СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок «В гостях у Хозяйки Медной горы» с использованием сервиса «Plickers». УМК "Природа Южного Урала" Е.В. Григорьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время существует несколько интересных сервисов, которые помогут облегчить проведение опросов, тестов, голосований и викторин, а также сделать их более увлекательными для младших школьников.

В своём уроке я сделала акцент на сервисе «Plickers». Отличительная особенность работы данного сервиса заключается в считывании QR-кодов с заключенной в них информацией. Школьники должны правильно ответить на вопрос, подняв карточку с нужным вариантом ответа. Учитель с помощью мобильного приложения камерой телефона сканирует ответы учеников на карточках, а компьютер с помощью сайта «Plickers» выводит на экран сам вопрос и ответ каждого ученика в режиме online

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок «В гостях у Хозяйки Медной горы» с использованием сервиса «Plickers». УМК "Природа Южного Урала" Е.В. Григорьева»

Обобщающий урок «В гостях у Хозяйки Медной горы» с использованием сервиса «Plickers».

Цель урока: систематизация и закрепление полученных знаний, отработка умений исследовать свойства полезных ископаемых.

На уроке организуется дифференцированно-групповая работа класса по распознаванию изученных полезных ископаемых, описанию их свойств, нахождению и показу на физической карте области.

Класс разбивается на команды, в каждой из которых выбираются капитан, картографы, рудознатцы (геологи).

На уроке проводится 3 конкурса: «Конкурс рудознатцев», «Конкурс капитанов», «В подземных кладовых».

Для проведения конкурсов необходимо использовать набор тестов «Plickers» (Plikers [сайт]. URL: www.plickers.com/mary8kh/В-гостях-у-Хозяйки-Медной-горы-3103), представленный на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1 – Пакет тестов «В гостях у Хозяйки Медной горы» на сервисе «Plickers»

Первым идёт «Конкурс рудознатцев». Учитель сообщает, что хозяйка медной горы пригласила ребят к себе в гости познакомить с богатством уральских недр. Для того, чтобы к ней попасть, командам нужно выполнить несколько заданий.

Каждой команде раздаются зашифрованные названия 2х полезных ископаемых. После расшифровки названий рудознатцы определяют эти ископаемые в коллекциях и вместе с группой описывают их свойства. Предупредите, что остальные команды не должны слышать названия.

Картографы находят месторождения своих полезных ископаемых в атласе, рисуют их условные обозначения на карточках и прикрепляют на физическую карту, которая висит на доске.

Капитан совместно с командой находит дополнительную информацию о полезных ископаемых в хрестоматии и готовит сообщение.

На работу выделяется не более 10 минут. В это время не допускаются выкрики с мест и не принимаются ответы, которые даны без обсуждения с командой (за это снимаются баллы).

После подготовки капитаны по очереди рассказывают о своих полезных ископаемых, не называя их. Остальные команды определяют по описанию, о каком полезном ископаемом идёт речь, и находят его в своих коллекциях. Каждая группа имеет право задать по 2 вопроса команде-сопернице.

Баллы присуждаются как за грамотное описание своих полезных ископаемых, так и за правильно определенное ископаемое команды-соперницы. Можно добавлять баллы за «красивые» вопросы.

На данном этапе команды также оценивают ответы друг друга. Максимальное количество баллов, которое ученики могут присудить за ответ – 3. Оценивание происходит с помощью карточек Plickers (рисунок 4.2). Учителю важно отметить, что выставление командами баллов одноклассникам должно быть аргументированным и честным: команды объясняют, почему выставили такое количество баллов, также можно использовать специальные таблицы оценивания устных ответов, если дети не знакомы с такой формой оценивания.

Рисунок 4.2 – Карточки Plickers

Далее объявляется «Конкурс капитанов». Каждому капитану задаётся по одному вопросу. При затруднении с ответом он может обратиться за помощью к команде. Ответы засчитываются с помощью карточек Plickers, работе с которыми ученики научились на прошлом конкурсе. Вопросы капитанам представлены ниже.

  1. Освоение Уральских недр началось при Петре I. По его указу на Урал отправились рудознатцы искать полезные ископаемые. На территории нашего края были найдены богатые месторождения этого ископаемого. Для его переработки были построены заводы, вокруг которых росли уральские города – Кыштым, Златоуст, Бакал, Сатка и др. Как называется это полезное ископаемое? Что из него получают?

  2. Ещё в каменном веке (более 10 тысяч лет назад) славилось оружие из этого полезного ископаемого. От твёрдого камня наши предки откалывали тонкие и острые пластины и делали из них ножи, наконечники для копий и стрел. Обычный цвет этого ископаемого – коричневый, а в нашей области залегают и зеленые камни. Пояс этих красивых поделочных минералов протянулся по восточному склону Южного Урала от Карабаша через Магнитогорск до Оренбургской области. Какой это минерал? Как называется пояс, в котором он залегает?

