СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок географии по разделу «Природа регионов России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок географии по разделу «Природа регионов России»»

  1. Тема урока

Обобщающий урок географии по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Восхождение»)

Цель урока:   обобщить знания по теме «Природа России»

Задачи урока: 1.Образовательные: повторить характеристику компонентов природных комплексов; конкретизировать  взаимосвязь компонентов природного комплекса на основе экологических цепочек.

2. Воспитательные: расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

3. Развивающие: формирование умений в литературно-художественных произведениях находить описание компонентов ПК для  узнавания  географических мест; формулировка экологических законов природы.

  1. Программа УМК

Учебник: География Природа России И.И. Баринова 8 кл. - Дрофа

И. Баринова: География России. Природа. 8кл: рабочая тетрадь

3. Необходимые ресурсы.

Физическая, климатическая карты России; картины; карточки-задания; песочные часы или секундомер. На доске – тема урока. учащиеся заранее делятся на 2 группы, по 10-12 учащихся. Выбрав 1 человека - капитана. Капитаны получают флажки. Игровые столы ставятся по кругу, в центре один стол - главный. Длительность урока 45 минут.

  1. Ведущая идея урока Комплексное обобщение знаний по теме

  2. Планируемые образовательные результаты:

- личностные

  • повторить характеристику компонентов природных комплексов; конкретизировать  взаимосвязь компонентов природного комплекса на основе экологических цепочек.

  • развить умение работать в команде, повысить интерес к изучению географии

  • метапредметные

  • расширение и конкретизация экологических знаний обучающихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды через выявление отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

  • формирование умений в литературно-художественных произведениях находить описание компонентов ПК для  узнавания  географических мест; формулировка экологических законов природы.

  • предметные

  • Обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знания основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России. Определить уровень знаний понимания факторов влияющих на особенности природы в ПТК.

6. Интегратор урока - природно-территориальные комплексы России

7. Описание этапов урока:

- мотивационный этап

 «Как велика моя страна, Как широки ее просторы!

Озера, реки и поля, Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна От севера до юга:

Когда в одном краю весна, В другом снега и вьюга»   (Наталья Львовна Забила)

Учитель. Сегодня мы будем покорять вершину Знания. Высота её 5000 м. У нас будет 5 восхождений (заданий). Победителем игры станет команда, поднявшаяся на вершину первой.

Если участники команды знают правильный ответ, они поднимают флажок и отвечают на вопрос. Если ответ правильный, то команде начисляется 1 балл. Условие в команде: все должны отвечать, а не один капитан (капитан следит за очерёдностью ответов). Если команда не даёт правильных ответов, обсуждения в команде нет, стоит вывести команду из игры и дать карточки с более лёгким заданием.

-содержательно - технологический этап

Задание для болельщиков команд – Вспомнить и записать как можно больше природных и культурных объектов ЮНЕСКО в России и соотнести их с природными зонами.

Арктическая пустыня, тундра, тайга, степь.

1 конкурс - «Разминка». Определить о каком природном компоненте идёт речь:

  1. Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни на Земле, человек может без него существовать только 3 дня. Климатолог Александр Иванович Воейков писал, что это… «продукт климата» (вода);

  2. этот природный компонент оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние 4 группы факторов: ГП, солнечная радиация, движение ВМ, подстилающая поверхность (климат);

  3. Василий Васильевич Докучаев назвал этот природный компонент «зеркалом природы», он отражает взаимосвязи всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия (почва);

  4. этот природный компонент определяет внешний вид территории, предохраняет поверхность от разрушений внешними процессами, влияет на поверхностные и грунтовые воды, его распространение зависит от климатических условий и характера почв (растительность);

  5. этот природный компонент очень разнообразен, приспосабливается к определённым условиям существования, распространение его зависит от климатических условий, растительности и характера почв (животный мир);

2 конкурс - «Набор высоты» Путешествие по карте»

Учитель читает маршрут движения путешествия, а участники команд должны нанести, его на контурные карты, не пользуясь атласами. Оценивается точность выполнения задания и количество правильно нанесённых географических объектов. Максимум 11 баллов.

