Учебное занятие по информатике
Класс 7
Тема: Обобщающее повторение
по теме «Основные алгоритмические конструкции»
Цель урока:
— повторение и систематизация теоретических знаний по теме «Основные алгоритмические конструкции»;
Задачи личностного развития:
1) создать условия для развития логического и алгоритмического мышления учащихся при выполнении заданий по составлению программ;
2) содействовать развитию умений анализировать, сравнивать и делать выводы;
3) создать условия для развития умений работать в команде при выполнении заданий урока.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
Объявить учащимся, что на данном уроке им предстоит повторить и обобщить знания по теме «Основные алгоритмические конструкции».
Совместно с учащимися сформулировать цель урока: успешно выполнить задания урока и подготовиться к контрольной работе.
Класс делится на три команды. Из гостей выбираем жюри. Членам жюри выдаётся карточка с таблицей критериев оценки работы на уроке.
Задание | Максимальный балл | Команда _________ | Команда _________ | Команда _________ |
Тест | 3 | | | |
«Домино» | 2 | | | |
«Составь понятие» | 2 | | | |
«Я — художник» | 2 | | | |
«Организация вычислений» | | | | |
«Я — компьютер» | 2 | | | |
«Значение выражения» | 2 | | | |
Итого | | | |
2. Организационно-познавательный этап
1. Проверка домашнего задания
Выполните тест:
Укажите, какая из арифметических операций используется для вычиления остатка от деления:
а) /; б) div; в) –; г) mod.
Запишите арифметические операции, которые можно выполнять над переменными целого типа: ____, ____, ____, ____, ____.
Установите соответствие:
Арифметическое выражение | Результат |
1 | 123 div 30 | А | 3 |
2 | 31 div 5 | Б | 7 |
3 | 31 mod 7 | В | 4 |
4 | 98761 mod 10 | Г | 5 |
5 | 77 div 11 | Д | 6 |
6 | 77 mod 9 | Е | 1 |
Ответы впишите в бланк ответов.
4. Этап оперирования знаниями, умениями и навыками при выполнении заданий
— Начинаем нашу игру!
Задание «Домино» (Составь пару в LearningApps https://learningapps.org/display?v=p9232wd8k20 )
Команда цикла с параметром | Подключение исполнителя Робот |
uses Robot | Вызов готового задания с обстановкой |
Task('a3') | Закрашивание текущей ячейки |
Paint | Перемещение Робота на 1 клетку вниз |
Down | Условие истинное, если снизу от Робота свободно |
FreeFromDown | Условие истинное, если сверху от Робота стена |
WallFromUp | Условие истинное, если клетка, в которой находится Робот, закрашена |
CelllsPainted | if условие then команда 1 else команда 2; |
Команда ветвления | while условие do тело цикла; |
Команда цикла с предусловием | for i:= N1 to N2 do тело цикла |
2. Задание «Составь понятие» (Установите соответствие в LearningApps).
Используя предложенный набор слов, необходимо составить определения понятий. Набор слов учащимся предложить на карточках:
а) алгоритмическая конструкция «цикл с предусловием».
(https://learningapps.org/display?v=pmfi5jxqj20 )
Слова на карточках, котором, способ, цикла, при, истинности, количество, команд, выполнений, тела, цикла, организации, от, условия, или, ложности, цикла, зависит;
б) алгоритмическая конструкция «цикл с параметром».
(https://learningapps.org/display?v=pvxj3tava20 )
Слова на карточках, количество, организации, цикла, и, способ, при, повторов, котором, от, зависит, цикла, конечного, параметра, значений, начального.
3. Задание «Я — художник» (выполняется на компьютере).
Создать поле размером 7x7 клеток. Начальное положение Робота — центр поля. Нужно составить программу создания следующего изображения.
4. Физкультминутка
Метод «Поменяться местами». Нужно поменяться местами тем учащимся (внутри команды), которые положительно отвечают на утверждения:
— у вас обувь черного цвета;
— вы любите мёд;
— вы добирались до школы пешком;
— вы легли спать в три часа ночи;
— вы добирались до школы на общественном транспорте;
— вы пили на завтрак кофе;
— вы готовы к контрольной работе.
Задание «Организация вычислений» Заполните пропуски в LearningApps).
(https://learningapps.org/display?v=pq5ove66520 )
program krug;
var
r, pi, c, s: real;
begin
write ('Введите r =');
read (r)
pi:= 3.14;
c:= 2 * pi * r;
s:= pi * r * r;
writeln ('Длина окружности =', c);
writeln ('Площадь круга =', s);
end.
6. Задание «Я — компьютер» Что получится в результате выполнения программы?
-
а) Program z3;
Var a, b, c: integer;
d: real;
begin
b:=3;
a:=10;
c:=a*b;
writeln ('a*b равно ', c);
d:=c div 7;
writeln (d);
end.
б) Program z4;
Var a, b, c: integer;
d: real;
begin
b:=3;
a:=10;
c:=a*(b-1);
writeln ('a*(b-1) равно ', c);
d:=sqr (c);
writeln (d);
end.
Ответ напишите на бланке выполнения заданий.
7. Задание «Значение выражения» (Если есть время)
Упражнение 1 (3) (с. 101, учебное пособие).
5. Контрольно-оценочный этап.
1. Подведение итогов
При подведении итогов предложить жюри подсчитать общее количество баллов за выполненные задания. Оценить работу учащихся согласно набранным баллам.
2. Информация о домашнем задании
Повторить материал § 8—16. Для успешного повторения предложить учащимся таблицу.
3. Рефлексия
Предложить учащимся сформулировать:
— два пожелания на будущее: при выполнении контрольной работы на следующем уроке и при изучении языка программирования в дальнейшем.