СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "Развитие жизни на Земле"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Развитие жизни на Земле"»

Урок биологии в 11 классе

«Развитие жизни на Земле»


Матвеева И.В.,

учитель биологии

МОУ СОШ п. Родниковский

Образовательные задачи:. расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни на Земле на основе знаний о закономерностях и направлениях эволюции. Конкретизировать направления эволюции органического мира, проявляющиеся на протяжении эр и периодов.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность учащихся через умение анализировать,

обобщать, делать логические выводы, сравнивать. Уметь объяснить причины

постепенного усложнения организации и приспособление к условиям сред живых

организмов в процессе эволюции.


Воспитательные задачи:

воспитывать стремление к знаниям, совершенствовать навыки работы в группе,

умение осуществлять взаимоконтроль.


Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Организация деятельности учащихся: групповая работа.

Оборудование: презентация к уроку, геохронологическая таблица.


Сверху на доске записана тема урока «История развития жизни на Земле», эпиграф «Как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет…»


Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя. ( обратить внимание на эпиграф. В чем, по – вашему, смысл высказывания?)

Биологическая эволюция продолжается на Земле более 3, 5 миллиардов лет. С момента возникновения первых клеточных организмов, благодаря естественному отбору, появилось бесчисленное множество живых организмов. Изучая тему «Развитие жизни на Земле», мы познакомились с подразделением истории нашей планеты на эры и периоды; узнали, когда и как возникли те или иные группы животных и растений.

Опираясь на изученный материал и используя дополнительную информацию из разных источников при подготовке к сегодняшнему уроку, мы попробуем найти некоторые ответы на вечные эволюционные «Почему…?»


Как сказал Ж. Фабр:

«Разуму свойственно размышлять,

То есть связывать причины и следствия,

Давать ответ на вопрос «почему»,

Находить в цепи происходящего начала и концы».

(Слайд №2).

3.Целеполагание. Планирование деятельности.

Перед Вами на столах лежат «Карты самоконтроля»:


Задания

Выполнить смогу (+),

не смогу (-): (оценка своих возможностей)

Выполнение работы

1.Понятия: эволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, геохронология, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.



2. Основные ароморфозы архея.



3. Основные ароморфозы протерозоя.



4. Как происходило развитие жизни на Земле в палеозое?



5. Какие особенности строения псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.



6. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?



7.Главные события мезозоя.



8. Какие ароморфозы позволили древним рептилиям занять господствующее положение на Земле в мезозое?



9.Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех признаков.



10.Какие ароморфозы позволили млекопитающим широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех признаков.



11.Какие ароморфозы позволили голосеменным занять господствующее положение на Земле в палеозое?



12.Какие ароморфозы позволили цветковым широко распространиться и занять господствующее положение на Земле?





Прочитайте задания, которые вам сегодня необходимо выполнить. Во второй колонке отметьте знаками задания, которые вы сможете выполнить и задания, которые у Вас вызывают затруднения.

Итак, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока (учащиеся высказываются)

  1. Основной этап. Обобщение и систематизация материала.


Учитель: историю развития жизни на Земле изучают еще с 5 класса. У пятиклассников всегда возникает вопрос: «А как ученые узнали, сколько миллионов лет назад жили те или иные животные, растения?» А вы можете ответить на этот вопрос?

( это изучает наука палеонтология) слайд

-Прокомментируйте высказывание А. И. Герцена о палеонтологии: «Мир прошедший, покорный мощному голосу науки, поднимается из могилы свидетельствовать о  переворотах, сопровождавших развитие поверхности земного шара; почва, на которой мы живём, эта надгробная доска жизни миновавшей, становится как бы прозрачною; каменные склепы раскрылись; внутренности скал не спасли хранимого ими. Мало того, что полуистлевшие, полуокаменелые остовы обрастают снова плотью, палеонтология стремиться раскрыть закон соотношения между геологическими эпохами и полным органическим населением их»…

 

Учитель: Как можно установить возраст ископаемых останков растений и животных?

 

(существует несколько методов датировки ископаемых останков. Вот некоторые из них:

 Сообщение 1 ученика:

относительная датировка:

o   биостратиграфический метод – сравнение различных типов ископаемых останков, сохранившихся в разных слоях пород;

o   палеомагнитный метод – связан с периодическими изменениями направления магнитного поля Земли в прошлом;

o   метод сравнения химических веществ, содержащихся в данной ископаемой кости (определяется количество накопленного фтора или урана.

 

2 ученик: абсолютная хронометрия:

o   дендрохронология – основана на подсчете ежегодных колец в древесине;

o   анализ соотношения изотопов кислорода в грубоководных осадках;

o   датировка с помощью радиоуглеродного метода;

  • датировка по изотопам уранового ряда.)


Учитель демонстрирует окаменелости, предлагает побывать в палеонтологическом музее.

 

Экскурсия в палеонтологический музей- видеоролик 2 мин.


-И мы сейчас, как ученые, восстановим все крупнейшие события в истории Земли. Для этого надо вспомнить некоторые понятия.

