СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение и распространение педагогического опыта: "ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и распространение педагогического опыта: "ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ"»

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ


Л.Н. Митрофанова

Бюджетное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

[email protected]


Аннотация. В методической разработке демонстрируются приемы формирования фразеологического словаря у школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

Ключевые слова: фразеология, тяжелые нарушения речи.

«Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом,

то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов».

К.Паустовский

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем совершеннее речь и в частности, словарный запас ученика, тем успешнее будет его обучение в школе, правильнее будут формироваться его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а, следовательно, его личность в целом.

Большинство обучающихся нашей школы - это дети с различными речевыми нарушениями. Тяжелые нарушения речи влекут за собой недоразвитие всех аспектов речевой деятельности – грамматики, лексики, фонетики, которое сочетается с узостью мышления, ограничением образного восприятия и речевых обобщений, а также сложностями при овладении чтением и письмом. У обучающихся наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.

Одной из главных задач учителя-логопеда является обогащение словарного запаса обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому так важно вызвать интерес к слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Изучение фразеологизмов на логопедических занятиях значительно пополняет знания школьников о лексике родного языка, обогащает их фразеологический запас, помогает овладеть лексико-стилистическими нормами, способствует формированию монологической речи.

Фразеология - одна из самых увлекательных сфер русского языка. Фразеологические обороты отражают богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей, имеют оценочное значение, т.е. содержат положительную и отрицательную характеристику личности. 

Следует отметить, что дети с тяжелыми нарушениями речи с большим трудом понимают фразеологические обороты. Они мыслят конкретно, привыкли воспринимать слова в их прямом значении, поэтому им часто неясен иносказательный смысл словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих.

Важно помочь ребёнку понять значение фразеологизмов и сформировать у него умение точно и уместно применять их в жизни.

Формирование фразеологического словаря у детей происходит успешнее, если отбирать фразеологические единицы с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, применять наглядные методы и приемы, которые позволяют представить образное содержание фразеологических единиц, создать условия для переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.



Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Фразеологизмы» (4 класс)

Цель: формирование знаний о фразеологизмах и особенностях употребления их в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять знание о понятии «фразеологизмы».

  2. Продолжать учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  3. Совершенствовать умение отличать фразеологизмы от других речевых единиц.

  4. Обогащать пассивный и активный словарь обучающихся фразеологизмами.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

  2. Развивать словесно - логическое мышление.

  3. Развивать слуховое внимание.

  4. Развивать навык правильного подбора фразеологизмов – синонимов к фразеологизмам.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: мультимедийная презентация, маршрутные листы, карточки с заданиями, заготовки для изготовления тематического фразеологического словаря.


Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Слушайте и повторяйте за мной движения.

Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх, пальцы раздвинуты)

Здравствуй, небо голубое! (руки ладонями вверх)

Мы живём в одном краю - (руки в стороны)

Всех я вас приветствую! (руки к груди и вниз)

- Сегодня нас ждет много интересной работы. Глаза ваши не просто смотрят, а все видят и замечают. Уши ваши не просто слушают, а все слышат. Сначала думаем, потом говорим.

- Послушайте выражение и скажите, о каком человеке так говорят:

  • Он мастер на все руки (об умелом человеке).

  • У него язык без костей (о болтливом человеке).

- Смысл этих выражений передают не отдельные слова, а целое выражение, и имеет оно не буквальное, а переносное значение. Вспомним, как называются такие выражения.


II. Основная часть.

Работа по теме. Введение понятия «фразеологизм».

- Соберите понятие из отдельных букв (в карточках), ориентируясь на порядок цифр. Это поможет определить тему нашего занятия:

Ф

М

О

Р

Е

И

А

З

Л

О

Г

З

1

12

6

2

5

10

3

4

7

8

9

11

- Сформулируйте тему нашего занятия.

- Чему будем учиться? (Вспомним, что такое фразеологизмы и чем они отличаются от других словосочетаний, а также будем учиться использовать их в речи).

- Совершим увлекательное путешествие по станциям в удивительный мир фразеологизмов. У каждого из вас маршрутный лист, который укажет вам путь и поможет оценить свою работу.

- Я верю, что сегодня мы будем работать «плечом к плечу» (Это как? - дружно), будем «шевелить мозгами» (Что это значит? - думать).

1.Станция «Теоретическая»

- Что такое фразеологизм?

«Фразеологизм» - это устойчивое сочетание слов. Фразеологизмы нельзя придумать самому, а можно только запомнить и употреблять в своей речи. Фразеологизмы выражают не прямое, а переносное значение:

«Клевать носом» – здесь никто ничего не клюёт. Это выражение означает опускать   голову, задремать   на мгновение (о сильном желании спать). «Чесать языки» – никто не расчесывает язык, а просто болтает, много говорит попусту.

- Как вы считаете, для чего используют фразеологизмы в речи? (Речь будет точнее и выразительнее).

