Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Класс Пресмыкающиеся»»
Тема урока . Обобщающий урок по теме «Класс Пресмыкающиеся».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Класс Пресмыкающиеся».
Задачи занятия:
повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности пресмыкающихся, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека.
Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
Способствовать воспитанию любви к родной природе, чувство гражданской ответственности за охрану и рациональное использование, сохранность природных богатств родины.
Оборудование: мультимедиа оборудование, таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», опорно-схематический конспект.
Тип урока: обобщение.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Девиз урока:
«Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой).
II. Основной этап
1.«Две корзинки». Работа в парах. На ваших столах сведения о прыткой ящерице и об обыкновенной. Разделите их на две стопки.
Ведет полуводный, полуназемный образ жизни;
Ведет наземный образ жизни;
Имеет парные конечности;
Конечности не развиты;
Питается насекомыми и их личинками;
Питается рыбой и лягушками;
Глаза защищены подвижными верхними и нижними веками;
Веки срослись в прозрачную мигательную перепонку;
При линьке старых покровов сходит лоскутами;
При линьке старый покров сходит целиком (чулком).
2. «Светофор»
Земноводные – поднимают зеленый цвет.
Пресмыкающиеся – поднимают красный цвет.
Кожа голая, тонкая;
Кожа имеет роговые чешуйки;
В скелете нет рёбер;
В шейном отделе 8 позвонков;
Лёгкие многоячеистые;
Сердце трёхкамерное без перегородок;
Холоднокровные;
Крупный передний мозг;
Оплодотворение наружное;
Откладывают яйца.
3. Заполните таблицу, используя плакаты скелетов ящерицы, змеи и черепахи.
Название животного | Общие черты в строении скелета | Отличия в строении скелета |
Ящерица | | |
Змея | | |
Черепаха | | |
4. Физкультминутка. Установить соответствие представителей к отрядам Пресмыкающихся.
Ящерица прыткая;
Уж обыкновенный;
Гадюка обыкновенная;
Желтопузик;
Черепаха среднеазиатская;
Крокодил нильский;
Веретеница.
5. Решите в тетрадях кроссворд
1-тропическая ящерица, ведущей ночной образ жизни;
2-водяной удав;
3- чешуйчатое пресмыкающееся, занесенное в красную книгу, встречающееся на территории Туркмении;
4-ядовитая змея, живущая в песках Средней Азии;
5- крупная ящерица.
В выделенном столбце должно получится название одной из самых ядовитых змей семейства аспидовых.
III. Повторение и обобщение
«Найди пару»Установите соответствие между представителями и местом обитания Пресмыкающихся
Ящерица прыткая | Живет в лесах с полянами и хорошим травостоем, на лесных опушках, вырубках, зарастающих гарях, болотах, берегах рек и озер. |
Уж обыкновенный | Живет в широколиственных и смешанных лесах, но обычно неподалеку от леса. |
Гадюка обыкновенная | Живет в сухих прогреваемых солнцем местах, в степях, лесах, рощах, садах, горах(на высоте до 1,5 км). |
Желтопузик | Живет в речных долинах, на предгорных равнинах, поросших травой и кустарником, в разреженных лиственных лесах, садах, виноградниках. |
Черепаха среднеазиатская | Живет по берегам рек и озер тропических стран. |
Крокодил нильский | Живет в сухих степях, полупустынях, на склонах гор, покрытых кустарником, сухих разреженных лесах, садах, полях. |
Веретеница | Живет по берегам болот, рек, прудов, на сырых лугах, огородах, в садах, иногда на скотных дворах |
«Таро» На картах написан вопрос и по очереди учащееся вытаскивают карту из стопки и дают краткий ответ.
Каких животных называют пресмыкающимися?
В каких местообитаниях встречаются?
Чем покрыто тело снаружи?
Перечислите особенности внешнего строения, являющихся приспособлениями к наземному образу жизни.
В чем различие конечностей земноводных и пресмыкающихся?
Каковы особенности строения скелета?
Каковы особенности строения кровеносной системы?
Каковы особенности строения органов пищеварения?
Какая температура тела пресмыкающихся?
С чем связано усложнение строения нервной системы?
Где происходит размножение пресмыкающихся?
Как происходит развитие пресмыкающихся?
Какие существуют доказательства происхождения пресмыкающихся от земноводных?
Какие виды пресмыкающихся относятся к отряду чешуйчатых?
Какие пресмыкающиеся относятся к отрядам крокодилов и черепах?
Как и чем питаются змеи?
Почему крокодилов и морских черепах считают вторичными животными?
Какое значение в природе имеют пресмыкающиеся?
Для каких целей человек использует пресмыкающихся?
Почему пресмыкающиеся нуждаются в охране?
IV. Выводы.
V. Рефлексия обучающихся
Оцените своё личное отношение к пройденной теме – показав 1 из трех смайликов, которые лежат у вас на столе.
VI. Подведение итогов, задание на дом
Напишите когда и от каких групп животных на Земле произошли древние пресмыкающиеся? Чем они отличались от современных видов?