10
Что за прелесть эти сказки
викторина по сказкам А.С. Пушкина
Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; инсценировать эпизоды сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.
Ход мероприятия:
Учитель: С творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его стихи и сказки.
Ученик:
Мы чтить тебя привыкли
С детских лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
Ученик
Более 200 лет тому назад 6 июня 1799 года родился А.С.Пушкин. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений великого русского поэта. Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка.
Пушкин оставил нам много стихотворений, поэм, романов, рассказов и изумительные сказки.
Ученик:
Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
«Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок», – писал А.С. Пушкин.
Учитель:
И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, сегодня мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.
Известно, что вдохновителем поэта на создание чудесных сказок была его бабушка и няня Арина Родионовна.
Ученик Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,…..
Учитель: Сегодня в нашей викторине принимают участие 4 команды.
Представление команд.
Конкурс 1. “РАЗМИНКА” (ВОПРОСЫ КОМАНДАМ)
1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? ("Сказка о попе и работнике его Балде", Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, старуха)
3. Исполнитель песни “ Во саду ли в огороде” (“Сказка о царе Салтане…”, белка)
4. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
Конкурс 2: “Лучший знаток сказок” - А теперь узнаем. кто лучше всех прочитал сказки. Ответ к вопросам вы найдёте в самих текстах сказки.
Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
Что кричал петушок, сидя на спице?
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?
Что молвила третья сестрица?
Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”
Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
Каким был лоб у Балды?
Где поп встретил Балду?
У кого в лесу живёт царевна?
Назовите кличку собачки семи богатырей
Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?
Что подумала царевна о хозяевах терема?
Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?
За какую плату согласился работать Балда у попа?
Конкурс 3. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”
Командам было дано домашнее задание - приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.
Команда-соперница должна угадать название сказки.
Конкурс 4. “ВОПРОСЫ от Золотой рыбки» ”
- Вытянуть рыбку , прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды выходят, по очереди тянут рыбок и отвечают на вопросы.
1 рыбка
1.Сколько раз закидывал старик невод в море?( 3 раза)
2. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? ( Чудный город, белку с золотыми орешкамиЮ 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой).
2 рыбка
В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха, шмель.)
Кто верный сторож царя Додона? ( петушок)
3 рыбка
Какими словами начинается “Сказка о Попе и работнике его Балде»”? (“Жил-был поп толоконный лоб)
Каким было последнее желание старухи? ( быть владычицей морскою)
4 рыбка
С чем приходил невод ( 1- с тиной , 2- с травою морскою, 3- с золотой рыбкой)
О каком времени года идет речь в начале « Сказки о мертвой царевне»? ( зима)
Конкурс 5:
КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
Сколько раз закидывал старик невод? (три)
Как звали работника у попа? (Балда)
Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
Под кого бесенок залез? (под кобылу)
С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
За что работал Балда? (щелчки)
Что не заплатила бесы попу? (оброк)
Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
По вертикали:
Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)
Конкурс 6: Горница потерянных вещей.
Дети вынимают из мешка по очереди предметы, называют, в какой сказке они встречаются.
Веревка. («Да вот веревкой хочу воду морщить...»)
Палка. («Кто далее палку бросит, тот пускай оброк и уносит».)
Клюка. (Нищая черница ходит по двору, клюкой отгоняет пса.)
Мешок. (Поймал двух зайцев – и в мешок.)
Жемчуг. (...Жемчуга огрузили шею.)
Яблоко. (И к царевне наливное, // Молодое, золотое, // Прямо яблочко летит.)
Зеркальце. (Ей в приданое дано // Было зеркальце одно.)
Орехи. (А орешки не простые...)
Конкурс 7 “Что за прелесть эти сказки”
Назовите сказку, из которой взяты эти слова.
1. - Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)
2 - Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)
3 - Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)
4 Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?
(Царь Дадон « Сказка о золотом петушке»)
5 Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон. (“Сказка о золотом петушке”)
6.Улетела лебедь птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак. (“Сказка о царе Салтане…”)
7 В какой сказке царица умерла от радости?
« На него она взглянула,
Тяжелёхонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И кобедне умерла…»
( В « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
8. Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Конкурс 8 Поэтическая шкатулка. (Конкурс чтецов. Чтение стихотворений А.С.Пушкина, прослушивание романсов « Я вас любил», « Я помню чудное мгновенье»)
Конкурс 9 “Узнай от кого пришли телеграммы”
- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
Конкурс 10: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»
Учитель: Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.
1,2 команде: Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.
3,4 команде: Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
11 Конкурс капитанов Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.
1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
(То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».)
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
(То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».)
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
(«Я б для батюшки царя
Родила богатыря».)
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно… (тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.)
3.«Свет мой, зеркальце! Скажи…
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)
4.Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: …
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого
Конкурс 12: Узнайте сказку по следующим словам:
Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне».)
Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».)
Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Рать, воеводы, царь, мудрец, шахтер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
Конкурс 13: Мы – художники.
Мог ли так нарисовать человек, который не любит читать? Не имеет терпения? Не вкладывает душу? Ребятам рисование доставляло радость, и вот сегодня эта радость передается и нам. Пусть чаще каждый из вас дарит людям радость!
Подведение итогов викторины.
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.