-Оцените свою работу.

2.Станция «Историческая» Видеовопрос.

- Здравствуйте, ребята. А вы знаете, как возникли фразеологизмы? Некоторые связаны с мифологией и реальными историческими событиями. Например, после нашествия татарского хана Мамая на Русь, кругом остался беспорядок и опустошение. С тех пор, когда видят где - либо бардак и развал, говорят: «Пусто, словно Мамай прошёл».

- Другие фразеологизмы вышли из песен, сказок и басен. Например, в басне Крылова Лебедь, Рак и Щука тянули воз в разные стороны и не смогли сдвинуть его с места. С тех пор, когда дело не движется, если его не умеют организовать, говорят: «Да только воз и ныне там».

- Ответьте на вопрос, как возникли эти фразеологизмы:

«Много снега - много хлеба» (на основе наблюдений человека за природными явлениями);

«Болтлив, как сорока» (на основе наблюдений человека за животными)?

- Спасибо! Оцените свою работу.

3.Станция «Фразеологический зверинец».

- Много фразеологизмов появилось вследствие наблюдения человека за поведением животных.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы запишите его продолжение.

Голоден как… (волк)

Труслив как… (заяц)

Хитёр как … (лиса)

Надут как … (индюк)

Упрям как … (осёл)

Нем как … (рыба)

Грязный как…(свинья)

Колючий как … (ёж)

Проверка, объяснение смысла и самооценка.

4.Фразеологическая разминка.

- Вижу, что некоторые путешественники уже устали. Немного разомнемся. Я буду давать команды с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять.

  • Итак, встанем с левой ноги.

  • Встанем, как кол проглотили.

  • Проголосуем обеими руками.

  • Согнемся в три погибели.

  • Попрыгаем, как заяц.

  • Дадим задний ход.

  • Посмотрим друг другу в глаза.

  • Разведем руками.

  • Молодцы, сядем тихо, как мыши.

5.Станция «Фразеологизмы - синонимы».

- Выполните задание. К фразеологизму в левом столбике подберите синоним из правого.

Ни свет, ни заря Мастер на все руки

Капля в море В двух шагах

Рукой подать Кот наплакал

Золотые руки Вместе с петухами

Проверка и самооценка.

6. Станция «Словосочетания».

- Итак, есть фразеологизмы - устойчивые словосочетания, а есть просто словосочетания. Что мы должны научиться делать? тличать фразеологизмы от других словосочетаний).

- Поработаем в парах, определите, какие из словосочетаний являются фразеологизмами, а какие нет.

  • медвежья услуга

  • медвежья берлога

  • считать ворон

  • считать деньги

  • хороший аппетит

  • волчий аппетит

  • светлая юбка

  • светлая голова

  • золотые руки

  • золотое кольцо

  • метр с кепкой

  • серая кепка

- Оцените свою работу.

7. Станция «Редактирование предложений».

- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые сло­ва фразеологизмами.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Мы догадывались, что Вася нас обманывает.
Первого сентября Аня проснулась очень рано.

До школьного стадиона очень близко.

Слова для справок: рукой подать, хлопал ушами, чуть свет, морочит голову.

- Оцените свою работу.

8. Станция «Словарная».

- Ответьте на вопрос. Что вы будете делать, если не знаете значения какого-то фразеологизма? (Обратимся к фразеологическому словарю).

- Верно, я предлагаю вам составить свой фразеологический словарик, но не простой, а тематический. Наш фразеологический тематический словарик будет называться «С головы до ног». (Работа в группах. Обучающиеся собирают фразеологизмы со словами: «голова», «ноги».) 

Проверка и самооценка.


III. Итог занятия. Рефлексия.

- Назовите тему нашего занятия.

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу: кто работал, «засучив рукава»? (Что это значит? - усердно, старательно). А кто – «спустя рукава»? (Это как? - кое-как, небрежно).

- Молодцы!

- Сегодня вы не сидели, сложа руки, а работали в поте лица!

- Спасибо за урок!


Работа над фразеологизмами очень интересна и увлекательна, она позволяет «включать» детей в активную умственную деятельность, способствует повышению мотивации к преодолению речевых нарушений и расширению словарного запаса. Учащимся очень нравятся такие выражения, они привлекают внимание к слову в широком смысле, к языку в целом, раскрывая его красоту и богатство. «Меткость выражения», скрытая во фразеологическом обороте, вызывает положительные эмоции. У детей развиваются коммуникативные навыки, речь становится более живой, эмоциональной и выразительной.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Часть 1: Устная связная речь. Лексика.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  2. Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе. М.: 1989, 190с.
  3. Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. –М.:АСТ: Астрель, 2011.
  4. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. Пособие для работы с уч–ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образовательных учреждений: В 4 ч. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Ч.1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное. – (Коррекционная педагогика)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!