СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме: Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники»

УРОК №

Тема: Обобщающий урок по теме: Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники.

Цель: Повторить особенности организации прокариот, грибов; закрепить умение выявлять черты сходства и различия изученных групп организмов Задачи: Образовательная: закрепить полученные знания о бактериях и грибах (особенностях их строения, питания, размножения), определить их роль в природе и жизни человека, подчеркнуть особое положение бактерий и грибов в системе органического мира, закрепить изученные термины по данной теме. Развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект (логическое мышление, речь), эмоциональную сферу у учащихся. Воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, чувства ответственности за свою жизнь и здоровье. Планируемые результаты Предметные: знать понятия прокариоты, микроорганизмы, спора, симбиоз, эукариоты, микориза, геминофор, мицелий, спорангий, гифы, сапрофиты, паразиты, гетеротрофы; характеризовать бактерии, грибы, лишайники. Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Метапредметные (УУД) Личностные: формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики. Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения. Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: урок контроля знаний и умений.

Технологии: игровые технологии, технологии группового обучения, здоровьесберегающие технологии.  

Оборудование: таблицы «Бактерии.Грибы», «Лишайники», портреты учёных, гербарий «Основные группы организмов», задания с карточками для групп.


Ход урока:

I. Организационный момент (Приветствие, проверка готовности, отсутствующие).

II. Ознакомление ребят с организацией проведения урока, постановка темы и цели урока.

Учитель: Поясните смысл фразы «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты», - сказал однажды Д. Хевелси (датский химик). Запись фразы на доске.

Ответы учеников.

Учитель: Итак, мы с вами отправляемся в мир ваших знаний.


III. Работа учителя с учащимися.

Учитель: Прежде чем нам приступить к работе, я хочу задать вам задачку: перед вами треугольник понятий. Ваша задача постараться разгадать, о чем здесь идет речь? (Двойники – Первопроходцы - Экстремалы)

Первопроходцы





Двойники Экстремалы

Ответы учащихся.

Учитель: Сегодня мы с вами обобщим и повторим знания, полученные в результате изучения тем «Бактерии», «Грибы», «Лишайники».

Задание 1. Работа в группах, парах.

«Терминологический дождь». Вам предлагается обсудить в паре одно из понятий по теме Бактерии (1 группа), Грибы (2 группа), Лишайники (3 группа) и предложить его на доске. Далее учащиеся называют по цепочке свои понятия и формируем на доске 3 схемы: бактерии - грибы - лишайники.

Бактерии Грибы Лишайники Нуклеоид мицелий симбиоз

Автотрофы гетеротрофы лихенология

Аэробы микориза накипные

Анаэробы гифы листоватые

Брожение микология кустистые

Антибиотики сапротрофы биоиндикаторы

Цианобактерии геминофор таллом

Сапротрофы плодовое тело ягель

Прокариоты спорангий цианобактерии

Спора паразиты эукариоты


Дополнительные вопросы - кокки, бациллы, спириллы, бактериология

Учащиеся


Задание 2. Индивидуальный опрос. Составить рассказ по таблице о данной группе.

Заслушиваются ответы учащихся.


Задание 3. Групповая работа.

Решаем экологические задачи.

1 группа. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению. 

Предполагаемый ответ. Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола, поэтому и “жмется” гриб к дереву. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве.

2 группа. Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. Предполагаемый ответ. Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают, но не разрушаются.

3 группа. Количество злокачественных опухолей у коренного населения некоторых арктических районов оказывается заметно выше среднего. Исследователи связывают этот факт с резким увеличением поступления в организм людей на Севере радиоактивных веществ по цепи питания: лишайник – олень – человек. Почему? Предполагаемый ответ. Лишайники из-за медленного роста и значительной продолжительности жизни способны накапливать радиоактивные вещества из окружающей среды. Олени питаются лишайниками, накапливая вредные вещества в организме. Если человек питается только оленьим мясом, то радиоактивные вещества накапливаются и в его организме. Это приводит к серьезным заболеваниям.

Заслушивание ответов.


Задание 4. Фронтальный опрос. «Галерея учёных». Перед вами галерея портретов учёных (фамилии на доске), внёсших определённый вклад в изучение грибов, бактерий, лишайников.

