СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по чтению "Что за прелесть эти сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по чтению "Что за прелесть эти сказки"»

10


Что за прелесть эти сказки

викторина по сказкам А.С. Пушкина

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; инсценировать эпизоды сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.


Ход мероприятия:

Учитель: С творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его стихи и сказки.

Ученик:

Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

Ученик

Более 200 лет тому назад 6 июня 1799 года родился А.С.Пушкин. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений великого русского поэта. Еще при жизни его называли “солнцем русской поэзии”. Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка.

Пушкин оставил нам много стихотворений, поэм, романов, рассказов и изумительные сказки.

Ученик:

Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.

«Сказка – ложь, да в ней намек:

Добрым молодцам урок», – писал А.С. Пушкин.

Учитель:

И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, сегодня мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое.

Известно, что вдохновителем поэта на создание чудесных сказок была его бабушка и няня Арина Родионовна.

Ученик Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,…..

Учитель: Сегодня в нашей викторине принимают участие 4 команды.

Представление команд.

Конкурс 1. “РАЗМИНКА” (ВОПРОСЫ КОМАНДАМ)

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? ("Сказка о попе и работнике его Балде", Балда)

2. Злой, сварливый персонаж из сказки А. С. Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, старуха)

3. Исполнитель песни “ Во саду ли в огороде” (“Сказка о царе Салтане…”, белка)

4. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

Конкурс 2: “Лучший знаток сказок” - А теперь узнаем. кто лучше всех прочитал сказки. Ответ к вопросам вы найдёте в самих текстах сказки.

  1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?

  2. Что кричал петушок, сидя на спице?

  3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?

  4. Что молвила третья сестрица?

  5. Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?

  6. С какими словами обращается старик к золотой рыбке?

  7. Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”

  8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”

  9. Каким был лоб у Балды?

  10. Где поп встретил Балду?

  11. У кого в лесу живёт царевна?

  12. Назовите кличку собачки семи богатырей

  13. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?

  14. Что подумала царевна о хозяевах терема?

  15. Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?

  16. За какую плату согласился работать Балда у попа?

Конкурс 3. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”

Командам было дано домашнее задание - приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.

Команда-соперница должна угадать название сказки.

Конкурс 4. “ВОПРОСЫ от Золотой рыбки» ”

- Вытянуть рыбку , прочитать вопрос и назвать правильный ответ. Команды выходят, по очереди тянут рыбок и отвечают на вопросы.

1 рыбка

1.Сколько раз закидывал старик невод в море?( 3 раза)

2. Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон? ( Чудный город, белку с золотыми орешкамиЮ 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна согласилась стать его женой).

2 рыбка

  1. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (Комар, муха, шмель.)

  2. Кто верный сторож царя Додона? ( петушок)

3 рыбка

  1. Какими словами начинается “Сказка о Попе и работнике его Балде»”? (“Жил-был поп толоконный лоб)

  2. Каким было последнее желание старухи? ( быть владычицей морскою)

4 рыбка

  1. С чем приходил невод ( 1- с тиной , 2- с травою морскою, 3- с золотой рыбкой)

  2. О каком времени года идет речь в начале « Сказки о мертвой царевне»? ( зима)

Конкурс 5:

КРОССВОРД ПО СКАЗКАМ


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)

  2. Сколько раз закидывал старик невод? (три)

  3. Как звали работника у попа? (Балда)

  4. Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)

  5. Под кого бесенок залез? (под кобылу)

  6. С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)

  7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)

  8. За что работал Балда? (щелчки)

  9. Что не заплатила бесы попу? (оброк)

  10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)


По вертикали:

  1. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)

  2. Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)

  3. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)

  4. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)

  5. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)

  6. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)

  7. Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)

  8. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)

  9. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)

  10. Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Конкурс 6: Горница потерянных вещей.

Дети вынимают из мешка по очереди предметы, называют, в какой сказке они встречаются.

Веревка. («Да вот веревкой хочу воду морщить...»)

Палка. («Кто далее палку бросит, тот пускай оброк и уносит».)

Клюка. (Нищая черница ходит по двору, клюкой отгоняет пса.)

Мешок. (Поймал двух зайцев – и в мешок.)

Жемчуг. (...Жемчуга огрузили шею.)

Яблоко. (И к царевне наливное, // Молодое, золотое, // Прямо яблочко летит.)

Зеркальце. (Ей в приданое дано // Было зеркальце одно.)

Орехи. (А орешки не простые...)

Конкурс 7 “Что за прелесть эти сказки”

Назовите сказку, из которой взяты эти слова.

1. - Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (“Сказка о мертвой царевне…”)

2 - Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой. (“Сказка о попе..”)

3 - Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (“Сказка о царе Салтане…”)

4 Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?

(Царь Дадон « Сказка о золотом петушке»)

5 Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон. (“Сказка о золотом петушке”)

6.Улетела лебедь птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решились натощак. (“Сказка о царе Салтане…”)

7 В какой сказке царица умерла от радости?

« На него она взглянула,

Тяжелёхонько вздохнула,

Восхищенья не снесла

И кобедне умерла…»

( В « Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

8. Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Конкурс 8 Поэтическая шкатулка. (Конкурс чтецов. Чтение стихотворений А.С.Пушкина, прослушивание романсов « Я вас любил», « Я помню чудное мгновенье»)

Конкурс 9 “Узнай от кого пришли телеграммы”

- Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они пришли.

  1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

  2. Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

  3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

  4. Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

Конкурс 10: «СОБЕРИ СТРОКУ ИЗ СКАЗКИ»

Учитель: Я предлагаю командам за 1 минуту собрать строчки из сказок Пушкина.

1,2 команде: Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее.

3,4 команде: Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

11 Конкурс капитанов Узнайте, из какой сказки эти строчки, продолжите.

1.Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

(То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир».)

«Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица, -

(То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».)

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

(«Я б для батюшки царя

Родила богатыря».)

2. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно… (тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

3.«Свет мой, зеркальце! Скажи…

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

4.Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: …

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого

Конкурс 12: Узнайте сказку по следующим словам:

  1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне».)

  2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто («Сказка о рыбаке и рыбке».)

  3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шахтер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)


Конкурс 13: Мы – художники.

Мог ли так нарисовать человек, который не любит читать? Не имеет терпения? Не вкладывает душу? Ребятам рисование доставляло радость, и вот сегодня эта радость передается и нам. Пусть чаще каждый из вас дарит людям радость!

Подведение итогов викторины.

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!