СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок — игра(географический турнир) по теме "Население мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок — игра(географический турнир) по теме "Население мира"»

Обобщающий урок — игра(географический турнир) по географии по теме "Население мира"


Ибрагимова Г.И., учитель географии

Основные цели и задачи:

способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о населении мира;

выявить уровень усвоения знаний учащихся по теме “Население мира”;

способствовать развитию интеллектуальных умений: логики мышления, умения  грамотно выражать свои мысли, способности к анализу и обобщению, умения  мыслить системно и пространственно;

формировать у студентов коммуникативные умения: общаться в коллективе,  отстаивать свою точку зрения, навыки бесконфликтного поведения.

Форма организации: групповая  - участвуют 2 команды (по 10 человек)

Жюри (3 чел.) – каждый правильный ответ оценивается одним баллом


Организация и порядок проведения урока


Продолжительность урока – 45 минут. Учебная группа разделена на 2 команды. Команды выбирают себе капитанов.

С правилами турнира учащиеся ознакомлены заранее, на уроке они еще раз напоминаются.

Преподаватель назначает трех экспертов, в обязанности которых входит заносить баллы за правильные ответы в ведомость группы за индивидуальные ответы и в оценочный лист за ответы команды. Для объективности оценки ответа для экспертов разработаны критерии оценки заданий.


Оценочный лист

Название раунда

Максимальное количество баллов

I

II

1

Разминка

1 ответ – 1 балл

 

 

2

Конкурс «Звездный час»

1слово – 1 балл

 

 

3

Конкурс кроссвордов

1 ответ – 1 балл

 

 

4

Раунд “Конкурс капитанов”

По 1 баллу за ответ

 

 

5

Конкурс «Отгадай страну»

1 ответ – 1 балл

 

 

  6

Конкурс «Верю - не верю»

1 ответ – 1 балл

 

 

  7

Конкурс «Анаграмма»

  1 ответ – 1 балл

 

 


Всего баллов






Победители:

I место – 
II место – 


В каждом раунде команда старается набрать как можно большее количество баллов. В конце урока подсчитывается сумма баллов каждой команды и индивидуальные результаты каждого студента, исходя из чего выставляются оценки в журнал.






Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы изучили с Вами тему о населении, которая имеет важное значение для любого человека, так как человек – является центральной фигурой в формировании взаимосвязей между хозяйством и природной средой, так как эта тема близка Вам в силу скорого вашего личного активного участия в демографических процессах. Сегодня мы должны будем закрепить и обобщить главные научные знания по теме:

– понятие о воспроизводстве населения,


– сущность и особенности естественного движения населения,


– особенности полового, возрастного состава населения, трудовых ресурсов,


– классификация народов мира по языковым семьям,


– основные черты размещения населения,


– виды миграций, понятие об урбанизации.



1 РАУНД (конкурс – Разминка)

    1. Сколько человек рождается ежегодно в мире? 140 млн.

    2. Сколько человек рождается каждую минуту? 175

    3. Назовите самую крупную городскую агломерацию? Токио

    4. Назовите страну с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни? Япония

    5. какие процессы включает естественное движение населения? Рождаемость, смертность, брачность, разводимость

    6. Какие причины влияют на размещение и плотность населения? Природные условия, экономические причины, история заселения территории

    7. Какую страну можно назвать самой многонациональной? Индия

    8. Какая страна находится на 1 месте по численности населения? Китай


2 РАУНД (Конкурс «Звездный час»)


Каждая команда получает звезду. В центре звезды написан вопрос, а в трех остальных — три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.


1 звезда

Самая распространенная по числу приверженцев религия — это:

а) ислам,

б) буддизм,

в) христианство;


2 звезда

Наиболее многочисленная языковая семья — это:

а) Алтайская,

б) Индоевропейская,

в) Уральско-Юкагирская;


3 звезда

Средняя плотность населения мира составляет:

а) 15 чел/м2,

б) 700 чел/м2,

в) 45 чел/м2;


4 звезда

Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция,

б) «утечка умов»,

в) иммиграция;


5 звезда

К малозаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области,

б) низменности,

в) возвышенности;


6 звезда

Демографический кризис наблюдается в государствах:

а) Индии,

б) России,

в) Бангладеш.


