СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок православной культуры для 7 класса по теме "Святители Руси"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний обучающихся по данной теме, развитие  памяти, внимания, устной речи, воспитания ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок православной культуры для 7 класса по теме "Святители Руси"»

19.01.2018 7кл. православная культура

Тема: Обобщающий урок по теме «Святители Руси».

Цели:- обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденной теме;

-развивать память, внимание, устную речь, развивать анализ внимания (не замечать посторонних раздражителей);

-воспитывать интерес к предмету, ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;

Оборудование: тестовые задания, иллюстративный материал, листочки, черный ящик; компьютер, музыка


Ход урока

  1. Организационный момент

- А ну –ка, похлопайте, как я! (учитель хлопает)

А ну –ка, все вместе, все в раз! (хлопают)

Так хлопают только у нас!

Так хлопают только у нас!

А ну –ка, притопни, какя! (учитель топает)

А ну –ка, все вместе, все в раз! (топают)

Так топают только у нас!

Так топают только у нас!

А ну –ка, скажите: «Ха – ха!»

А ну –ка, все вместе, все в раз!

Смеются так только у нас!

Смеются так только у нас!

- Я надеюсь, что Вы с улыбкой воспримете и выигрыш и поражение сегодня на нашем необычном уроке. Тогда это хорошее настроение не покинет Вас!

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по пройденной теме «Святители Руси». Но урок у нас будет сегодня волшебный, и для этого мы сейчас разделимся на 2 команды и будем состязаться.

III. Повторение пройденного материала.

- Вы разделились на команды, а сейчас придумайте название своим командам и выберите капитанов.

1) - Прежде чем начать игру,

Проведем разминку.

Взяли в руки грифели и ручки,

А затем листочки.

1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.

На старт – марш – листочки взять,

Немедленно их подписать,

И православные тесты начать.

  1. Когда произошло Крещение на Руси?

а) В 988г. в) 1988г.;

б) 1001 г.

2. При каком князе произошло Крещение Руси?

а) Ярославе в) Олеге

б) Владимире

3. Отрывок, из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» - свидетельствует о том, что у восточных славян:

а) утвердилось христианство;

б) были распространены языческие верования;

в) отсутствовали контакты с другими странами.

4. Как звали княгиню, которая первой приняла христианство?

а) Елена в) Ольга

б) Наталья

5. Кто был правителем Руси с 980 по 1015?

а) Владимир; в) Олег;

б) Игорь;

6. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:

а) князя Святослава породниться с правителями европейских стран;

б) киевских князей объединиться, избежать порабощения хазарами;

в) киевских князей упрочить государство и свою власть..

7. Какая река была местом крещения киевлян?

а) Днепр; в) Волга;

б) Волхов;

8. К чему привело принятие христианства на Руси?

а) к усилению племенной разобщенности;

б) к усилению позиций западной римской церкви;

в) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры.

9. Кто был причислен Русской православной церковью к лику святых?

а) князь Владимир и княгиня Ольга; в) князья Аскольд и Дир;

б) князья Рюрик и Олег;

10. С именем какого князя связано начало создания на Руси первого письменного законодательства?

а) Святослава; в) Владимира Святого;

в) Ярослава Мудрого.

11. Откуда на Русь пришло христианство?

а) из Волжской Булгарии;

б) из Рима; в) из Византии.

2) – Следующий задание «Кто есть кто?» называется. Я Вам сейчас раздам листочки с текстом, а Вы должны будите определить святых, о которых идет речь.

1 команда

а) самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

(Илья Муромец)

б) По признакам, приведенным ниже, определите святого, о котором идет речь.

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший вбудущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белгородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать — Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей. С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

2 команда

а) Определите святого, о котором идет речь

Новгородский князь и полководец. Князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Канонизирован Русской православной церковью. Традиционно считается российскими историками русским национальным героем, истинно христианским правителем, хранителем православной веры и свободы народа, одержавшем победу на реке Нева.

б) По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.

Это имя знает каждый школьник, каждый взрослый человек, каждый верующий и атеист, историк и обычный крестьянин. Родился в 1314 году по одной версии, а по другой в мае 1322 года. Его мирское имя было Варфоломей. Преподобный … являлся игуменом, собирателем земель русских, основателем большого количества монастырей, среди которых знаменитая Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад. Именно с именем Преподобного …связано возникновение российской духовной культуры, которая должна была победить татаро-монгольское иго, что и стало делом всей жизни. Отличался способностью придавать практически любому человеку духовную силу с помощью своих наставлений.

(Сергий Радонежский ).

3) – Эстафета продолжается, следующий тур «Знаешь ли ты?» называется.

Я буду задавать вопросы по очереди командам, а Вы должны правильно на них ответить. Если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к другой команде.

  1. ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО? (береста, из неё делают попловки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)

  2. В годину лихих испытаний новгородцы на своем вече принимали решение: «Настал час послать к Ярославичу Бить челом, звать в Великий Новгород». Что такое «чело» и что такое «Бить челом»? (Лоб.Низко кланяться)

  3. Этот князь получил свое имя, одержав победу на реке Дон.

  4. Этот князь сказал: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

4) – Следующее задание для капитанов и называется он «Самый внимательный»

- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату.

1) Крещение Руси.

2) 1000-летия Руси.

3) Княгиня,которая первой приняла христианство.

4) Сыновья Владимира, принявшие Крещение.

5) Физминутка

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

6) – А теперь задание «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

1 команда

Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел пешком на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя. По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.

2 команда

С развитием цивилизации стало очень удобно иметь разные календари в разных странах. Торговля, мореплавание, путешествия расширяли контакты между народами, которым благоприятствовало наличие разного летоисчисления. В эпоху Петра Х на Руси был византийский календарь. Структура его была такая же, как у римского юлианского с делением на месяцы, недели и дни, новый год приходился на 1 апреля, а начало летоисчисления считалось от конца сотворения мира. Петр Х внес изменения: начало нового года переместилось на 1 августа, а летоисчисление стало вестись от Крещения Христова.

7) – И последнее задание называется «Шерлок Холмс»

Вы должны будите угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.

- Этот напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с солодом, а также их ягод, фруктов. Может употребляться в пищу даже во время Великого поста(квас)

(Тесты онлайн, если остается время)

IV. Итог урока

Подведение итогов, оценки


Прощальная игра


А вот прощальная игра

Нам праздник закрывать пора,

Мы все надеемся, что с ней,

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных

И много всяких всячин.

И, если, ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть игру «наоборот».

Скажу я слово: «Высоко»,

А ты ответишь: «Низко!»

Скажу я слово: «Далеко»,

А ты ответишь: «Близко!»

Скажу я слово: «Потолок»,

А ты ответишь: «Пол!»

Скажу я слово: «Потерял»,

И скажешь ты: «Нашел!»

Скажу тебе я слово: «Трус»,

Ответишь ты: «Храбрец!»

Теперь: «Начало» я скажу,

Ну, отвечай… «КОНЕЦ!!!»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!