(Слайд №3)- закончить предложение (отвечают по одному с места)

  1. Процесс исторического развития живых организмов с момента их появления на

Земле и по настоящее время…..

  1. Крупные эволюционные изменения морфо-физиологической структуры,

позволяющие организмам осваивать новые среды обитания….

  1. Мелкие (частные) приспособления живых организмов к конкретным

(специфическим) условиям среды….

  1. Упрощение организации живого организма…..

  2. Организмы, способные создавать органическое вещество называются………..

  3. Организмы, питающиеся органическим веществом в готовом виде, называются…

  4. Организмы, живущие в кислородосодержащей среде, называются……

  5. Организмы, способные жить в среде без кислорода называются………..

  6. Организмы, клетка которых не имеет ядра называются………….

  7. Организмы, клетка которых содержит ядро, называются…….


Учитель: Кроме основных понятий, мы должны хорошо знать последовательность эр и периодов в истории Земли.

( геохронологическая цепочка- по очереди)

1 группа- называет эры по порядку, начиная с древнейшей.

2 группа- периоды палеозоя, мезозоя, кайнозоя.

(про эоны)

Слайд


Учитель: В последние десятилетия написано немало книг о развитии жизни на Земле.

Среди них не только научно-популярная литература, но и художественная. Сейчас вашему вниманию будет предложено 2 отрывка из литературных произведений- каждой группе свой отрывок. Ваша задача определить эру и главные эволюционные события .

1 гр. Отрывок из произведений Клиффорда Саймака “ Кто там, в толще скал?”, 2 гр.- отрывок  Жозефа-Анри Рони-старшего “Борьба за огонь».

Клиффорд Саймак “ Кто там, в толще скал?”.

“Дышать было трудно. Дэниельс отчаянно хватал ртом воздух, ощущая в нем необычный, ни на что не похожий привкус. Он сидел на камнях, ловил воздух ртом и разглядывал водную ширь, поблескивающую под высоким теплым солнцем…

Сегодня все было неузнаваемым. Он попал в совершенно неведомые края – вне сомнения, его отбросило во времени гораздо дальше, чем случалось до сих пор, и он, по-видимому, очутился у берегов большого внутриконтинентального моря в дни, когда атмосфера была бедна кислородом – беднее, чем во все последующие эпохи. "Вероятно, – решил он, – я сейчас вплотную приблизился к рубежу, за которым жизнь для меня стала бы попросту невозможна..."

Сейчас кислорода еще хватало, хотя и с грехом пополам – из-за этого он и дышал гораздо чаще обычного. Отступи он в прошлое еще на миллион лет – кислорода перестало бы хватать. А отступи еще немного дальше – и свободного кислорода не оказалось бы совсем. Он опустил руку и слегка поскреб камень, на котором сидел. На камне проступало зеленоватое пятно – оно тут же отделилось и прилипло к ладони толстой пленкой, склизкой и противной на ощупь.

Значит, перед ним была первая жизнь, осмелившаяся выбраться на сушу, – существа, что и существами-то еще не назовешь, боязливо жмущиеся к берегу, не готовые, да и не способные оторваться от подола ласковой матери-воды, которая бессменно пестовала жизнь с самого ее начала”

Ответы группа пишет.





Жозеф-Анри Рони-старший “Борьба за огонь”.

“Целый день шли Нао, Гав и Нам по саванне. Она была в расцвете своих сил; травы качались, набегали друг на друга, как морские волны, саванна колыхалась под легким ветерком, трескалась на солнце, излучала в воздух бесчисленные ароматы. Она была грозна и обильна, монотонна в своей необъятности и вместе с тем разнообразна. Невысокие холмы перемежались с ложбинками и болотами, где кишели насекомые и пресмыкающиеся… В воздухе скользили дрофы, куропатки, парили журавли и вороны. Табуны лошадей и стада лосей пересекали зеленую равнину… Лес то опускался в ложбины, то вновь поднимался на холмы, порождая все виды растений, все разновидности животных. В лесу водились гиены, волки, кабаны, лани, козы, муфлоны, носороги в тяжелом панцире и даже львы-великаны, встречающиеся все реже и реже; вымирание этой породы началось уже сотни веков тому назад. Встречался там и мамонт, губитель деревьев; пребывание его в лесу было более опустошительным, нежели циклоны и наводнения”.

Ответы учащихся 1 гр..

(Речь о возникновении зелёных водорослей- эра архейская).

Слайд 4

Учитель.

Какие крупнейшие ароморфозы возникли у водорослей?

Ответы учащихся.

(появление хлорофилла, фотосинтез.)

Учитель. Появление хлорофилла и фотосинтеза – счастливая неразгаданная случайность,потому что от этого процесса в конечном итоге зависят все проявления жизни на нашей планете.

Существует мнение, что возникновение фотосинтеза стало мощным «катализатором» эволюционного процесса. Приведите доказательства, если вы согласны с этим утверждением или опровергните его, если вы с этим мнением не согласны.