«Наш самолёт взлетел с аэродрома и взял курс на самые древние горы России (Урал). Через несколько часов полёта самолёт приземлился на самой высокой точке этих гор (г. Народная). Далее нам пришлось спуститься по восточному склону к одной из самых больших равнин планеты (Западная Сибирь). У подножия гор нас ждали могучие вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие по Сибири. Мы посетили самую северную точку России (мыс Челюскин) на одном из больших полуостровов (Таймыр). Переезжая от гор к мысу, мы пересекли замёрзшие крупные реки (Обь, Енисей). Повернув на юг, мы поехали в город (Оймякон), который считается полюсом холода Северного полушария. Отдохнув, мы отправились в путь к великой, но небольшой по длине сибирской реке (Лене). Сделав остановку у берегов самого глубокого и самого древнего озера Земли (Байкал). В Якутске нас ждал самолёт, который направился в сторону полуострова, на котором расположены горы, составляющие часть Тихоокеанского огненного кольца (п-ов Камчатка), откуда наш самолёт взял курс в столицу России (Москва).

3 конкурс - «Эрудит - Узнай меня» «Географическая почта».

Команды получают конверты. По стихотворному произведению русских поэтов узнать ПЗ или природный объект и перечислить те особенности, которые  позволили определить  данную ПЗ:

1) Пышны серверные зимы, 6-месячные ночи.

Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий.

Волны дерзкие не встанут, гребни их  в снегу затихли.

Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре;

Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне;

Мир без грёз, без содроганья в полутьме немеет, стынет.

(Валерий Брюсов, 1898-1900) (арктическая пустыня)

2) Она широко на просторе поперёк и вдоль лежит,

Словно огненное море зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый, не пахнёт на душный день

С неба ветерок крылатый, ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный, раскалились. Вся гола;

Кое-где пред хатой бледной сохнет голая ветла – ива, ракита, верба.  

(Пётр Андреевич Вяземский. «Степь»)

3) Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.

Летела гагара с морского утёса над почвой сырой.

А там, на болотах, а там, на болотах брусника цвела.

А там, на болотах дымились туманы. Олени паслись (Николай Иванович Тряпкин). (тундра)

4). … воет, дик и злобен.

Меж утёсистых громад.

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят...»

М. Ю. Лермонтов. Горные реки (Терек, Катунь, Лена, горы Алтай, влк. Камчатки)

6). Он - опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесники древней нашей славы

И славы нынешней творец.

Александр Твардовский поэма «За далью даль» (Урал)

7). И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там всё блистает красотой.

Василий Андреевич Жуковский (Кавказ, Западный Кавказ, г. Дербент)

5). И он как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит.

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод».

Да. Но какая «чаша»!

Исаак Ильич Ландо

(Оз.Байкал).

8). Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса.

Без конца протянулась равнина,

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звёзд прикоснулась вдали,

Застелив мировое пространство

Монотонной печалью земли»...

Константин Дмитриевич Бальмонт (Русская равнина)


4 конкурс - «Шарады» Отгадав шарады, вспомнить небольшие природные комплексы:

1) Ты  меня,  наверно, знаешь, я   сказки Пушкина герой,

Но если «Л» на «Н» сменяешь, сибирской стану я рекой (Елисей - Енисей);

2) я укрываю самолёты, когда кончаются полёты, но ты поставь союз за мной и стану бурной я рекой (Ангар - Ангара)

3) Первый слог мой – нота, Буква – слог второй,

целое- широко разлилось рекой (Дон)

4) Я – сибирская река, широка и глубока,

Букву «Е» на «У» смени- стану спутником Земли. (Лена-Луна) Ленские столбы

5 конкурс – «Пословицы» Назвать новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок

  1. «Каждый кулик своё болото хвалит»  (тесная связь организма со средой своего обитания. Его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях)

Наша страна многолика и богата не только на природные объекты. На территории России проживают люди разных национальностей. И, естественно, для каждого из них в нашей большой стране есть своя малая Родина.

2. «Репу да горох не сей подле дорог» (загрязнение с/х продукции тяжёлыми металлами вблизи автотрасс);

3. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» (отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и  химических производствах, запоздалое осознание и понимание  последствий влияния человека на окружающую среду)

4. «Ложка дёгтя портит бочку мёда» (сброс  малых объёмов токсичных отходов в реки, попадание нефти в моря и океаны в результате аварий);

- рефлексивный этап (подведение итогов)

  • Учитель: Вот мы и добрались до вершины. Сегодня мы повторили основные понятия изученного раздела. Вы ответили на сложные вопросы, но много ещё предстоит узнать. Закончить урок хочу словами Михаила Пришвина «Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять – их надо открывать »

  • На экране видеофильм о России.

