КГУ «Новомихайловская средняя школа»
Мамлютского района
Северо-Казахстанской области
Обобщающий урок по биологии
в 7 классе
«Амфибии. Ода земноводным»
подготовила
учитель биологии
Щёголева Валентина Николаевна
с. Новомихайловка
2015г.
Обобщающий урок
«Амфибии. Ода земноводным» (слайд № 1)
М
етодические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 7 классов.
Образовательные задачи:
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
развитие коммуникативных навыков;
осуществление межпредметных связей.
Коррекционные задачи:
развитие памяти, внимания;
развитие образного мышления;
развитие творческого воображения;
развитие восприятия;
повышение самооценки, снижение тревожности.
Воспитательные задачи:
Ход мероприятия
(слайд № 2,3) У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
У природы живые ноты:
Песня поля и музыка моря
Ручейками звенит природа,
Соловьями встречает зори.
Окружая леса заботой,
Помогая хлебам колоситься
Мы в чудесных стихах природы
Открываем свои страницы.
(слайд № 4) Эпиграф: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». А.Брем.
Учитель: Вряд ли кто объяснит толком, за что мы любим одних, не жалуем и боимся других, равнодушны к третьим. Характер и облик наших давних соседей по общежитию на Земле мы давно уже знаем. В пословицах, поговорках, эпитетах (когда наглядно хотим представить кого-нибудь из людей) мы часто вспоминаем животных:
Образы-параллели мы получили в наследство от тех времен, когда все люди близко соприкасались с природой. Теперь человек все больше и больше отдаляется от природы, но к животному миру у него сохраняются определенные симпатии и антипатии. Оказывается, что 97% опрошенных людей своими любимцами считают млекопитающих и только 3% отдают предпочтение рыбам, пресмыкающимся и земноводным.
Саламандра, тритон:- эмоций не много, лягушка - еще ничего, но жаба: Слово-то, какое! Кто презрительно улыбнется, кто содрогнется, будто ему в жаркий полдень вылили за шиворот стакан холодной воды. Чаще всего эмоции отрицательные, разница только в том, кто и как демонстрирует свое невежество. Именно невежество.
Попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных, интереснейших созданий, по новому, с уважением: поверьте, они этого заслуживают. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Но прежде чем мы начнём я бы хотела, чтобы вы мне показали ваше настроение с помощью смайликов. Прекрасно! Итак, начнём!
Конкурс 1. «А ну-ка, отгадай!» (слайд № 5)
Учитель: Надо решить кроссворд, вписав в клетки названия земноводных, оканчивающиеся на букву «а». Продолжительность конкурса – 3 минут. Максимальное количество 4 балла.
(слайд № 6)
| | Ж | | | ![](https://fhd.multiurok.ru/4/7/d/47d9bb284cbbaee5faedc72d468ad1d44a4a8c84/obobshchaiushchii-urok-v-7-klassie-amfibii-oda-ziemnovodnym_3.png) |
| | К | | | | |
| Л | | | | | |
С | | | | | | | | |
(слайд № 7)
| | Ж | А | Б | ![](https://fhd.multiurok.ru/4/7/d/47d9bb284cbbaee5faedc72d468ad1d44a4a8c84/obobshchaiushchii-urok-v-7-klassie-amfibii-oda-ziemnovodnym_3.png) |
| | К | В | А | К | Ш |
| Л | Я | Г | У | Ш | К |
С | А | Л | А | М | А | Н | Д | Р |
Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.
Конкурс 2. «А ну её в болото!» (слайд № 8)
Учитель: Из болота пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получились названия земноводных. Продолжительность конкурса – 2 минуты. Максимальное количество 3 балла.
(слайд № 9)
КВАК
ГОЛО
ТИК
ТРИ
ВАС
ТОН
ША
Ответы: ГОЛОВАСТИК (слайд № 10), КВАКША (слайд № 11), ТРИТОН (слайд № 12).
Капитаны команд заносят результаты в оценочный лист. Самопроверка.
(слайд № 13) Лягушка - древолаз.
Ярко - розовые, жёлтые с чёрным, ядовито зелёные, тёмно-бордовые с металлически - синими пятнами - лягушки древолазы из лесов Центральной и Южной Америки восхищают своими фантастическими расцветками. Эти лягушки, не таясь, сидят средь бела дня на земле или на деревьях, защищенные своим великолепием. Броский цвет - ясное предупреждение: смотри, но не трогай. Ярко окрашенная кожа некоторых из этих квакушек содержит самый сильный в царстве животных яд - гомобатрахотоксин: достаточно 0,00001 г., чтобы убить человека.
Местные индейцы веками смазывают лягушачьей слизью стрелы и иглы для духовых трубок. Яд настолько концентрирован, что одного золотистого древолаза хватает на 40 отравленных наконечников. Обезьян, оленей и других небольших животных меткий выстрел парализует за несколько секунду. Однако у слизи древолазов обнаружены и иные ценные свойства. Она содержит, например, болеутоляющее вещество, которое сильнее морфия. Лягушки не страдают от бактериальных инфекций: считается, что их нежная кожа содержит мощнейшие антибиотики.
Конкурс 3. «Знаешь ли ты строение земноводных» (слайд № 14)
Учитель: Командам раздаются карточки – задания. На рисунке показаны части скелета лягушки. Вам надо назвать все косточки. На обдумывание дается 5 минут. Максимальное количество 11 баллов. (слайд № 15,16)
Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.