1.Карл Линней 2.Александр Флеминг 3.А.Н. Бекетов 4. Роберт Кох 5. Антон Ван Левенгук 6. И.И. Мечников

Вопросы

1.Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н.э. А кто же открыл дрожжи? Случилось это около 300 лет назад в Голландии. Первым их увидел в микроскоп и зарисовал…. (Антон Ван Левенгук)

2. В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода Пенициллиум, убивавший бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине стали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали антибиотиками. Кто из учёных открыл пенициллин? ( Александр Флеминг)

3. Мы говорим: Вешенка обыкновенная; Дождевик съедобный; Шампиньон двуспоровый; Сыроежка желтая. А кто из ученых придумал бинарную номенклатуру? ( Карл Линней).

4. Есть дрожжи, которые образуют не круглые , а игловидные споры .Впервые их обнаружил русский ученый в 1884г .в теле дафний. Оказывается, игловидная форма помогает спорам прокалывать стенку кишечника хозяина, куда гриб попадает вместе с водой. Теперь эти дрожжи носят имя ученого, обнаружившего их. Кто это?( И.И. Мечников)

5. 28 летнему ученому жена на день рождение подарила микроскоп. Это положило начало его исследовательской работе. Им были открыты холерный вибрион, туберкулёзная палочка, бацилла сибирской язвы. За исследование туберкулёза награждён Нобелевской премией. (Роберт Кох)

6. Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи» в 1860 году. Кто предложил это название? (А.Н Бекетов).

Учащиеся называют имя учёного, показывают портрет.


IV. Физминутка. Представитель бактерий – руки вперёд, представитель грибов –руки вверх, представитель лишайников- руки в стороны.

Дрожжи, кишечная палочка, мукор, пармелия, сморчки, цианобактерии, ксантория, бледная поганка, кладония, менингококк, опята.


Задание 5 . Работа индивидуальная.

Тестирование.

Выберите номера правильных утверждений.

1. Бактерии самые древние обитатели нашей планеты (+)

2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы (-)

3. Грибы – это растения лишенные хлорофилла (-)

4. Все бактерии – паразиты человека и животных (-)

5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха (+)

6. Деревья от грибов получают минеральные вещества (+)

7. Грибы размножаются вегетативно или спорами (+)

8. В лишайнике присутствуют два компонента – автотрофный и гетеротрофный (+)

9. Для грибов характерен только паразитический образ жизни (-)

10.Цианобактерии – гетеротрофные организмы (-)

Ответы: 1,5,6,7,8.

«5»- без ошибок;

«4»- 1 ошибка;

«3»- 2 ошибки;

«2»- 4,5 ошибок.


Задание 6. Групповая работа.

«Знания на всю жизнь»

1 группа. Признаки при отравлении грибами.

Признаки отравления:

Признаки могут проявляться не сразу, а через несколько часов. Боль в животе, тошнота, рвота, понос, сильное слюноотделение, холодный пот. Головная боль. Температура тела понижается до 36-35. Пульс слабеет, конечности холодные. Сознание сохраняется, почти всегда.


2 группа. Первая помощь при отравлении грибами.

Вызвать врача, а до его прихода очистить желудок, положить пострадавшего в кровать, к ногам и животу приложить грелки (не давать спать!); нужно давать пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайную ложку на стакан воды- это несколько ослабит тошноту!); можно давать крепкий чай, черный кофе, мед и молоко; нельзя давать алкоголь, так как спирт содействует быстрому всасыванию ядов грибов; остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследовании.


3 группа. Правила сбора грибов.

Ходить собирать грибы лучше с тем. Кто хорошо знает грибы. Собирать только знакомые молодые “здоровые” грибы, а червивые, трухлявые не брать. При сборе грибов не повредить грибницу, для этого трубчатые виды грибов лучше выкручивать, а пластинчатые и сумчатые – срезать или ломать. Найдя гриб, осмотреться, рядом растут ещё другие грибы. Собирать грибы в проветриваемую корзинку. Не собирать грибы возле авто и ж/д дорог, аэропортов.


Задание 7. Фронтальная опрос. «Рассуждалки». Ответить на вопросы.

- Что общего у грибов с растениями и животными?

- В чём вред и в чём польза бактерий?

- Почему лишайники необычные организмы?

- Кого из изученных нами организмов можно назвать: Двойниками - Первопроходцами- Экстремалами? И почему?


V. Рефлексия.

Предложите подходящее для соседа по парте суждение, как он сегодня поработал на уроке.

Ты молодец.

Я доволен(а) твоей работой на уроке.

Ты мог(ла) бы поработать лучше.


VI. Итог урока. Выставление оценок.  

Давайте подведем итоги работы. Лучшими и самыми внимательными и сообразительными путешественниками в мир своих знаний оказались …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!