  3. Удивительный этот посёлок! Здесь по белому руслу течёт речка, из этого камня сложены сараи и заборы. На окраине села – огромная чаша карьера. Подобно античному театру красуется он ступенями своих террас. В солнечный день здесь нужны темные очки, иначе вас ослепит сверкание этого полезного ископаемого. Как называется этот посёлок? Какое ископаемое там добывают?

  4. Миасс. Миасская долина в XIX веке была главной кладовой России. Самый крупный образец этого полезного ископаемого нашёл Никифор Сюткин осенью 1842 года. «Большой треугольник», так его назвали, весил 36 килограммов. Сейчас он хранится в Государственном алмазном фонде России. О каком ископаемом идёт речь? Как ещё называют Миасскую долину?

  5. В легенде «О волшебной горе» рассказывается: «Давно это было, во времена нашествия на нашу землю грозного Чингис-Хана. Решил хан покорить наших предков и завоевать их богатые земли. Не совладать было нашим людям с этой силой. Решили они спрятаться за гору Чудную. Узнал об этом хан и отдал приказ: поразить всех стрелами ядовитыми. Туча стрел взметнулась к облакам над вершиной горы, но не полетели стрелы дальше Чудной горы. Все они вонзились в скалы и горную вершину. Увидел это грозный хан, решил, что тут какое-то волшебство, и испугался. Отдал войску команду на отступление. Так и ушёл восвояси». О какой горе идёт речь в легенде? Где она находится?

  6. «Говорят у Семигора, хозяина Ильменских гор, зеркало хрустальное было. Посмотрит в него Семигор – всё, что на земле, на воде и в воздухе делается, – всё ему видно. И жила в тех местах старушонка одна завистливая. Юрмой звали. Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Забралась как-то Юрма в горную кладовую Семигора, и так, и сяк зеркало из скалы выворачивает. Не хватает силёнки. Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю – разбилось голубое зеркало на мелкие осколки, по всему краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. Увидал Семигор, что Юрма с его зеркалом сотворила, разгневался и превратил старуху Юрму…». Во что превратил Семигор старуху? Где она сейчас находится?

После проверки капитанов можно следовать во владения Хозяйки медной горы. Данный этап называется «В подземных кладовых».

На этом этапе урока учитель рассказывает о подземных сокровищах, демонстрируя драгоценные и поделочные камни и изделия из них.

Хозяйка Медной горы приглашает нас в первую комнату. В ней мы видим камень разнообразных цветов, но самый распространенный цвет – коричневый.

Встречался он нам в жизни много раз

То в форме бус,

Tо в форме чудных ваз.

На стенах и театра и вокзала, Цвета природа в нем переплетала!

Учитель демонстрирует образцы и изделия из яшмы. В Челябинской области к югу от Карабаша почти на 500 километров тянется яшмовый пояс.

Яшма-камень исключительной красоты и прочности. Она остается вечно молодой. По сути своей – это окаменевший ил древнего моря. Обитали в нем живые организмы – радиолярии. Их древние скелеты и образовали этот ил. Высокая температура и давление придали яшме твердость и самые удивительные рисунки.

Вторая комната залита нежно-зеленым цветом. Этот цвет исходит от камней.

В нем навсегда застыл зеленый пламень.

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивший Урал?

Ответ дети дают с помощью карточек Plickers.
Дети читали «Малахитовую шкатулку» П. Бажова и должны догадаться, что речь идет о малахите. Учитель демонстрирует минерал и изделия из него.

Малахит-водная соль меди всех оттенков зеленого цвета, вплоть до черно-зеленого. Название минерал получил, вероятно, за зеленую окраску, напоминающую цвет листьев мальвы (греч. «таalache»-мальва), либо за небольшую твердость (греч, «malakos»-мягкий).

В виде больших масс малахит встречается в немногих местностях. В России первое место принадлежит Меднорудянскому руднику близ Нижнего Тагила (Свердловская область). Уральский малахит имеет столь характерный облик, что перепутать его с малахитом, привозимым из других стран, невозможно. В настоящее время разработка уральского малахита полностью прекращена. По мнению крупного ученого-минералога Г. Н. Вертушкова, на Урале возможно открытие новых месторождений малахита.

В древности малахит считали камнем врачей и ученых, символом исполнения желаний. В Древнем Египте женщины раствором малахитовой зелени удлиняли глаза, порошком малахита наносили зеленые тени. Этот камень сейчас используется для украшений. Из него делают шкатулки, ларцы, столешницы, вазы. Малахитом облицованы колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Не счесть сокровищ в кладовых Хозяйки Медной горы! Чтобы их увидеть, нужно побывать в музее Ильменского заповедника. Рассказ о нем вы можете прочитать в «Книге для чтения по краеведению».

В конце занятия подводятся итоги, вручаются призы лучшим командам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!