3 РАУНД (конкурс кроссвордов)




Творческий раунд” – заключается в том, что каждая команда должна решить кроссворд по теме “Население мира”. Для этого преподавателем заранее приготовлены листы с кроссвордом по данной теме. Можно подготовить несколько вариантов кроссвордов по теме.

По истечении времени, отведенного на выполнение задания, преподаватель собирает листы, показывает их студентам, идет обсуждение наиболее сложных вопросов, которые вызвали наибольшее затруднение. Право ответить на них дается студентам, за что они получают поощрительный балл за активность в пользу своей команды и для себя лично.


Вопросы к кроссворду

  1. Один из элементов воспроизводства населения.

  2. Как называется перемещение людей через границы, связанные с переменой места жительства.

  3. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и...солености воды.

  4. Скопление городов, их слияние.

  5. Процесс роста городов и увеличение числа горожан, распространение городского образа жизни.

  6. Люди, выезжающие за пределы страны.

  7. Один из типов этнических общностей.

Вопросы для ЗРИТЕЛЬСКОГО раунда.

1. Что такое естественный прирост населения?
Ответ: показатель, показывающий превышение количества родившихся над числом умерших в стране, регионе.

2. Что такое воспроизводство населения?
Ответ: совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

3. От чего зависит уровень рождаемости?
Ответ: от социально-экономических факторов, от условий жизни, благосостояния, культуры людей, от степени вовлечения женщины в производственную деятельность.

4. От чего зависит уровень смертности?
Ответ: от материальных условий жизни: питания, санитарно-гигиенических условий труда и быта, от уровня развития и доступности здравоохранения.

5. Для какого типа воспроизводства характерна “демографическая зима”?
Ответ: для I типа воспроизводства.

6. Почему в странах Европы низкие показатели рождаемости? 
Ответ: причины: поздние браки, высокий уровень занятости женщин в производстве, преобладание городского населения над сельским, высокий уровень жизни, высокий уровень образования, последствия войн, конфликтов.

7. Чем объясняется высокий уровень рождаемости и естественного прироста в развивающихся странах?
Ответ: причины: ранние браки, традиции многодетных семей, преобладание сельского   населения над городским, слабое вовлечение женщин в производство, недостаточный уровень образования, рост уровня медицины, улучшение санитарной культуры.

8. На что направлена демографическая политика в странах первого типа воспроизводства, второго типа воспроизводства?
Ответ: в странах первого типа воспроизводства на увеличение рождаемости, в странах второго типа на уменьшение рождаемости.

9. Как размещается население по территории планеты? 
Ответ: неравномерно.

10. Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?
Ответ: экономическими причинами: поиском работы, лучшей жизни.

11. Назовите причины вынужденных миграций в современном мире.
Ответ: экономическая, политическая, национальная, религиозная, экологическая.

12. Что такое экономически активное население?
Ответ: часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.





4 РАУНД( “Конкурс капитанов”)

Задания капитанам даются на карточках


Задание капитану 1 команды.

1) Какую демографическую политику Вы бы порекомендовали в стране с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, с ограниченным количеством пахотных земель?
Ответ: демографическая политика должна быть направлена на уменьшение рождаемости, т.к. в стране необходимо развивать социально-экономические факторы, направленные на улучшение благосостояния, культуры, уровня образования.

2)Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Испании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки?

Ответ: Испанцы были первыми переселенцами в Южную Америку.


3) Выпишите названия четырех стран из представленного списка, подавляющая часть населения которых исповедуют ислам:

Пакистан, Конго, Марокко, Эквадор, Филлипины, Бутан, Лесото, Саудовская Аравия, Сомали, Таиланд.
Ответ: Пакистан, Марокко, Саудовская Аравия, Сомали



Задание капитану 2 команды.

1) Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в разных частях света. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Пакистане, Бангладеш и многих других странах?


Ответ: (Бывшие страны-колонии Великобритании)


2) Почему арабский язык, которым до VII в. пользовалось лишь население Аравийского полуострова, затем распространился по всей Северной Африке?

Ответ: Благодаря миграции, торговле.


3) Какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков: китайцы, хиндустанцы, русские, бразильцы, японцы, англичане, египтяне, украинцы.

Ответ: Русские, бразильцы, англичане, украинцы.




