Обобщающий урок биологии в 7классе " Типы червей"

Категория: Биология

Обобщающий урок после изучения всех типов червей в 7классе

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок биологии в 7классе " Типы червей"»

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе

повторительно-обобщающий урок «Типы червей»

учитель биологии

Исаева Зубайжат Зайнулаевна, МКОУ СОШ№9, г.Кизилюрта


1. Организационный момент.

Тема: Обобщающее повторение по теме: «Типы червей»
 Цель урока: Обобщить и проверить знания по темам «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» 
 Задачи:
1. обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания;
2. Развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд; 
3. способствовать санитарно- гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся. Создать условия для обеспечения здоровьесбережения на уроке
Оборудование – ПК, мультимедиапроектор, экран, программа презентаций PowerPoint, таблицы по теме.
Методы:
• Словесный – беседа, сообщения учащихся.
• Наглядный – демонстрация презентации, прохождение тестирования 
• Практический – работа с таблицами, карточками.
Форма проведения: урок – игра

Организация урока: групповая, работа в парах, индивидуальная работа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
а) приветствие
б) фиксирование присутствующих
в) знакомство с целями и формой проведения урока
2. Обобщение и закрепление темы
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке речь пойдет о червях, мы закончили изучение тем «Плоские черви», «Круглые черви», «Кольчатые черви» и сегодня отправляемся в итоговое путешествие в Королевство Червей. Используя свои знания, быстроту, сообразительность, вы должны выполнить все задания, встретившиеся на пути. При путешествии вам необходимо преодолеть множество препятствий и побывать в:

1. Плоскограде;

2. Круглограде

3. Кольчеграде

Задание 1. Как известно, путешествию всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому сейчас мы проверим свою готовность к путешествию - проверим и закрепим наши знания о червях. Перед вами три рюкзака, в каждый рюкзак необходимо положить признаки. За каждый правильный ответ можно заработать 1 балл /максимальное количество баллов- 9.

планария (тип плоские черви, класс ресничные),1

цепень (тип плоские черви, класс ленточные или цестоды),1

аскарида (тип круглые черви, класс нематоды),2

острица (тип круглые черви, класс нематоды),2

пескожил (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),3

трубочник (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),3

многоглазка (тип плоские черви, класс ресничные).1

ремнец (тип плоские черви, класс ленточные),2

пиявка (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),3

Задание 2

Чтобы попасть в Плоскоград мы должны правильно проложить маршрут. Рисунки перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке.

Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

4

3

1

2




5


6




Ответ: Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 6. Циста

Задание 3. Нам необходимо перейти речку Незнайку, перед нами мостик, где не все дощечки скреплены, вы должны их угадать, иначе провалитесь в реку.

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Планарии – хищники
3. Все плоские черви имеют хорошо развитую нервную систему

4. Плоские черви имеют вытянутое и уплощенное тело
5 Основным хозяином бычьего цепня является человек
6. Сосальщики имеют длинное членистое тело
7. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой.

Ответы: 2,4,5,8

Поздравляю всех, кто удачно перешел реку Незнайку

Теперь немного отдохнем, первый привал

Физкультминутка

Пальцы крепко мы сожмём, а потом их разожмём.

Глаза крепко мы зажмурим, а потом откроем.

Вдох глубокий, выдох быстрый.

Будет в наших лёгких чисто.

Задание 4.  Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название животного (червя), его органа, и дать понятие терминам. Разгадывание анаграмм .

а) адирпаопи б) ингруид в) митогелольияг г) ирадааски

Ответы: параподии, гирудин, гельмитология, аскарида

1. Органы передвижения кольчатых червей. (Параподии

2. Белок препятствующий свёртыванию крови содержится в слюне пиявок. (Гирудин)

3. Наука о паразитических червях (Гельминтология) 4. Представитель паразитических червей, цикл развития которого происходит без смены хозяев. (Аскарида)

«Кто есть кто?» Угадайте ребус

Круглый паразитический червь(аскарида)


А какому типу червей относится Аскарида?( Тип Круглые черви)

Вперед, друзья впереди нас ждет Круглоград!

Задание 5.  Давайте вспомним, что мы знаем о жителях Круглограда. Заполните таблицу, за каждый правильный ответ 1 балл

Тип Круглые Черви

1. Представители

Человеческая аскарида, острица

2. Симметрия

Двусторонняя

3. Численность

1 млн. видов

4. Кожно-мускульный мешок

Продольные мышцы

5. Пищеварительная система

Рот – глотка –кишечник -анальное отверстие

6. Кровеносная и дыхательная системы

Отсутствует

7. Нервная система

Отсутствует

8. Выделительная система

Через жидкости тела

9. Половая система

Раздельнополые, до 200 тыс. яиц в день

10. Среда обитания

Паразиты


Задание 6.  А сейчас мы решим несколько биологических задач:


1.В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого в организме солитеры? Объясните почему?
Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов. ( 2балла)

2.Эта болезнь, встречающаяся в тропическом поясе, приводит к изменению формы и объема органов. В большинстве случаев отмечается поражение ног, но известны и другие случаи заболевания (в частности отек мошонки). Передается с укусами комаров. Развивается паразит в лимфатических протоках.

