СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок "волновые свойства света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

здесь содержится подробная разработка обобщающего урока по теме "Волновые свойства света", где особое внимание уделяется умению учащихся сравнивать явления дисперсии, дифракции и интерференции, также формируется умение учащихся не только решать стандартные задачи, но и выступать в роли учителя, исправляя специально сделанные ошибки в решении некоторых задач

 

Просмотр содержимого документа
«обобщающий урок "волновые свойства света"»

11-й класс

Тема : Волновые свойства света

Цель : обобщение и систематизация знаний явлений интерференции, дифракции, дисперсии и поляри-

зации, развивать умение анализировать задачи и формировать умение находить ошибки в реше-

ниях задач, способствовать развитию самостоятельности в работе,

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний и умений

Наглядность : опорные конспекты по интерференции, дифракции и поляризации; дифракционные

решетки в проходящем свете, дифракционные решетки в отраженном свете (диски, эти-

кетки, акцизные марки); таблицы : «Интерференция», «Техническое применение интер-

ференции», «Дисперсионный спектр», «Дифракционный спектр».

Ход урока.

1.Мотивация учебной деятельности

Мы изучили основные волновые свойства света (интерференцию, дифракцию, дисперсию, поляриза-цию ).Сегодня мы обобщим ваши знания этого материала, выяснить сходство и отличие этих свойств, вспомнить основные области применения данных явлений , а также проверить ваши умения решать за-дачи по данной теме.

2. Проверка знаний

- что можно сказать о структуре белого света ?

- чем можно объяснить многообразие красок в природе, почему мы видим предметы разного цвета ?

Мы часто наблюдаем в природе , в быту радужные спектры, но все эти спектры можно объяснить со- вершено разными явлениями.

- какими из изученных нами явлений можно объяснять радужные спектры ?

- что такое интерференция ? кто обнаружил это явление, кто дал ему объяснение ?

- примеры интерференции в природе ?

- что такое дифракция ? кто обнаружил явление и кто дал ему объяснение ?

- объяснить ,пользуясь схемой в опорном конспекте, опыт Юнга по дифракции

- какие приспособления позволяют наблюдать дифракционный спектр ?

Покажите дифракционные решетки , лежащие у вас на столе :

- отражательные

- решетки в проходящем свете ( объяснить, как ими пользуются ?).

- Что называют дисперсией света ?

- Рассказать об опытах Ньютона по дисперсии

- Что такое естественный свет и в чем его отличие от поляризованного ? ( с объяснением опыта по поляризации по рисунку в опорном конспекте)


А сейчас проверим , насколько хорошо вы разобрались с данными явлениями. Я буду называть конкретные примеры , а вы - определять, о каком явлении идет речь.

- радужный ореол вокруг хрустальных подвесок люстры

- радужная окраска мыльных пузырей

- радужные полосы на поцарапанном стекле

- радужные крылья стрекозы

- радужные переливы рыбьей чешуи

- радужные кольца вокруг фонаря при наблюдении его сквозь туман

- радужные бензиновые или нефтяные пленки на поверхности воды

- радужные разводы на лазерных компакт-дисках

- радужные полосы от аквариума на стене или на полу комнаты


Итак, давайте выясним, какие есть сходства или различия между явлениями дифракции, интерферен-ции, дисперсии ? ( сходство – во всех трех случаях наблюдают радужные спектры, различие дифракции-онного спектра от дисперсионного :

- дисперсионный спектр - одно единственное чередование цветов от красного до фиолетового,

а в дифракционном спектре в центре – белая полоса, а по обе стороны симметрично расположены

спектры 1,2,3,… порядков , причем цвета чередуются от фиолетового до красного

- абсолютный показатель преломления наибольший для фиолетового цвета, зато наибольший угол от- клонения света при дифракции - для красного цвета, а для фиолетового цвета - все наоборот).

- какие два явления наиболее тесным образом связаны друг с другом, т.е. не было бы одного явления, то мы не могли бы наблюдать и другое явление ?

Теперь обратимся к формулам ,описывающим данные физические явления (одновременно три ученика записывают формулы на доске ):

- записать и сформулировать условия максимума и минимума интерференционной картины

- записать формулу максимума дифракционной решетки

- вывести формулу зависимости абсолютного показателя преломления света от его длины волны и объяснить с точки зрения формулы значения длин волн различных цветов.

? В чем сходство формул максимума интерференции и дифракционного максимума ? ( что в левой части в формуле дифракционного максимума ?)


3. Проверка умений

Решение задач (карточки на 4 варианта) :

- решить 1 задачу ( условие на карточке)

- а) найти ошибку в уже решенной задаче на карточке и написать на листике правильный вариант

решения ( для более сильных учеников )

б) решить 1 задачу ( если быстро справился с предыдущим заданием)


4. Проверка знаний

И теперь наконец мы поговорим с вами о применении интерференции, дифракции, поляризации , дисперсии в технике и в быту ( прослушать сообщения учащихся о практическом применении

вышеуказанных физических явлений )


Домашнее задание : повторить основной материал темы, подготовиться к контрольной работе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!