Примерные ответы учащихся.

В атмосферу и в воду стал выделяться кислород, стала возможной жизнь на Земле. Привело к возникновению крупнейшего ароморфоза: кислородного дыхания. Это дало толчок к быстрой эволюции растений и животных.


2 группа- предполагаемые ответы

(Эра- кайнозойская, период антропоген)

Учитель: расцвет какого класса описан в отрывке?

(класс млекопитающие)


Учитель: Поработаем с рисунками на слайдах.

Задание 1 группе: какая эра изображена на слайде. Назовите основные

ароморфозы данной эры (протерозойская) (Слайд №4).


Задание 2 группе (Слайд №5): Какие особенности строения псилофитов позволили им первыми освоить сушу? В какой эре и периоде произошло это событие? Ответ обоснуйте.


Задание 1 группе (Слайд №6): Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу? В каком периоде?


Задание для всех (Слайд №6): установите соответствие между живым объектом и его характеристиками. 1 гр.- признаки земноводных, 2 гр.- птиц, найдите в списке ароморфозы.

Задания для 1 группы: выберите ароморфозы, благодаря которым появились голосеменные (Слайд 7). В каком периоде?

Задания для 2 группы: выберите ароморфозы, благодаря которым появились покрытосеменные (Слайд №7).

Задание для всех (Слайд №8): события какой эры изображены на данном слайде?

(Это мезозой- эта эра таит в себе одну из волнующих эволюционных загадок. В течение всего мезозоя динозавры были полноправными хозяевами планеты. А потом очень быстро, буквально за какие-то 5 миллионов лет, они практически полностью исчезли с лица Земли. Существуют различные гипотезы, объясняющие причины их быстрого и странного вымирания. Небольшое исследование провела Михеева Л.

(Презентация – Михеева Л.)


Задание для всех (Слайд №9): по данному перечню ароморфных черт, определите, о какой группе животных идет речь. Когда она появилась на Земле?


  1. Четырехкамерное сердце.

  2. Теплокровность.

  3. Длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту.

  4. Более развитый головной мозг, большая активность.

  5. Конечности под туловищем.

  6. Совершенные легкие.

  7. Наружное ухо.

  8. Потовые железы.

  9. Дифференцированные зубы.

  10. Диафрагма.

  11. Выкармливание детенышей молоком.

  12. Волосяной покров.

( класс млекопитающие)


Итак, подытожим.

Задание 1 группе: установить последовательность главных этапов эволюции растительного мира. ( 2 мин.)


Задание 2 группе: установить последовательность главных этапов эволюции животного мира (Слайд № 10). (2 мин.)


Учитель: сейчас у нас- традиционная пятиминутка ЕГЭ. Разберем некоторые задания из раздела «Развитие жизни на Земле». ( на слайдах)

Задание 16 № 19877

Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эволюции, и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ

 

ЭРЫ

А) воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц

Б) рас­цвет рептилий

В) рас­цвет моллюсков

Г) рас­цвет насекомых

Д) рас­цвет млекопитающих

Е) рас­про­стра­не­ние птиц

 

1) палеозойская

2) мезозойская

3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

E

 

 

 

 

 

 


Задание 23 № 22143

На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.





Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).

Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?


Задание 23 № 22159

На рисунке изображен белемнит - вымершее животное, обитавшее 440—410 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода). Какие черты внешнего строения позволяют сделать такие выводы?


Заключительный этап

. Сколько неразгаданных тайн таит в себе история развития жизни, сколько неизвестного ждёт человечество в будущем!

Сегодня мы остановились лишь на нескольких загадках эволюции. На самом деле их значительно больше.

Сформулируйте вопросы, которые, возможно, возникли у вас по ходу сегодняшнего урока, помня о том, что умение ставить правильные вопросы не менее важно, чем умение давать правильные ответы.

Запишите их на рабочих листахрасположенных на столах

На вопросы, вызвавшие наибольший интерес, мы постараемся найти адреса сайтов в Интернете, которые вы сможете посетить и найти ответы на интересующие вас вопросы.

Итог урока и домашнее задание: В заключении хочется отметить и сказать большое спасибо учащимся, которые принимали активное участие в работе на уроке и по составлению презентаций.

Рефлексия:

Сопоставьте умения, перечисленные на доске с теми заданиями, которые вы выполняли по ходу урока. И оцените наличие у себя этих умений в соответствии с указанными критериями. Уходя с урока, выберите динозавров соответствующего цвета и поместите в наш искусственный «динозавриум».

Умения

Критерии оценки

  1. Выделять главное и обобщать

  2. Предполагать и прогнозировать

  3. Доказывать и опровергать

  4. Умение работать с книгой и дополнительными источниками информации.


Розовый динозавр – владею умениями в совершенстве

Жёлтый динозавр – умею это делать хорошо

Синий динозавр – умею это делать не совсем хорошо

Фиолетовый динозавр - это у меня пока получается плохо


В заключении -Видеоролик «История Земли за 6 минут»?????



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!