Как называется болезнь, и каким паразитом вызывается? (Слоновая болезнь, Тип Круглые черви, Филярии)(2балла)

3. Назовите меры борьбы с паразитическими червями и профилактики заражения ими(6баллов)
1.Острица
2.Печеночный сосальщик

3.Бычий цепень
4.Человеческая аскарида
Меры:
1. Нельзя есть сырое, плохо проваренное или плохо прожаренное мясо
2. Нельзя пить сырую, некипяченую воду, взятую из водоема
3. Нельзя есть немытые овощи и фрукты
5.Нельзя систематически не мыть руки перед едой

6.Нельзя грызть ногти

Привал второй. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз»

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире – развернули на «четыре».

Силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

И наконец, перед нами самый сложный город Кольчеград.

Кто же здесь живет;

Ножек нет и нету ручек,

Шерстки нету и колючек.

В дождь из норки выползает

Все дорожки заполняет.

Он полезный, не слизняк…

Как зовут его? … ( дождевой червяк)



Вот же вредная какая!

Хоть и мелкая, но злая!

Присосётся и пьёт кровь.

Ну какая к ней любовь!

Но и в нашей медицине

Прибегают к ней и ныне.

(Пиявка)

Что же мы знаем о жителях Кольчеграда?

Задание 7.  Быстро отвечаем на вопросы, за каждый правильный ответ один балл

  1. Перечислите классы червей, относящиеся к типу кольчатые черви. (Класс Многощетинковые, Класс Малощетинковые, Класс Пиявки)

  2. Как в медицине называется лечение пиявками? (Гирудотерапия)

  3. Орган выделения кольчецов, воронка которого обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу. (Метанефридии)

  4. Назовите тип и класс, к которому относится нереида. (Тип Кольчатые черви, класс Многощетинковые черви)

  5. Эти черви обладают высокой регенерацией. (Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви)

  6. Какой тип червей дал начало кольчатым червям? (Примитивные Плоские черви)

  7. У червей, какого типа впервые появляется кровеносная система (Тип Кольчатые черви)

  8. Назовите тип развития кольчатых червей. (Прямое или с превращением

  9. Сколько слоев образуют тело червей? Назовите эти слои. (три слоя: экто-, энто-, мезодерма)

  10. Черви этих типов как правило являются раздельнополыми. (Тип Круглые черви, Тип Кольчатые черви)

Способ проверки - взаимопроверка между группами (обмениваются листами с ответами), подсчитывают полученное количество баллов /максимальный балл- 10/, каждый правильный ответ 1 балл.( Обязательно разобрать характерные ошибки в ответах учащихся!)

Задание 8.   «Верю - не верю»

Верите ли вы друзья, что:

  1. У кольчатых червей кожно-мускульный мешок. (Да).

  2. Все кольчатые черви живут в почве. (Нет).

  3. Среди кольчатых червей нет паразитических форм. (Нет).

  4. Органы выделения кольчатых червей – метанефридии. (Да).

  5. Все кольчатые черви – гермафродиты. (Нет).

  6. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. (Да).

  7. У кольчатых червей есть кровеносная система. (Да).

  8. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты – жабры. (Да).

  9. Для кольчатых червей характерна регенерация. (Да).

Мы достигли цели нашего путешествия и можем подвести итоги:

Если ты набрал более 58-68 балла, то ты преодолел все трудности - молодец! Если ты набрал 47-57 балла – это тоже очень хорошо! Если у тебя 34-46 баллов, ты пока одолел только первое препятствие – это тоже неплохо, но тебе есть к чему стремиться. Если же ты набрал менее 32 баллов, не огорчайся! У тебя ещё не всё потеряно. Ты можешь ещё раз пройти подготовку и повторить путешествие, твое Королевство червей ждет тебя!

Подведение итогов урока:

Рефлексия.

Какие ключевые понятия повторили

Что вызвало трудности, и каковы их причины

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности и вклада в урок





ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ

Технологическая /маршрутная/ карта урока

Пункт

Максимальный балл

Набрано баллов

Задание 1

.1.Плоские черви-1,2,7

2. Круглые черви- 3,4,8

3.Кольчатые черви- 5,6,9

3

3

3


Задание2. Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

6


Задание 3. Укажите правильные утверждения знаком “+”:

8


Задание 4. Разгадывание анаграмм

8


Задание 5. Что мы знаем о жителях Круглограда

10


Задание 6. А сейчас мы решим несколько биологических задач

10


Задание 7. Что же мы знаем о жителях Кольчеграда?

10


Задание 8.   «Верю - не верю»

9


Итого

68


























Аспектный анализ урока биологии

«Типы червей»

Аспект: « Формирование и развитие базовых компетентностей учащихся».

