СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме Томская область 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщающий урок по сибиреведению в 9 классе тема Томская облась

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме Томская область 9 класс»

Обобщающий урок по теме Томская область 9 класс


Цель урока: вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы «Томская область» через повторение и обобщение.


Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Томск

Мой хороший,

Мой красивый,

Стародавний, красочный,

Ты один такой в России,

Будто терем сказочный.

Весь в резьбе, как в паутинке,

Птиц на ставни выпустил.

На певучей берестинке

Тебя мастер высвистел.

Из травинок,

Из росинок

На досуге сотворил –

И в счастливый час России

Это чудо подарил.

III. Обобщение пройденного

- Расскажите о географическом положении края, покажите границы нашей области.

Ответы детей.  Томская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Наша область граничит на западе с  Омской  и  Тюменской  областями, на западе и севере — с Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке — с Красноярским краем, на юге — с Кемеровской и Новосибирской областями.

- Найдите границы Томской области на контурной карте.

Работа проходит в группах.

- Какие реки протекают по территории края?

Ответы детей.  Главная река — Обь, пересекает область по диагонали с юго-востока на северо-запад, деля её на две почти равные части. Основные притоки Оби, впадающие в неё на территории Томской области:  Томь,  Чулым , Чая, Кеть, Парабель, Васюган. 

В области насчитывается 573 реки длиной более 20 км общей протяженностью 39.5 тыс.км.

Наиболее крупные реки: Чулым – 1799 км, Кеть – 1621 км, Васюган – 1082 км, Тым – 950 км, Томь – 827 км, Парабель – 308 км. Чулым и Томь берут начало в горах Кузнецкого Алатау,

Многочисленны озера пойменного и внутриболотного происхождения.

Болота (28,9 %, в частности одно из крупнейших в мире Васюганское болото).

- Подпишите названия рек на контурной карте.

(оценивание детьми своей работы)

- Когда была образована Томская область?

13 августа 1944 года)

- Как назывался раньше наш край?

 (Томская губерния, основана в 1804 году)

- Какой город является центром области?

(Томск. 20 января 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова  приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей.)

Скажите, какие народности жили на территории области до прихода русских?

(Татары, селькупы, ханты, эвенки)

- Чем же манила к себе Сибирь русских землепроходцев и промышленников?

(Рыбная ловля, охота за ценным пушным зверем, полезные ископаемые, особенно золото)

(оценивание детьми своей работы)

- Что мы называем заповедником?

В Томской области в настоящее время есть один заповедник на Васюганских болотах.


- Вспомните, какую природную зону занимает территория Томской области?

Дети. Большую часть области занимает зона лесов.

-Что мы называем заказником?

15 зоологических заказников:


- Разгадайте кроссворд «Животные Томской области». Найдите названия 11 животных.


Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А

















- Вспомните, какие животные занесены в Красную книгу?

Дети. В Красную книгу Томской области вошло около 200 представителей флоры и фауны:

обыкновенный ёж, русская выхухоль, бурый ушан, сибирская белозубка, сибирская косуля, чомга, серая цапля, черный аист, обыкновенный фламинго и другие.

Наш урок я хочу закончить словами Самуила Маршака.


О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ.

Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.

Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - "Благодать!".

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.



Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А

























Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А

























Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А

























Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А

























Ц

Т

Е

Т

Е

Р

Е

В

О

Л

К

У

П

Б

В

У

Г

Л

У

Х

А

Р

Ь

К

Е

Ж

В

Е

А

З

А

Я

Ц

Ж

Э

Л

И

С

А

А

П

Л

С

О

Б

О

Л

Ь

Л

Д

М

Ы

Ш

Ь

Р

К

Л

М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

Т

Л

О

С

Ь

А




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!