5 РАУНД (конкурс: «ОТГАДАЙ СТРАНУ»)

  1. Страна – гигант по численности населения. Китай

  2. Страна – карлик по численности населения. Ватикан

  3. Самая многонациональная страна. Индия

  4. Страна – город, где 100% городского населения. Сингапур

  5. Страна с наибольшей ожидаемой продолжительностью жизни в 21 веке. Япония

  6. Страна – лидер по плотности населения (кроме стран-карликов). Бангладеш

  7. Двунациональные страны. Канада, Бельгия

  8. Страна, девиз дем. политики которой: «Нас двое – нам двоих». Индия

  9. Страна, девиз дем. политики которой: «Одна семья – один ребенок». Китай

  10. Эта страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации «Дефицит женщин». Катар

  11. Самая низкая доля детей (14%). Италия

  12. Самая высокая доля детей (50%). Нигер



6 РАУНД (конкурс: «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»)

(правильны ли утверждения?)




  1. Урбанизация – это слияние городов (нет)

  2. Буддизм распространен в Новой Зеландии (нет)

  3. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (да)

  4. 70% населения проживает на 7% суши (да)

  5. Плотно заселены тропические пустыни, тайга, тундра (нет)

  6. Турция, Пакистан, Индия – страны иммиграции (нет)

  7. 90% прироста населения приходится на РС (нет)

  8. В начале 21 века в пятерку крупнейших агломераций будут входить агломерации таких городов как Токио, Мехико, Сан-Паулу (да)

  9. Деревенская форма расселения характерна для России, З. Европы ( да)

  10. Лучшими городами по качеству жизни признаны – Берн, Ванкувер, Вена, Цюрих (да)

  11. Китайцы, хиндустанцы, американцы – крупнейшие народы мира (да)

  12. В мире количество женщин превышает количество мужчин (нет)

  13. Синтоизм – мировая религия (нет)

  14. Более половины населения Земли сосредоточена в 5- км полосе вдоль побережья (да)

  15. Второй тип воспроизводства характерен для ЭРС (нет)





7 РАУНД (Конкурс «СТОЛИЦЫ- АНАГРАММЫ»)

1. Антоним ссоры - …. (на реке Тибр, «вечный город») мир – Рим

  1. Питерская водная артерия - …. ( на Дунае, «столица вальсов») Нева – Вена

  2. Пешеходная улица Москвы - …. (в Африке, «апельсиновая столицы») Арбат – Рабат

  3. Сахарный остров - …. (в Закавказье, на Каспийском море) Куба – Баку

  4. Планета – богиня - … (на реке Раздан, в Закавказье) Венера – Ереван

  5. Медвежья ягода - …. (в Ю-В Азии, на о-ве Лусон) Малина – Манила

  6. Основное занятие детей и актеров - …( на реке Даугава, в Прибалтике) игра – Рига

  7. Очень приличная женщина на английский манер - …. (на р. Джамма, в Азии) леди – Дели

  8. Главные шторки - .. (на р. Днепр, в Вост. Европе) веки – Киев

  9. Бывает красная, черная, кабачковая, баклажанная - ..(на р. Нил, С-В Африки) икра – Каир

8 РАУНД ( конкурс «Первая десятка»)

Расставить страны – рекордсмены по численности населения в порядке убывания:

Япония, Бразилия, Бангладеш, Китай, Пакистан, Индия, Нигерия, Россия, Индонезия, США.

Ответ:

Китай,

Индия,

США,

Индонезия,

Бразилия,

Пакистан,

Бангладеш,

Нигерия,

Россия,

Япония.



"Домашнее задание"

Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших прапрабабушек, прабабушек, бабушек, мам. Построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его

(образец)



Командам было дано следующее домашнее задание:

Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у их бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, проанализируйте его и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. 





Изучая расселение мира не надо забывать, что мы живем в России. Какие же демографические проблемы характерны для нашей страны?

- самый низкий естественный прирост населения

- самая большая убыль населения

- самая высокая из развитых стран детская смертность

Так есть ли у нас будущее? Конечно, ведь вы – наше будущее. Будущие родители. А сколько детей вы бы хотели иметь в ваших будущих семьях?

Нарисуйте на листочках количество «человечков» (цветов), столько сколько хотели бы иметь детей. Мы поместим их на стенд «Будущее 10 класса». А когда Вы будете принимать во взрослой жизни решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!