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует и развивает основные компетентности учащихся.

Ф.И.О. учителя: Лякутиной Ларисы Григорьевны

Класс: 7

Дата посещения: 14.11.2015 года

Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Цель урока: усвоение материала по теме «».

Задачи для учителя:

• создание условий, пробуждающих самообразовательную активность учащихся

• переконструирование прежних знаний учащихся, проблематизация учебного материала (другими словами, в проблемном обучении расширение и углубление знаний происходит при помощи ранее усвоенного и нового применения прежних знаний в условиях проблемной ситуации);

• обеспечение эмоциональной поддержки (эта задача выполняется за счет организации групповой работы).


Задачи для учащихся:

1. Образовательная:

• обобщение и систематизация знания по теме «Типы червей»

• изучение практической направленности полученных знаний;

•формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.


2. Развивающая:

• способствовать формированию и развитию умения быстро и логически мыслить.

• способствовать развитию ключевых компетенций учащихся: информационной, познавательной, коммуникативной.

•способствовать развитию навыков коллективной работы.

• развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.


3. Воспитательная:

• воспитание навыков коммуникативного общения;

• способствовать воспитанию: внимания, ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;

• развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;

• формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).


Методическая: показать реализацию компетентностного подхода на уроках географии.

Для реализации этих целей, с учетом психологических особенностей группы, я использую следующую группу методов и приемов.

По типу восприятия информации в классе представлены в следующем соотношении визуалы - 40%, аудиалы - 30% и кинестеты - 30% , поэтому используется следующая группа методов и приемов:

1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);

2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация практических работ, презентация);

3) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического его восприятия (исследовательская деятельность, работа с компьютером, тестами).

4) методы реализации познавательной компентентности учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемно-поисковая деятельность; коммуникативной - групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи и контроля).

5) методы контроля и реализации организационной компетентности (приемы: фронтальный опрос, работа с ЦОР по теме «», работа тьюторов, рефлексия).

Формы организации работы на уроке: фронтальная,индивидуальная и групповая. В группу входят учащиеся с разным уровнем развития. При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем – за счет достижения успеха через самореализацию.

Педагогические задачи, которые решает ученическое сотрудничество:

1. Обеспечивает ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рисковое дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.

2. Является дополнительным источником мотивации для включения в совместное учение.

3. Является мощным ресурсом обучения: именно общение и сотрудничество со сверстниками – это та область, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия.

4. Навыки общения и сотрудничества становятся также важным содержанием обучения, как умение и навыки чтения, письма и счета.

5. Помогает в группе равных каждому ребенку посмотреть на себя «со стороны», соотнести свое мнение и свои действия с действиями других и общим результатом.

Методическая структура урока

1.Организационный момент.

2. Фронтальная работа по повторению материала

3.Практические задания.

4.Подведение итогов урока и домашнее задание.

Средства обучения:

• компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

• учебник, контурные карты, карточки с заданиями.


Обоснование проекта открытого урока.

Данная тема урока мною выбрана потому, что она наиболее подходит для реализации компетентностного подхода на уроках биологии. Реформирование системы образования в современных условиях направлено на формирование у выпускников школы не только определенного набора знаний, умений и навыков, но и так называемых компетенций, что позволит им не только успешно сдать экзамены, но и быть успешным в современном обществе. Модернизация образования предполагает, что обучение – процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречен на провал. Учитель не выступает в роли источника информации для ребят, а является помощником в их работе, направляет деятельность учащихся на уроке. В рамках реализации компетентностного подхода, с целью создания в классе «развивающей среды» на уроке особое внимание уделялось формированию и развитию следующих компетенций:

  • Коммуникативной (понимание текстов, работа с информацией, вы­ступление)

  • Информационной ( компьютерной)

  • Исследовательской (способность увидеть проблему и найти пути ее решения.) Работе с картой .


  • Организационной (координация деятельности людей для достижения целей).


  • Работе в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).


  • Умению учиться (планирование, рефлексия, самооценка, само­стоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д)


  • Личностной (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).

Ученикам, обладающими способностями в биологии отводится особая роль – тьютора- это руководитель группы, наставник. Тьютор проявляет следующие умения: умение проверять себя; умение определить цели совместной работы; умение обме­няться информацией; умение анализировать, а не оценивать, («хорошо - плохо») сов­местную деятельность группы и деятельность каждого из участников, в том числе и свою.

Кроме того подобная система развития учащихся позволит обществу получить специалиста, способного адаптироваться в современном мире, быть успешным, предлагать нестандартные пути решения проблем.


Обеспечение условий для проявления познавательной активности учеников (показатели)

Данный признак на уроке был ярко выражен

Данный признак на уроке отсутствовал

баллы



4

3

2

1

0

1

Использование проблемных творческих заданий

+





2

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала.

+





3

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

+





4

Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи)

+










Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас