Обобщающий урок по русской литературе на тему: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Учитель русского языка и литературы старшей школы № 2 города Капана Асатрян Нарине
ПЛАН УРОКА
Старшая школа № 2 города Капана
Класс: 10-д, экономический профиль
Тема урока: А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»(отрывки)
Тип урока: Обобщение изученного материала
Цели урока:
а) образовательные: систематизировать изученный материал.
б) воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере героев повести, раскрытие нравственной чистоты и душевного богатства, формирование культуры учащихся с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному произведению,
воспитание у учащихся чувства патриотизма;
в) развивающие: развитие коммуникативных способностей учащихся;
умение осмысливать нравственно-этический выбор героев романа, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать;
г) познавательные: стимулирование познавательной активности учащихся путём использования видеофильма, мультимедийных презентаций.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технологии развивающего обучения.
Наглядность: мультимедийные презентации PowerPoint, видеофрагменты из художественного фильма “Капитанская дочка” (1959 год, режиссер В. Каплуновский), иллюстрации к повести.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, динамики, рабочие карточки учащихся.
Ход урока:
I. Стадия вызова
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Диагностический тест.
II. Стадия осмысления
Работа по анализу произведения.
Представление групповых работ.
Работа по карточкам.
III. Стадия размышления. Рефлексия
Выводы по идейному содержанию повести.
Обобщение. Заключительное слово учителя.
Оценивание.
Вопросы для 3-х групп учащихся, подготовивших домашние заготовки по характеристике Гринёва, Пугачёва и Маши Мироновой.
ГРИНЁВ.
После просмотра видеофрагмента ответьте на следующие вопросы:
1) Какая сцена представлена в видеофрагменте?
2) Как вы объясните поведение Гринёва, Савельича и вожатого?
ПУГАЧЁВ
После просмотра видеофрагмента ответьте на следующие вопросы:
1) Как отнёсся Пугачёв к защитникам Белогорской крепости?
2) Почему Пугачёв помиловал Гринёва?
МАША МИРОНОВА
После просмотра видеофрагмента ответьте на следующие вопросы:
1) Какие события показаны в этом эпизоде?
2) Попробуйте охарактеризовать поведение героев повести – Пугачёва, Гринёва, Швабрина.
Рабочие карточки учащихся.
Ученик (ца) 10-д класса старшей школы № 2 __________________________________
Задание 1. Из предложенных ниже слов впишите в таблицу слова,
которые характеризуют Швабрина, Гринёва и Пугачёва.
Слова: подлость; впечатлительность; жестокость; предательство; смелость; великодушие; жестокость; храбрость; смелость; властолюбие; решительность; доброта; слабость духа; преданность; вспыльчивость; трусость; верность; одиночество; хитрость; искренность; властность; изворотливость; потребность в любви; милосердие; одиночество; прямодушие; благодарность.
Задание 2. Пронумеруйте картинки к «Капитанской дочке» в хронологическом порядке. |
 Поединок |  Савельич и Пугачёв |  Прощание Маши с отцом |  Буран |
№ | № | № | № |
 Письмо от отца Гринёва |  Учение в Белогор-ской крепости |  Освобождение Маши |  Императрица Екатерина II |  В доме у Мироновых |
№ | № | № | № | № |
Ответы.
Задание 1. Из предложенных ниже слов впишите в таблицу слова,
которые характеризуют Швабрина, Гринёва и Пугачёва.
Слова: подлость; впечатлительность; жестокость; предательство; смелость; великодушие; жестокость; храбрость; смелость; властолюбие; решительность; доброта; слабость духа; преданность; вспыльчивость; трусость; верность; одиночество; хитрость; искренность; властность; изворотливость; потребность в любви; милосердие; одиночество; прямодушие; благодарность.
Швабрин | Гринёв | Пугачёв |
подлость | впечатлительность | жестокость |
предательство | смелость | великодушие |
жестокость | храбрость | смелость |
властолюбие | решительность | доброта |
слабость духа | преданность | вспыльчивость |
трусость | верность | одиночество |
хитрость | искренность | властность |
изворотливость | потребность в любви | милосердие |
одиночество | прямодушие | благодарность |
Задание 2.
Пронумеруйте картинки к «Капитанской дочке» в хронологическом порядке.
 Поединок |  Савельич и Пугачёв |  Прощание Маши с отцом |  Буран |
№ 4 | № 7 | № 6 | № 1 |
 Письмо от отца Гринёва |  Учение в Белогор-ской крепости |  Освобождение Маши |  Императрица Екатерина II |  В доме у Мироновых |
№ 5 | № 2 | № 8 | № 9 | № 3 |
Урок по повести А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» в 10-д классе
экономического профиля. 18-02-2015 года. Старшая школа № 2 города Капана.
Учитель русского языка и литературы: Асатрян Нарине

5