СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок изобразительного искусства "Народные промыслы России."

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок изобразительного искусства "Народные промыслы России."

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок изобразительного искусства "Народные промыслы России."»

Тема: «Народные промыслы России»

ГБОУ Школа №1367

Гударева Ирина Викторовна,

учитель первой категории


Цели урока:

обобщить знания учащихся о русских народных промыслах;

воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам;

художественным оформлением изделия;

развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Тип урока: обобщающий.

Методы объяснительно-иллюстративный;

самостоятельный.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

План урока

    1. Организационный момент
      II. Повторение и обобщение знаний
      III. Усвоение новых знаний
      IV. Подготовка рабочего места и правила техники

безопасности
V. Практическая работа
VI. Подведение итогов

Издавна в нашей стране люди занимались художественными промыслами. Материалы использовались самые разнообразные: дерево, жесть, ткань, глина, береста, фарфор. На уроках искусства мы знакомились с вами с некоторыми известными ремёслами: Городецкая роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись или гжель, хохломская роспись или хохлома, жостовская роспись. Сегодня на уроке мы вспомним эти ремёсла, и познакомимся с другими, не менее популярными далеко за пределами нашей Родины.

Городецкая роспись. (Слайд) На берегах реки Волги много прекрасных русских поселений, где живут замечательные мастера, занимающиеся различными ремёслами. На весь мир славится Городецкая роспись. Издавна жители Городца Нижегородской области украшали росписью крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую утварь.

Гжельская роспись, или гжель. (Слайд) Изделия с этой росписью создаются уже несколько веков в небольшой подмосковной деревне Гжель. Сейчас на заводе делают фарфоровые сервизы, люстры, бра, напольные вазы, кашпо, изразцовые печи и всевозможные игрушки.

4. Хохломская роспись, или хохлома.(Слайд ) Название промысла произошло от названия села. Характерной особенностью росписи по дереву является сочетание красного, чёрного и золотого цвета.

– Ребята! Сегодня мы поговорим о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

– Как вы понимаете «народные промыслы»?

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков.



Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадки.

  1. На домашней утвари – золотые кудри. (Хохлома)

2 “Синяя птица” – птица счастья. Откуда она к нам прилетит? (Из Гжели) .

Постановка учебной задачи.

– Сегодня на уроке нашей задачей будет представить свой творческий проект, подвести итоги нашего с вами исследования.

Создание творческих бригад.

– Поэтому, сегодня наш класс – это творческая мастерская, где каждый мастер имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию учителя. Но мастерская наша – необычная. Сегодня здесь собрались мастера из Хохломы и Гжели, Дымки.

(Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой).

– Итак, мы приступаем. Каждая группа будет защищать свой творческий проект. Что же такое – творческий проект? Слово “проект” (в буквальном переводе с латинского – “брошенный вперед”) толкуется в словарях как “план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.

Подготовка к презентации. (Практическая работа).

Физкультминутка.

– Давным-давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто – то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай? И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне. Шли века, люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, вазы, чаши. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красивая и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. А сейчас ребята нам расскажу об этом промысле.

Защита, обоснование проекта.

Гжель.

  1. Сине-белая посуда.
    Расскажи-ка ты откуда?
    Видно издали пришла
    И цветами расцвела:
    Голубыми, синими,
    Нежными, красивыми.

  2. В тихом Подмосковье
    Речка Гжелочка бежит.
    Вдоль этой речки
    Деревенька стоит.
    Заросли ивы вдоль речки бегут.
    Умельцы в той деревеньке живут.
    Расписную посуду они мастерят.
    Синим по белому чудо творят.

  3. Кто не любит этих дивных
    И изысканных изделий,
    Этих мягких, плавных линий
    И лазури красок гжели?!

  4. Лишь два цвета – так не броски
    Но таят в себе немало:
    Белоствольные берёзки,
    Из снежинок покрывало,

  5. Купол неба здесь высокий,
    И озёра голубые,
    И цветочек синеокий
    На полях ржаных России...

  6. Перепутать с чем-то трудно
    Синецветье нашей гжели.
    Мы, любуясь этим чудом,
    Все глаза уж проглядели!

И еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины. Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином, киноварью и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды, сияние её.

Хохлома.

  1. Роспись хохломская
    Словно колдовская.
    В сказочную песню
    Просится сама.
    И нигде на свете
    Нет таких соцветий
    Всех чудес чудесней
    Наша Хохлома.

  2. Деревянная чашка,
    Деревянная плошка
    И, как будто простая,
    Деревянная ложка.

  3. Но узорочьем дивным
    Они расцветают,
    Как посуда нарядна –
    Она золотая!

  4. Вся в цветах она, в листьях
    И в ягодах алых,
    На ветвях золотых
    Стаи птиц небывалых.

  5. До того хороша,
    Восхищенья не скрою!
    Называют её
    Золотой хохломою.

  6. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошлого с настоящим, настоящего с будущим.

На Руси с незапамятных времён устраивались ярмарки.

- Что такое ярмарка?

Ярмарка – это большой торг обычно с увеселением и развлечением, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Подошла к концу наша ярмарка, завершим её-

весёлым гуляньем ! (русская народная песня «Калинка» -в исполнении «артистов» из 3 «И» класса)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!