СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок - игра по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания учащихся по данной теме, выяснить  

понимание произведения в целом, формировать умения давать    сравнительную характеристику героям.

Развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков.

Корригировать процессы внимания  на основе упражнений по концентрации и распределению зрительного внимания.

Воспитывать  мотивацию к урокам чтения и дружеские

отношения между народами разных национальностей.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок - игра по чтению в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»»

Министерство образования и науки РФ

муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

Центр образования № 10

город Георгиевск







Обобщающий урок - игра

по чтению в 7 специальном (коррекционном)

классе VIII вида

по теме Л.Н. Толстой « Кавказский пленник»















Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смирновой Е.В.











Тема урока - Л.Н. Толслой « Кавказский пленник»

(обобщающий урок - игра «Умники и умницы»)

Цели урока – Обобщить знания учащихся по данной теме, выяснить

понимание произведения в целом, формировать умения давать сравнительную характеристику героям.

Развивать активную лексику, монологическую речь, способствующих совершенствованию коммуникативных навыков.

Корригировать процессы внимания на основе упражнений по концентрации и распределению зрительного внимания.

Воспитывать мотивацию к урокам чтения и дружеские

отношения между народами разных национальностей.

Оборудование: интерактивная доска, цветные полоски, портрет Л.Н.Толстого



Ход урока:

  1. Оргмомент.

Хоровое проговаривание скороговорок:

« Из-под топота копыт пыль по полю летит» (2 раза громко и тихо)

« Был тупогуб

Тупогубенький бычок

У быка была губа тупогубенькая (2 раза медленно, быстро)

  1. Актуализация материала на основе опорных знаний.

  1. Работа с интерактивной доской. Задание: соедините стрелками фамилии русских писателей, поэтов и произведения, которые они создали.

М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»

Л.Н.Толстой «Генерал Топтыгин»

Н.А.Некрасов. «Бородино»

- Ребята, кто из этих авторов 19 века был участником Кавказской войны? (Л.Н. Толстой)

- Какую повесть он написал?

- Понравилось ли вам это произведение?

- Всё ли вам было понятно?

III. Игра «Умники и умницы»

1.Соревнуются 2 команды. Каждая команда выдвигает капитана. Соревнования проходят как между капитанами, так и между участниками команд.

Вопросы для 1-ой команды.

  1. Как называется деревня горцев? (аул)

  2. Какое время года изображено в повести? (лето)

  3. Какого роста был Жилин? (невелик)

  4. Что такое мечеть? (церковь у татар)

  5. Кто в повести Толстого говорил: «Бросить товарища не годится» (Жилин)

  6. Какой выкуп прислали за Костылина? (5 тыс. рублей)

  7. Сколько сыновей и жён было у Старика? (3 жены и 8 сыновей)

  8. Как вылечил Жилин больного татарина? (водой с песком)

  9. О ком это сказано? «Мужчина грузный, пухлый, запотел…» (о Костылине)

  10. Сколько месяцев в плену пробыли русские офицеры? (больше месяца)

Вопросы для 2-ой команды.

  1. Как называли в 19в. горцев? (татарами)

  2. Сколько стоила лошадь Жилина, когда он взял её в табуне жеребёнком? (100 рублей)

  3. Как называется дом кавказских горцев? (сакля)

  4. Что такое чалма? (мужской головной убор)

  5. Сколько лет было Дине? (13 лет)

  6. Как по-другому можно назвать монисты? (бусы)

  7. О ком это сказано: «Он первый джигит был, много русских побил, богатый был» (о Старике)

  8. Чему равна старая мера длины – аршин? (71см.)

  9. Как звали злую собаку хозяина? Уляшин)

  10. Что принесла Дина, чтобы помочь Жилину выбраться из ямы? (шест)

2.Домашнее задание 1-ой команды:

Участник команды рассказывает о событиях, описанных в повести «Кавказский пленник»

Прочитайте эпиграф на доске: « действительно, хорош этот край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода»

(запись в дневнике Л.Н.Толстого)

Учитель. Толстого интересовал свободолюбивый народ. Действие повести происходит в далёком кавказском ауле. Мы не являемся свидетелями тех событий.

- Могли бы мы узнать о той жизни и быте горцев, к которым попали в плен Жилин и Костылин в плен, если бы Толстой не ввёл ряд описаний.

Участник 2-ой команды рассказывает о быте горцев и даёт описание сакли татар.

Беседа с участниками команд:

- О чём говорят эти детали?

- Характеризуют ли они каким-то образом хозяина дома? (сакля принадлежит богатому хозяину)

- Каковы особенности татарского быта?

- Как своеобразно одеваются татары?

- Как выглядит Дина, дочь богатого татарина?

Поделитесь своими мыслями друг с другом об особенностях жизни в татарском ауле.

IV. Физминутка. (татарская игра «Тимербай»)

Проблемный вопрос.

Объясните, почему Л.Н.Толстой назвал свою повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Ведь они оба попали в плен и оба были пленниками.

Словесное рисование.

Вы рассматривали иллюстрации в учебнике, но их мало.

Какие рисунки о Жилине, Костылине и Дине вам хотелось бы ещё нарисовать? (ответы участников каждой команды)

Работа с иллюстрациями на доске.

Задание: восстановить с помощью иллюстраций последовательность событий.

Прочитайте по ролям разговор между татарами и Жилиным. Обратите внимание на то, как надо читать слова татар (они горячатся, спорят) и как – слова Жилина.

V. Региональный компонент.

Мы можем гордиться тем, что великий русский писатель Л.Н.Толстой в свои молодые годы был у нас на Кавказе. Во время пребывания в Пятигорске Толстой 5 июля посещает Железноводск, а 5 августа отправляется в станицу Старогладовскую. По дороге он останавливается на ночлег в Георгиевске. 8 октября 1853г. он совершает поездку в нашу Георгиевскую крепость. В пути молодой офицер дарит лошадь казачонку. Запись об этом Толстой делает в дневнике.

VI. Итог урока.

- Можно ли людям разных национальностей найти общий язык?

Всегда можно найти общий язык, если людьми руководит человечность, доброжелательность, нет потребности навязывать свою волю людям других национальностей (на примере Жилина и Дины). Ведь Кавказ – наш общий дом.

Подводятся результаты участия команд в уроке- игре.

VII. Домашнее задание: по выбору:

  1. Сделать иллюстрацию к повести.

  2. Стр. 130 (№9) работа с пословицами.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!