  • Оценивается работа всех учащихся. Пока жюри работает и подсчитывает баллы, звучат песни, имеющие географические названия городов в тексте. (Вологда, По диким степям Забайкалья, Учкудук, Ах, Самара городок, Ямайка, По Дону гуляет… и т.д.) Важно, чтобы весь класс, принимал участие в обсуждении вопросов и имели возможность отвечать. Все члены команды, набравшей большее количество баллов получают оценки «5».

  • Домашнее задание: подготовить сообщение по охраняемым объектам России

      1. Заключение.

В ходе проведения игры, обобщаются и систематизируются знания по теме «Природа России» Использование художественной литературы — активное средство для развития географического мышления учащихся. Из отрывков произведений созданы различные логические упражнения, которые помогают в формировании географических понятий. При использовании художественной литературы на данном уроке географии, оживляется деловой язык школьного учебника. Загадки, пословицы и приметы учат детей устанавливать причинно-следственные связи, вырабатывают умение наблюдать.






























1) Пышны серверные зимы, 6-месячные ночи.

Льды застыли, недвижимы, в бахроме из снежных клочий.

Волны дерзкие не встанут, гребни их  в снегу затихли.

Ураган морской обманут, обо льды стучится в вихре;

Чаще царствует молчанье, сон в торжественной пустыне;

Мир без грёз, без содроганья в полутьме немеет, стынет. (Валерий Брюсов, 1898-1900)


2) Она широко на просторе поперёк и вдоль лежит,

Словно огненное море зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый, не пахнет на душный день

С неба ветерок крылатый, ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный, раскалились. Вся гола;

Кое-где пред хатой бледной сохнет голая ветла.   (П. Вяземский)




3) Летела гагара, летела гагара, на вешней заре.

Летела гагара с морского утёса над почвой сырой.

А там, на болотах, а там, на болотах брусника цвела.

А там, на болотах дымились туманы. Олени паслись (Н.И.Тряпкин). 





4). … воет, дик и злобен.

Меж утёсистых громад.

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят...»

М. Ю. Лермонтов.





6). Он - опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесники древней нашей славы

И славы нынешней творец.

А.Твардовский


7) И вдалеке перед тобой,

Одеты голубым туманом,

Гора вздымалась над горой,

И в сонме их гигант двуглавый

Ужасною и величавой.

Там всё блистает красотой.

В. А. Жуковский




5). И он как зеркало лежит,

Гора в него глядится.

То туча воды затемнит.

То солнце в них лучится.

О нем писали «Чаша вод».

Да. Но какая «чаша»!





8). Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса.

Без конца протянулась равнина,

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звёзд прикоснулась вдали,

Застелив мировое пространство

Монотонной печалью земли»...

К. Бальмонт



Подсчёт баллов

Команда

Команда

1 Конкурс Разминка

1 Конкурс Разминка



2 Конкурс Набор высоты

2 Конкурс Набор высоты



3 Конкурс Эрудит

3 Конкурс Эрудит



4 Конкурс Шарады

4 Конкурс Шарады



5 Конкурс Пословицы

5 Конкурс Пословицы



Конкурс болельщиков

Конкурс болельщиков








Арктическая пустыня

Тундра

Тайга

Смешанный лес

Степь

Высотная поясность

о. Врангеля,

Плато Путорана

  • геодезическая дуга Струве,

  • Девственные леса Коми,

  • Кижи,

  • Исторический центр Санкт-Петербурга,

  • Исторический центр Великого Новгорода,

  • Исторический центр Ярославля

  • Московский Кремль,

  • Казанский кремль,

  • Куршская коса,

  • Убсунурская котловина,

  • вулканы Камчатки,

  • Центральный Сихотэ-Алинь,

  • золотые горы Алтая,

  • Западный Кавказ

  • Цитадель и старый город Дербента
























Задание для болельщиков


Арктическая пустыня

Тундра

Тайга

Смешанный лес

Степь

Высотная поясность








  1. о. Врангеля,

  2. Исторический центр Великого Новгорода,

  3. Цитадель и старый город Дербента,

  4. Плато Путорана,

  5. Западный Кавказ,

  6. геодезическая дуга Струве,

  7. Девственные леса Коми,

  8. Исторический центр Ярославля,

  9. Убсунурская котловина,

  10. Московский Кремль,

  11. золотые горы Алтая,

  12. Казанский кремль,

  13. вулканы Камчатки,

  14. Кижи,

  15. Центральный Сихотэ-Алинь,

  16. Куршская коса,

  17. Исторический центр Санкт-Петербурга,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!