СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);
  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;
  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".»

Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина

"Капитанская дочка".

Цели урока:

  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;

  • развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Швабрина, Гринева, Пугачева, Маши Мироновой);

  • помочь учащимся понять сложность и многогранность тематики повести;

  • воспитывать способности к нравственному выбору.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Вступительное слово учителя:

Мы прочли последнее большое произведение А. С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. А все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача - разгадать некоторые загадки “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути. (Презентация)

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить проблемы, поднятые автором в произведении, а также сосредоточим своё внимание на выборе темы домашнего сочинения, которое вы должны написать к субботе. (Запись в дневниках).

Но для того, чтобы наша работа была объективно плодотворной, я предлагаю поучаствовать вам в литературной викторине.

Литературная викторина по повести А.С. Пушкина.

(Перед каждым вопросом обозначено количество очков за правильный ответ.)

  1. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

  2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.)

  3. За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)


  1. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку премьер-майором.)

  2. “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. (“...солдат, а не шаматон”.)

  3. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу? (“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)

  4. Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка.)

  5. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв? (“Такова воля начальства”.)

  6. Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на

пятые сутки.)

  1. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

  2. Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

  3. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)

  4. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? (“Ваше благородие, ты...”)

  5. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около трёх часов.)

  6. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями.)

  7. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? (“Все они люди беспутные и горькие пьяницы”.)

  8. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

  9. Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана

Миронова? (130 солдат.)

Проблемные вопросы:

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими? (группа художников, фрагменты фильма.)

2. Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

(Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин

поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства.)

3. Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся к Швабрину, Гриневу, Пугачеву.

Швабрин

Гринев

Пугачев

подлость

впечатлительность

жестокость

предательство

смелость

великодушие

жестокость

храбрость

смелость

властолюбие

решительность

доброта

слабость духа

преданность

вспыльчивость

трусость

верность

одиночество

хитрость

искренность

властность

изворотливость

потребность в любви

милосердие

одиночество

прямодушие

благодарность



властность


4. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем?

(Мемуарист Петр Гринев – истинный дворянин, убежденный противник насильственных потрясений – в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Пугачеве. Таким образом, выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий.)

5. Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге? (Кузина, словарь) Давайте поразмышляем о самой важной проблеме современной цивилизации – воспитании человека.

"Честь истинная – всегда в соответствии с совестью" (Д. Лихачев).

В процессе беседы выявить, насколько у учащихся развито представление о нравственных качествах: чести, совести, достоинстве.

- С детства нас учат добру и справедливости, учат отличать правду от лжи, бескорыстие от зависти, первым долгом родителей во все времена было дать хорошее воспитание своим детям. Почему именно воспитание, а не образование?

(Можно много учиться, но если не знать законов, по которым строится жизнь или не соблюдать их, то вряд ли жизнь вообще можно построить).

- Что же нужно человеку, чтобы жить правильно?

- Так как вы очень молоды, прошу вас обратиться к мудрости величайшего гуманиста ХХ века академика Д.С. Лихачева.

Демонстрация портрета Д. С. Лихачева.

Чтобы правильно жить, необходимо:

  1. Не совершать никаких поступков, которые бы роняли достоинство человека;

  2. Уметь жертвовать собой;

  3. Ничего не делать против своей совести. (Запись в тетради)

- Какой смысл вы вкладываете в слово "совесть"?

- Автор толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даль дает такое определение этому слову:


Совесть - внутреннее сознание добра и зла, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла.

- Какие качества являются слагаемыми совести? (Истина и добро);

- Вновь обратимся к Д. С. Лихачеву. Что сопутствует совести? (Честь);

- В чем видит выражение чести ученый? (В том, что человек держит слово, не нарушает этических норм, соблюдает достоинство и т. д.);

- Близко ли мнение Лихачева определению "чести" В.И. Даля?

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, честность, доблесть, благородство души и чистая совесть.

Вывод: Что необходимо человеку, чтобы быть Человеком? Как говорит об этом академик Д.С. Лихачев? Зачитайте.

III. Вторая учебная ситуация. "Да кто его отец?"

- Кто является образцом чести и совести в повести?

Учитель: Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").

- Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.

Вывод: Прощальные слова, обращенные к сыну, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это – напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.

- Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?

(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца, но и расширил её границы. Если для Гринева-отца честь – это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. Честь для Петра Гринева не только сохранение офицерского и дворянского достоинства, но и доброе отношение к людям, верность слову и любви. Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева». И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)

За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?

(Держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)

Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочка».

"Пушкин – это наше все!"

Выяснить, в чем современность Пушкина.

  • Почему повесть А. С. Пушкина близка нам, живущим в 21 веке?

  • Чем стало творчество А. С. Пушкина для русского человека?

Заключительное слово учителя.

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!