СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Класс Пресмыкающиеся»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока БИОЛОГИИ, на конкурс «45 МИНУТ СЛАВЫ»

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Класс Пресмыкающиеся»»

Тема урока . Обобщающий урок по теме «Класс Пресмыкающиеся».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Пресмыкающиеся».

Задачи занятия:

  • повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека.

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

  • Способствовать воспитанию любви к родной природе, чувство гражданской ответственности за охрану и рациональное использование, сохранность природных богатств родины.

Оборудование: мультимедиа оборудование, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», опорно-схематический конспект.

Тип урока: обобщение.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Девиз урока:

«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой).

II. Основной этап


1.«Две корзинки». Работа в парах. На ваших столах сведения о прыткой ящерице и об обыкновенной. Разделите их на две стопки.

  • Ведет полуводный, полуназемный образ жизни;

  • Ведет наземный образ жизни;

  • Имеет парные конечности;

  • Конечности не развиты;

  • Питается насекомыми и их личинками;

  • Питается рыбой и лягушками;

  • Глаза защищены подвижными верхними и нижними веками;

  • Веки срослись в прозрачную мигательную перепонку;

  • При линьке старых покровов сходит лоскутами;

  • При линьке старый покров сходит целиком (чулком).


2. «Светофор»

Земноводные – поднимают зеленый цвет.

Пресмыкающиеся – поднимают красный цвет.

  • Кожа голая, тонкая;

  • Кожа имеет роговые чешуйки;

  • В скелете нет рёбер;

  • В шейном отделе 8 позвонков;

  • Лёгкие многоячеистые;

  • Сердце трёхкамерное без перегородок;

  • Холоднокровные;

  • Крупный передний мозг;

  • Оплодотворение наружное;

  • Откладывают яйца.


3. Заполните таблицу, используя плакаты скелетов ящерицы, змеи и черепахи.

Название животного

Общие черты в строении скелета

Отличия в строении скелета

Ящерица



Змея



Черепаха




4. Физкультминутка. Установить соответствие представителей к отрядам Пресмыкающихся.

  • Крокодилы – взмахи руками;

  • Черепахи – наклоны туловища в сторону;

  • Змеи – приседания.

  1. Ящерица прыткая;

  2. Уж обыкновенный;

  3. Гадюка обыкновенная;

  4. Желтопузик;

  5. Черепаха среднеазиатская;

  6. Крокодил нильский;

  7. Веретеница.

5. Решите в тетрадях кроссворд



1








2












3










4











5







1-тропическая ящерица, ведущей ночной образ жизни;

2-водяной удав;

3- чешуйчатое пресмыкающееся, занесенное в красную книгу, встречающееся на территории Туркмении;

4-ядовитая змея, живущая в песках Средней Азии;

5- крупная ящерица.

В выделенном столбце должно получится название одной из самых ядовитых змей семейства аспидовых.

III. Повторение и обобщение

  1. «Найди пару»Установите соответствие между представителями и местом обитания Пресмыкающихся

Ящерица прыткая

Живет в лесах с полянами и хорошим травостоем, на лесных опушках, вырубках, зарастающих гарях, болотах, берегах рек и озер.

Уж обыкновенный

Живет в широколиственных и смешанных лесах, но обычно неподалеку от леса.

Гадюка обыкновенная

Живет в сухих прогреваемых солнцем местах, в степях, лесах, рощах, садах, горах(на высоте до 1,5 км).

Желтопузик

Живет в речных долинах, на предгорных равнинах, поросших травой и кустарником, в разреженных лиственных лесах, садах, виноградниках.

Черепаха среднеазиатская

Живет по берегам рек и озер тропических стран.

Крокодил нильский

Живет в сухих степях, полупустынях, на склонах гор, покрытых кустарником, сухих разреженных лесах, садах, полях.

Веретеница

Живет по берегам болот, рек, прудов, на сырых лугах, огородах, в садах, иногда на скотных дворах


  1. «Таро» На картах написан вопрос и по очереди учащееся вытаскивают карту из стопки и дают краткий ответ.

  • Каких животных называют пресмыкающимися?

  • В каких местообитаниях встречаются?

  • Чем покрыто тело снаружи?

  • Перечислите особенности внешнего строения, являющихся приспособлениями к наземному образу жизни.

  • В чем различие конечностей земноводных и пресмыкающихся?

  • Каковы особенности строения скелета?

  • Каковы особенности строения кровеносной системы?

  • Каковы особенности строения органов пищеварения?

  • Какая температура тела пресмыкающихся?

  • С чем связано усложнение строения нервной системы?

  • Где происходит размножение пресмыкающихся?

  • Как происходит развитие пресмыкающихся?

  • Какие существуют доказательства происхождения пресмыкающихся от земноводных?

  • Какие виды пресмыкающихся относятся к отряду чешуйчатых?

  • Какие пресмыкающиеся относятся к отрядам крокодилов и черепах?

  • Как и чем питаются змеи?

  • Почему крокодилов и морских черепах считают вторичными животными?

  • Какое значение в природе имеют пресмыкающиеся?

  • Для каких целей человек использует пресмыкающихся?

  • Почему пресмыкающиеся нуждаются в охране?

IV. Выводы.


V. Рефлексия обучающихся

Оцените своё личное отношение к пройденной теме – показав 1 из трех смайликов, которые лежат у вас на столе.


VI. Подведение итогов, задание на дом

Напишите когда и от каких групп животных на Земле произошли древние пресмыкающиеся? Чем они отличались от современных видов?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!