![](https://fhd.multiurok.ru/4/7/d/47d9bb284cbbaee5faedc72d468ad1d44a4a8c84/obobshchaiushchii-urok-v-7-klassie-amfibii-oda-ziemnovodnym_6.png)
Конкурс 4. «Характерные признаки земноводных» (слайд №17,18)
Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды
Сердце трехкамерное
Сердце двухкамерное
Кровь в организме смешанная
Кровь в организме несмешанная
Кровь в организме течет по двум кругам кровообращения
Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения
Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, промежуточного, продолговатого и мозжечка
Тело голое, слизистое
10.Тело покрыто костными чешуями
11.Тело покрыто роговыми чешуями
12.В скелете хорошо развиты пояса конечностей. Отсутствие их — вторичное явление
13.При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ
14.Размножение в воде
15.Размножение на суше
16. Дыхание легочное и кожное
17.Дыхание легочное
18.Дыхание жаберное
19.Обитают только в воде
20.Обитают в воде и на суше
21.Некоторые виды обитают в воде, некоторые — на суше
КЛЮЧ: 1,2,4,6,8,9,12,14,16,21 (слайд № 19)
Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.
Физ.минутка «Верю – не верю!» (слайд № 20,21)
выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
7. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
8. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
9. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)
10. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
Учитель: А теперь я снова хочу обратиться к эпиграфу нашего урока: «Жаба – настоящее
благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном, а почему я выбрала именно ее, я хочу услышать от вас (слайд 22). Конкурс 5. «Биологическая задача»
Задача: Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года? Ответ: 1 млн. 260 тысяч.
- Как называется такой способ борьбы с вредителями?
Ответ: 1 млн. 260 тысяч.
Капитаны команд заносят результаты в оценочный лист. Самопроверка.
Конкурс 6. «Ребусы» (слайд № 23,24)
,
ч н и ц а
3 т о н
, о
, й
, амандра
Ответы: ЧЕСНОЧНИЦА, ТРИТОН, РЫБОЗМЕЙ, САЛАМАНДРА(слайд № 25).
Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.
Конкурс 7. «А что мы пропустили?» (слайд № 26)
Вставьте в текст пропущенные слова: Земноводные — это ........................ животные, жизнь которых связана как с ………...., так и с………….. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные ……………… . Лягушка дышит............................... воздухом, который попадает в ее организм через ………………………….и ……………………. . Кожа у лягушки, как у всех земноводных ……………………….., всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных …………….……. Земноводные с ………………………….... температурой тела. Органами дыхания служат …………….... и …………………. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособлений к плаванию является………………….... между пальцами стопы.
Ответ: (слайд № 27) Земноводные — это позвоночные животные, жизнь которых связана как с сушей, так и с водой. На голове ее заметны два выпученных глаза, защищенные веками. Лягушка дышит атмосферным воздухом, который попадает в ее организм через лёгкие и кожу. Кожа у лягушки, как у всех земноводных гладкая, всегда влажная благодаря жидким слизистым выделениям кожных желёз. Земноводные с непостоянной температурой тела. Органами дыхания служат лёгкие и кожа. В воде лягушки плавают. Лягушачий стиль плавания называется брассом. Одним из приспособ-лений к плаванию является перепонки между пальцами стопы.
Для проверки и оценивания задания, карточки передаются по часовой стрелки и используется взаимопроверка. Капитаны результаты задания заносят в оценочный лист.
Лягушкам поставлено много памятников, более 20-ти. За что лягушке оказана такая честь? А может быть, это просто случайность? Нет! Обыкновенная, известная всем лягушка «увековечена» вполне заслуженно. Это маленькое животное помогло сделать человеку много очень важных открытий. Издавна естествоиспытатели и медики проводят свои бесчисленные опыты на лягушках. Она очень живуча и ее легко добыть. Я вам покажу несколько и расскажу одну легенду.
(слайд № 28) Вот перед вами самый первый памятник лягушкам был сооружен в Парижском университете, в Сорбонне, в XIX веке. (слайд № 29) А вот памятник лягушке в Бостоне. Неподалеку от Светлогорска, в Калининграде, есть скульптура Царевны-Лягушки до поцелуя. (слайд № 30) Так же Царевна-лягушка есть в Москве на Манежной площади, в искусственном русле реки Неглинки.
(слайд № 31) При въезде в городок Коннектикут (США) стоит интересная и немного детская скульптура, изображающая лягушку на катушке с нитками. С этим довольно оригинальным произведением связана одна очень красивая, но жуткая история… (слайд № 32)
Виллимантик с незапамятных времен слывет Городом Ниток – не первое столетие он славится своей текстильной промышленностью. Для того чтобы подчеркнуть этот факт горожане с радостью и не без гордости установили на мосту монумент — Катушку Ниток.
Так долгие годы памятник стоял на своем месте. Лягушка на катушке появилась позже. И вот как это случилось…
Однажды темной ночью 1754 года горожане были разбужены леденящим душу криком. Встревоженные люди выбежали на улицы с ружьями и палками, чтобы защитить свой город. Простояв в кромешной темноте на холодном ветру с час, они так ничего и не увидели.
Наутро их удивлению не было конца – вся площадь и окрестности города были усыпаны телами мертвых лягушек.
Никто так и не понял, что случилось с бедными животными, возможно, они пали в битве за город? Во славу лягушек горожане установили новый памятник, который назвали «Файт» (fight), что переводится как «битва».
Домашнее задание (слайд № 35)
Составьте синквейн на термин земноводные.
Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности?
- Какое у вас настроение в конце урока (покажите смайлик).
Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
(слайд № 36)
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!
Используемая литература:
1.В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
2. http://pochemu4ka.ru (аппликация «Лягушонок»)
3. Картинки земноводных (автор и источник заимствования неизвестен)
4. Звуки амфибий - http://www.zooclub.ru
9