Обобщающий урок по теме Томская область 9 класс
Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы «Томская область» через повторение и обобщение.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Томск
Мой хороший,
Мой красивый,
Стародавний, красочный,
Ты один такой в России,
Будто терем сказочный.
Весь в резьбе, как в паутинке,
Птиц на ставни выпустил.
На певучей берестинке
Тебя мастер высвистел.
Из травинок,
Из росинок
На досуге сотворил –
И в счастливый час России
Это чудо подарил.
III. Обобщение пройденного
- Расскажите о географическом положении края, покажите границы нашей области.
Ответы детей. Томская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Наша область граничит на западе с Омской и Тюменской областями, на западе и севере — с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке — с Красноярским краем, на юге — с Кемеровской и Новосибирской областями.
- Найдите границы Томской области на контурной карте.
Работа проходит в группах.
- Какие реки протекают по территории края?
Ответы детей. Главная река — Обь, пересекает область по диагонали с юго-востока на северо-запад, деля её на две почти равные части. Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области: Томь, Чулым , Чая, Кеть, Парабель, Васюган.
В области насчитывается 573 реки длиной более 20 км общей протяженностью 39.5 тыс.км.
Наиболее крупные реки: Чулым – 1799 км, Кеть – 1621 км, Васюган – 1082 км, Тым – 950 км, Томь – 827 км, Парабель – 308 км. Чулым и Томь берут начало в горах Кузнецкого Алатау,
Многочисленны озера пойменного и внутриболотного происхождения.
Болота (28,9 %, в частности одно из крупнейших в мире Васюганское болото).
- Подпишите названия рек на контурной карте.
(оценивание детьми своей работы)
- Когда была образована Томская область?
( 13 августа 1944 года)
- Как назывался раньше наш край?
(Томская губерния, основана в 1804 году)
- Какой город является центром области?
(Томск. 20 января 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей.)
Скажите, какие народности жили на территории области до прихода русских?
(Татары, селькупы, ханты, эвенки)
- Чем же манила к себе Сибирь русских землепроходцев и промышленников?
(Рыбная ловля, охота за ценным пушным зверем, полезные ископаемые, особенно золото)
(оценивание детьми своей работы)
- Что мы называем заповедником?
В Томской области в настоящее время есть один заповедник на Васюганских болотах.
- Вспомните, какую природную зону занимает территория Томской области?
Дети. Большую часть области занимает зона лесов.
-Что мы называем заказником?
15 зоологических заказников:
- Разгадайте кроссворд «Животные Томской области». Найдите названия 11 животных.
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |
- Вспомните, какие животные занесены в Красную книгу?
Дети. В Красную книгу Томской области вошло около 200 представителей флоры и фауны:
обыкновенный ёж, русская выхухоль, бурый ушан, сибирская белозубка, сибирская косуля, чомга, серая цапля, черный аист, обыкновенный фламинго и другие.
Наш урок я хочу закончить словами Самуила Маршака.
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ.
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - "Благодать!".
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |
Ц | Т | Е | Т | Е | Р | Е | В | О | Л | К | У | П | Б |
В | У | Г | Л | У | Х | А | Р | Ь | К | Е | Ж | В | Е |
А | З | А | Я | Ц | Ж | Э | Л | И | С | А | А | П | Л |
С | О | Б | О | Л | Ь | Л | Д | М | Ы | Ш | Ь | Р | К |
Л | М | Е | Д | В | Е | Д | Ь | Т | Л | О | С | Ь | А |
| | | | | | | | | | | | | |