СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме "Алгебра логики (решение логических задач)" 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 10 класса, обобщение изученного материала по теме "Решение логических задач"в виде защиты проекта, продолжительность проекта 3 недели. Дети разбиваются на три группы: поисковики, исследователи, практики. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Алгебра логики (решение логических задач)" 10 класс»

  1. Обобщающий урок по информатике в 10 классе
  2. "Алгебра логики. "

Цели:

  • Образовательные:

    • углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач

    • закрепление практических навыков применения законов логики и правил преобразования сложных логических выражений при решении практических логических задач.

  • Развивающие:

    • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;

    • способствовать развитию памяти, внимания;

  • Воспитательные:

    • воспитывать коллективизм, творческое отношение к порученному делу.


  • Дидактические цели

  • развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;

  • приобретение навыков самостоятельной работы;

  • развивать критическое мышление, умение анализировать, сформулировать проблему указать пути её решения;

    • развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы

Тип урока: обобщение изученного материала в виде защиты проектов

Продолжительность проекта 3 недели (6 учебных часов)

Предполагаемые результаты проекта.

  1. закрепление знаний и умений по теме «Алгебра логики»

  2. закрепление умений пользования офисными программами


Этапы и сроки проведения проекта.

Подготовительный этап.


1 неделя.(2 часа) Определение темы проекта, постановка целей и задач, определение вопросов по теме проекта. Планирование проекта учителем,подготовка материалов (список информационных источников, подборка задач для 3 группы, вводная презентация проекта, критерии оценки).

Вводная презентация проекта Деление учащихся на группы: теоретики, исследователи, практики. Обсуждение с учащимися критериев оценивания презентации, буклета, сообщения, листов опорных сигналов и т.п.



Основной этап

2 неделя. Постановка проблемных и учебных вопросов для группы. Работа групп учащихся по своим темам:

Задание для группы Поисковики, работающей по теме «Какую алгебру называют Булевой»:

      1. найти информацию в Интернете по вопросу «Какие ученые заложили основные логические принципы в создании современного компьютера» и оформить результаты в программе Windows Live

    1. оформить листы опорных сигналов в текстовом редакторе по вопросу «Какие логические операции изучает алгебра логики»

    2. упростить логические выражения и функции, данные учителем, построить таблицы истинности, результаты оформить в програме по выбру уч-ся

    3. сделать выводы

Задание для группы Исследователи , работающей по теме «Способы решения логических задач»:

1) оформить буклет с использованием программы Publisher по темам «Логические законы», «Преобразование логических функций и выражений»

      1. решить логические задачи, данные учителем, используя различные способы, оформить решение в презентации

Задание для группы Практики, работающей по теме «Решение логических задач с использованием информационных технологий»:

1) решить задачи данные учителем, с помощью электронных таблиц и языка программирования Паскаль

2) оформить решение задач в презентации

Заключительный этап

3 неделя (2 часа). Урок — защита проекта. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.


  1. План урока


  1. Оргмомент – 1 мин.

  2. Вводное слово – 5 мин.

  3. Выступление 1 группы– 7 мин.

  4. Выступление 2 группы — 7 мин.

  5. Выступление 3 группы — 7 мин.

  6. Подведение итогов — 5 мин.

  7. Рефлексия — 8 мин.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(проверка присутствующих, проверка готовности к работе).


2. Здравствуйте ребята! Очень рада снова видеть вас. Желаю вам хорошего настроения. Думаю - у нас все получится.

Сегодня у нас заключительный урок по теме: «Основы логики», на котором мы попытаемся ответить на вопрос «Где истина, где ложь?» Слайд1

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у вас понятие «логика»? Учащиеся: правильно, логично, Аристотель, таблицы истинности … (методика ассоциативный ряд)

Действительно, при изучении темы Основы логики мы с вами встречали многие из этих понятий, познакомились с основами формальной логики, рассмотрели алгебру логики и логические основы устройства компьютера.

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по данной теме, закрепим умения строить таблицы истинности, читать логические схемы, решать логические задачи из разных областей знаний.

У каждого из вас есть лист с критериями оценивания, в которых в течение всего урока вы будете отмечать результаты работы своей группы и работы .

Но прежде чем приступить к теме урока, давайте повторим основные определения по теме “Логика”. Слайд 2, Слайд3

  • Как человек мыслит?

  • Что называется алгеброй высказываний?

  • Что в нашей речи является высказыванием, а что- нет?

  • В чем сходство и различие в арифметическом умножении и логическом умножении?

  • Почему алгебру логики мы называем булевой алгеброй?

  • Для чего мы изучаем алгебру логики, так ли она важна в нашей жизни?




Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку. Физкультминутка.

Упражнение первое:

сжимать и разжимать кулаки. Повторить 4- 5 раз.

