение использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе;

  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

Для формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования нами были проведены организационно-педагогические мероприятия для изучения и внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов затрудняют формирование у них информационно-компьютерной компетентности. В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:

  • диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы);

  • индивидуального собеседования;

  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены 2 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-коммуникативных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в образовательном процессе.

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – низкая) – информационно-коммуникативные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их образовательный процесс.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

Для групп 1 и 2 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-коммуникативных технологий, внедрение их в образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Работа велась по двум направлениям.

Одно из направлений работы использования ИКТ – это оформление основной документации в электронном формате:

-составление перспективного тематического планирования по разделам реализуемой программы;

-создание информационного банка;

-создание методических копилок («Работа с родителями», «Разработки сценариев и развлечений»).

Умение использовать в своей работе ИКТ обеспечивает педагогу возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к данной информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов.

На втором этапе педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

В настоящее время в системе обучения наибольший интерес представляют следующие педагогические технологии, использующие специфические особенности информационно-коммуникативных технологий:

  • технология формирования критического мышления

  • метод проектов

  • индивидуальное и дифференцированное обучение

  • интерактивные технологии.

Практика работы показывает, что особые затруднения испытывают педагоги при проектировании педагогической деятельности, продуктов инновационной деятельности. Это еще раз доказывает низкий уровень владения педагогами проектировочными навыками и умениями.

Для их формирования в 2011-2012 году методической службой школы были спланированы проблемные и проблемно-проектные педагогические советы, разработан локальный акт «Положение о конкурсе школьных проектов», критерии оценивания проектов, составлены рекомендации по применению метода проектов, проведен Фестиваль школьных проектов. Участие в таких мероприятиях помогает педагогам определить основание для проектирования того или иного продукта инновационной деятельности, выделить цели и задачи, ожидаемые результаты применения данного продукта. В ходе работы на проблемно - проектном педсовете педагоги овладевают методикой выбора задач для развития тех или иных возможностей ребенка, методов, форм и средств обучения, эффективно влияющих на процесс его развития.

Проводимая с 2008 года методическая работа по направлению внедрения современных педагогических технологий в практику работы учителя способствовала формированию интереса педагогического коллектива к данным технологиям, желанию апробировать их в своей педагогической практике. Так за 2008-2012 год учителями были проведены уроки с использованием технологий формирования критического мышления, информационно-коммуникативных и проектных технологий. Все уроки сопровождались презентациями, подготовленными учителями самостоятельно.

С целью продвижения информационных технологий в ОУ в основу системы методической службы положены обучающие формы её организации:

  • Мастер-класс. Используя цифровые образовательные ресурсы, педагоги создавали фотосессии детской деятельности, фрагментов занятий. Созданный материал педагоги используют при обобщении и распространении педагогического опыта.

  • Такая форма, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-коммуникативными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, так как педагог группы 2 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

  • Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. Описание передового педагогического опыта (ППО) в электронном виде дает возможность в полной мере представить все его составляющие, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Оформление ППО в электронном виде позволяет включить в пакет такие материалы, которые невозможно  поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – и видеофрагменты и т.д. При таком подходе значительно снижаются экономические затраты на публикации текстовых материалов больших объемов, цветных иллюстраций и фотографий.

Кроме перечисленных преимуществ, представление ППО в электронном виде, например, в форме web – страниц или web – сайта, позволяет повысить эффективность восприятия материала за счет максимальной наглядности и удобного ее структурирования. При таком оформлении материалов педагог не ограничен в объеме разрешаемого материала, а значит, что он имеет возможность подробно и ярко проиллюстрировать процесс практического использования своего опыта и его результаты. Имеют web-сайт учитель географии Божко В.А. и web – страницы – Шевченко Н.Н., Попова С.И., Бухтаева Л.В., Казаркина Т.С., Молчанова Н.Ю.

В условиях модернизации образования одним из основных требований к профессиональной деятельности педагога является его профессиональная компетентность. Кроме использования ИКТ в образовательной деятельности, учитель с успехом может их применять для организации педагогического общения с коллегами в плане обмена опытом, совместного ведения педагогических исследований.

  • Тематические семинары по вопросам информатизации проводятся учителем информатики. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: «Создание мультимедийных презентаций (Power Point)», «Создание слайда с диаграммой и таблицей», «Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации», «Сеть Интернет», «Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office», «Подготовка открытки. Подготовка буклета и печать», «Электронная почта».

  • Участие в Интернет-сообществах «Openclass», «Proshkolu.ru»: общение в блогах.

  • Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому мы активизировали постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются наставничество.


В методической работе нашей школы мультимедийные презентации используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют ИКТ в учебном процессе в различных формах:

  • используют электронные учебники на уроке и вне урока,

  • используют тренажеры,

  • создают собственные презентации к урокам, электронные тесты,

  • разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете,

  • используют в своей деятельности современные педагогические технологии,

  • постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей,

  • подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет,

  • в электронном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся); качество обученности и качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных таблиц – Microsoft Excel,

  • многие учителя  используют  информационные технологии  для обобщения своего опыта, создают портфолио, в т.ч и электронное (имеют электронное портфолио учителя Беспалова Е.А., Божко В.А., Попова С.И.).

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются:

  • переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества;

  • повышение уровня самооценки учителей;

  • улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире.


Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов.


Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видеоподдержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!