СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок в 7 классе: "Амфибии. Ода Земноводным".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предоставлен урок -игра по биологии на тему «Обобщение знаний о земноводных». Урок построен с учетом психологических особенностей детей данного возраста. Урок опирается на знания и умения, полученные ранее.

Цель урока: обобщение и укрепление знаний по теме

Тип урока: урок- обобщение

На уроке решались следующие задачи:

-    образовательные - обобщить знания по теме «Земноводные»

-    развивающие – развивать память, внимание, мышление, творческое воображение

-    воспитательные - воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок в 7 классе: "Амфибии. Ода Земноводным".»


КГУ «Новомихайловская средняя школа»

Мамлютского района

Северо-Казахстанской области













Обобщающий урок по биологии
в 7 классе

«Амфибии. Ода земноводным»



подготовила

учитель биологии

Щёголева Валентина Николаевна

















с. Новомихайловка

2015г.

Обобщающий урок

«Амфибии. Ода земноводным» (слайд № 1)

Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 7 классов.




Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

  • вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через групповую деятельность.


Ход мероприятия

(слайд № 2,3) У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.


(слайд № 4) Эпиграф: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». А.Брем.


Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:

  • красивая как лебедушка;

  • хитрая как лиса;

  • глухой как тетерев;

  • задиристый как петух и др.

Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.

Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.

Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Но прежде чем мы начнём я бы хотела, чтобы вы мне показали ваше настроение с помощью смайликов. Прекрасно! Итак, начнём!

Конкурс 1. «А ну-ка, отгадай!» (слайд № 5)

Учитель: Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия земноводных, оканчивающиеся на букву «а». Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 4 балла.

(слайд № 6)



Ж





К






Л






С










(слайд № 7)



Ж

А

Б



К

В

А

К

Ш


Л

Я

Г

У

Ш

К

С

А

Л

А

М

А

Н

Д

Р


Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.


Конкурс 2. «А ну её в болото!» (слайд № 8)

Учитель: Из болота пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия земноводных. Продолжительность конкурса – 2 минуты. Максимальное количество 3 балла.

(слайд № 9)

КВАК

ГОЛО

ТИК

ТРИ




ВАС


ТОН

ША



Ответы: ГОЛОВАСТИК (слайд № 10), КВАКША (слайд № 11), ТРИТОН (слайд № 12).

Капитаны команд заносят результаты в оценочный лист. Самопроверка.


(слайд № 13) Лягушка - древолаз.

Ярко - розовые, жёлтые с чёрным, ядовито зелёные, тёмно-бордовые с металлически - синими пятнами - лягушки древолазы из лесов Центральной и Южной Америки восхищают своими фантастическими расцветками. Эти лягушки, не таясь, сидят средь бела дня на земле или на деревьях, защищенные своим великолепием. Броский цвет - ясное предупреждение: смотри, но не трогай. Ярко окрашенная кожа некоторых из этих квакушек содержит самый сильный в царстве животных яд - гомобатрахотоксин: достаточно 0,00001 г., чтобы убить человека.

Местные индейцы веками смазывают лягушачьей слизью стрелы и иглы для духовых трубок. Яд настолько концентрирован, что одного золотистого древолаза хватает на 40 отравленных наконечников. Обезьян, оленей и других небольших животных меткий выстрел парализует за несколько секунду. Однако у слизи древолазов обнаружены и иные ценные свойства. Она содержит, например, болеутоляющее вещество, которое сильнее морфия. Лягушки не страдают от бактериальных инфекций: считается, что их нежная кожа содержит мощнейшие антибиотики.


Конкурс 3. «Знаешь ли ты строение земноводных» (слайд № 14)

Учитель: Командам раздаются карточки – задания. На рисунке показаны части скелета лягушки. Вам надо назвать все косточки. На обдумывание дается 5 минут. Максимальное количество 11 баллов. (слайд № 15,16)

Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.



















Конкурс 4. «Характерные признаки земноводных» (слайд №17,18)


  1. Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды

  2. Сердце трехкамерное

  3. Сердце двухкамерное

  4. Кровь в организме смешанная

  5. Кровь в организме несмешанная

  6. Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения

  7. Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения

  8. Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка

  9. Тело голое, слизистое

10.Тело покрыто костными чешуями

11.Тело покрыто роговыми чешуями

12.В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление

13.При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ

14.Размножение в воде

15.Размножение на суше

16. Дыхание легочное и кожное

17.Дыхание легочное

18.Дыхание жаберное

19.Обитают только в воде

20.Обитают в воде и на суше

21.Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше

КЛЮЧ: 1,2,4,6,8,9,12,14,16,21 (слайд № 19)

Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.


Физ.минутка «Верю – не верю!» (слайд № 20,21)

выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

7. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

8. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

9. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

10. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)


Учитель: А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока: «Жаба – настоящее

благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 22). Конкурс 5. «Биологическая задача»

Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? Ответ: 1 млн. 260 тысяч.

- Как называется такой способ борьбы с вредителями?

Ответ: 1 млн. 260 тысяч.

Капитаны команд заносят результаты в оценочный лист. Самопроверка.

Конкурс 6. «Ребусы» (слайд № 23,24)

,

ч н и ц а


3 т о н














, о , й



, амандра

Ответы: ЧЕСНОЧНИЦА, ТРИТОН, РЫБОЗМЕЙ, САЛАМАНДРА(слайд № 25).

Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.

Конкурс 7. «А что мы пропустили?» (слайд № 26)


Вставьте в текст пропущенные слова: Земноводные — это ........................ животные, жизнь которых связана как с ………...., так и с………….. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные ……………… . Лягушка дышит............................... воздухом, который попадает в ее организм через ………………………….и ……………………. . Кожа у лягушки, как у всех земноводных ……………………….., всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных …………….……. Земноводные с ………………………….... температурой тела. Органами дыхания служат …………….... и …………………. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является………………….... между пальцами стопы.

Ответ: (слайд № 27) Земноводные — это позвоночные животные, жизнь которых связана как с сушей, так и с водой. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные веками. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через лёгкие и кожу. Кожа у лягушки, как у всех земноводных гладкая, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желёз. Земноводные с непостоянной температурой тела. Органами дыхания служат лёгкие и кожа. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособ-лений к плаванию является перепонки между пальцами стопы.


Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.



Лягушкам поставлено много памятников, более 20-ти. За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? Нет! Обыкновенная, известная всем лягушка «увековечена» вполне заслуженно. Это маленькое животное помогло сделать человеку много очень важных открытий. Издавна естествоиспытатели и медики проводят свои бесчисленные опыты на лягушках. Она очень живуча и ее легко добыть. Я вам покажу несколько и расскажу одну легенду.

(слайд № 28) Вот перед вами самый первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. (слайд № 29) А вот памятник лягушке в Бостоне. Неподалеку от Светлогорска, в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя. (слайд № 30) Так же Царевна-лягушка есть в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки Неглинки.

(слайд № 31) При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень красивая, но жуткая история… (слайд № 32)
Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток – не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели.

Наутро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек.
Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва».

Домашнее задание (слайд № 35)

Составьте синквейн на термин земноводные.


Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности? 
- Какое у вас настроение в конце урока (покажите смайлик).

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом: 

(слайд № 36)

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем, 
Как чист и прозрачен родной водоем»!


– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе! 

Используемая литература:

1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. http://pochemu4ka.ru (аппликация «Лягушонок»)

3. Картинки земноводных (автор и источник заимствования неизвестен)

4. Звуки амфибий - http://www.zooclub.ru

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!