Упражнение второе:

перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение третье:

резко зажмурить глаза на 2-3 секунды: и широко открыть на 2-3 секунды, повторить упражнение 10 раз.




Законы логики, правила преобразования логических выражений, умение составлять таблицы истинности довольно часто используются при решении задач из разных областей знаний: философии, юриспруденции, криминалистики, психологии и др. наук.

Я надеюсь, что ваши знания помогли справиться с предложенными логическими задачами. Слушаем выступление группы Практиков



  1. этап – Прошли минуты совместного общения. Подведем итоги. Консультанты озвучьте результат работы своей группы.


  1. Рефлексия Учащимся предлагается составить и прочитать синквейн со словами логика, понятие, высказывание, умозаключение

  • Учитель: Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. При его написании существуют определенные правила, которые в незначительной мере варьируют от автора к автору.

  • Правила написания  синквейна:

  • 1 строка – заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • 2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • 3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • 4 строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • 5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта, синоним ключевого слова (существительное).

Пример:

Информатика.

Сложная, техническая.

Изучает, систематизирует, обрабатывает.

Увлекательный и интересный предмет.

Наука.


А закончить наш урок мне хотелось бы словами Л. Кэрролла:

Овладев... методами «символической логики», вы получите увлекательное развлечение, не требующее ни специальных досок, ни карт, и к тому же полезное, независимо от того, чем вы занимаетесь. Методы эти позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, выработают у вас привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики.


- Так что ясных вам мыслей и оригинальных решений любых задач, с которыми вы будете сталкиваться в своей жизни.

- Урок окончен.

Источники информации

Печатные источники:

1)Н. Д. Угринович Учебник по информатике и ИКТ 10 класс- профильный уровень

2)О.Б.Богомолова Логические задачи

3)Некоторые способы решения логических задач Шевченко В.И.

4) ЕГЭ Информатика. Типовые тестовыезаданияФИПИ. Крылов С.С., Ушаков Д.М.


Интернет – ресурсы:

http://zadacha.uanet.biz/

http://festival.1september.ru/articles/553190/

http://wiki.iteach.ru/

http://kinderinf.narod.ru/log.htm

http://wiki.syktsu.ru/index.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8

http://festival.1september.ru/articles/599623/

http://festival.1september.ru/articles/557115/

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B8

sh-scool1.narod.ruarxiv/logika.doc


Критерии оценивания работы группы

Группа (название) ____________________

Участники группы _________________________________________________________________________________

Критерии выставляются от 0 до 5 баллов

Критерии

Самооценка группы

Оценка класса

Оценка учителя

  1. Сформулированы проблемы, определены цели исследования

2. Использованы достоверные источники информации (исторические источники, энциклопедии, статьи профессиональных историков)

3. Исследования соответствуют целям и отвечают на направляющие вопросы

4. Результаты работы содержат аргументированные выводы

5. Результаты работы представлены при помощи компьютерных средств (презентация, буклет, фильм)

6. Соблюдены авторские права

7. Ссылки на использованные Интернет-источники, печатные материалы оформлены в соответствии с правилами цитирования

8. Результаты исследования оформлены эстетично, не перегружены большим объемом информации, дизайн не мешает восприятию

9. Устное выступление группы логично, последовательно отражает этапы работы, не повторяет текст презентации или буклета

10. В ходе устного выступления даны ответы на вопросы, убедительно аргументирована представленная точка зрения




Сумма баллов





Задачи для группы Исследователи.

Задача 1

В небольшом районном городе живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин и Капустин. Профессии у них разные: один из них маляр, другой - мельник, третий - плотник, четвертый - почтальон, а пятый – парикмахер.

Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти.

Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ.

Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном.

Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком.

Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром.

Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг.

Почтальон предпочитает бриться сам.

Кто есть кто?


Ответ: Иванов – парикмахер, Петренко - мельник, Сидорчук –почтальон, Гришин - плотник, Капустин – маляр.


Задачи для группы Поисковики.


Требуется упростить: X & Y v X & Y v X & Z


Решение:

В данном случае воспользуемся законом двойного отрицания:

X & Y v X & Y v X & Z = X & Y v X & Y v X & Z =

{раскроем одно отрицание}= (X & Y) & (X & Y) & (X & Z) =

= (X v Y) & (X v Y) & (X v Z) = {перемножим первую и вторую скобки, упростим, а третью скобку оставим без

изменения}= (X & X v X & Y v X & Y v Y & Y) & (X v Z) =

= (X & Y v X & Y) & (X v Z) = {перемножим скобки,

упростим}= X & X & Y v X & Y & Z v X & Y v X & Y & Z =

= X & Y & Z v X & Y = {применим закон де Моргана}= = X & Y & Z & (X v Y) = (X v Y v Z) & (X v Y)


Задачи для группы Практиков.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!